Заметка «О стяжении в стихосложении»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 12
Читатели: 66 +3
Дата:

О стяжении в стихосложении

Недавно мне попалось на глаза стихотворение
автора Фабулы с такой первой строфой:

ОнА жи/вет тАк,/// как бУдто/ бы зАвтра/ не бУдет...
Пьет кОфе/ на зАвтрак/ и Ест/// горЯчий/ омлЕт.
НаИвно,/ по-дЕтски/ мечтАет/ о скАзоч/ном чУде,/
Хоть лЮди/ смеЮтся/ в глазА, мол/, тебЕ ско/лько лЕт?

Как можно увидеть - это 5-ти стопный амфибрахий,
в двух местах/стопах которого не хватает безударного
слога. Такой прием называется стяжением.
Обозначено оно здесь так ///
Знала ли автор он нем, я не знаю, тем не менее
она его применила правильно.

Стяжение
2) В метрическом стихосложении — замена двух кратких слогов одним долгим,
равным им по длительности.
3) В тоническом стихосложении С. иногда называют замену двухсложного
междуиктового интервала (см. Икт) в дольнике односложным.

М. Л. Гаспаров.

Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.



Надо сказать, что стяжение может быть только
в месте словораздела, а не в средине слова, и пауза
в этом месте будет звучать естественно, как если бы
про себя произнести гм.
К чему я это все говорю? 
А к тому, что если и дальше в стихотворении будет
изредка и бессистемно, как в этом примере,
встречаться такой прием, то это все равно будет
считаться амфибрахием или другим силлабо-тоническим
размером, и сбоем здесь никаким не пахнет. Правда,
надо все-таки стараться, чтобы такое ритмическое
выделение было перед значимы в смысловом плане словом.
Резюмируя, можно сказать, что наряду со сверсхемным
ударением, этот прием позволяет обозначить авторскую
интонацию и разнообразить довольно монотонную
ритмику идеальных трехсложников.
Если же такие стяжения бессистемно зачастят, как это случилось
дальше в стихе автора приведенной выше строфы, то это
будет считаться уже дольником.
А если они будут регулярно повторяться в одних и тех же местах, 
то это будет логаэд.
Реклама
Обсуждение
17:19 15.12.2024(2)
1
Хуже то, что "живёт" оказалось без ударения, а "ё" очень не любит быть безударным и всячески сопротивляется. С учётом того, что это первая строчка, читателю, скорее всего, придётся перечитывать, что бы понять ритмику.
19:04 15.12.2024
живёт" оказалось без ударения

Есть еще и сверхсхемные ударения.
18:46 15.12.2024(2)
♥️ «Она так живёт, словно завтра не будет...»

«Она так пьяна от этого воздуха,
Она влюблена в расчёску и зеркало...»
(И.Кормильцев)

ОнА/ живЁт 
тАк, как бУд/то бы зАв/тра не бУдет...
Пьет кОфе/ на зАвтрак
и Ест/ горЯчий/ омлЕт.
НаИвно,/ по-дЕтски/ мечтАет/ о скАзоч/ном чУде,/
Хоть лЮди/ смеЮтся/ в глазА,
Мол, тебЕ/ скОлько лЕт?
19:20 15.12.2024(1)
П.с.: здесь объеденены в одно разные размеры
Если это разбить на строки - всё встаёт на свои места
Но начало и конец отрывка – всё равно, неудачные
19:44 15.12.2024

Ничего здесь не объединено, это 5ст. амфибрахий.
Что у Вас после разбивки встало на места?
тАк, как бУд/то бы зАв/тра не бУдет...

это какой размер, если брать строку отдельно?
19:07 15.12.2024(1)
1
Это Вы к чему так разбили?
19:16 15.12.2024(1)
К тому, что в Поэзии нет правильных и неправильных ритмов.
Поэтам следует разбивать стихи по ритмическим фигурам, а не по смыслу и пр. ненужным настоящим поэтам атавизмам :)
Но если поэт пишет типа обычный стих, то лучше перестановкой слов и поиском лучших слов подражать Кормильцеву.
Лучшая проверка - естественность речи, а если переставлены слова ради гениальности, то до мастерства — ещё далеко
19:36 15.12.2024(1)
Подражать не надо никому.
А то, что ритм может быть любым и что его находят
даже в верлибрах, знаю.

Ваш анжамбеман с так неудачен.

А разве у автора что-то переставлено?
Ее поэтическая речь вполне естественна.
19:46 15.12.2024(1)
Мол сколько тебе лет

Это обычная речь
19:56 15.12.2024(1)
Это обычная речь, если просто возрастом интересуются,
а не вопрос с подтекстом, в котором прямой намек на
инфантильность.
20:01 15.12.2024
А люди смеются в глаза: ей давно — не 14 лет😿
15:25 15.12.2024(1)
1
Знала ли автор он нем, я не знаю, тем не менее
она его применила правильно.

На третьем ходу выяснилось, что гроссмейстер играет восемнадцать испанских партий. В остальных двенадцати черные применили хотя и устаревшую, но довольно верную защиту Филидора. Если б Остап узнал, что он играет такие мудреные партии и сталкивается с такой испытанной защитой, он крайне бы удивился. Дело в том, что великий комбинатор играл в шахматы второй раз в жизни.
/Двенадцать стульев (Ильф и Петров)/Глава XXXIV/

19:16 15.12.2024
Автор явно не второй раз в жизни взяла в руку перо.)
16:44 15.12.2024(1)
19:07 15.12.2024
?
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама