Философы говорят, что удел искусства — особенное. Так оно и есть, а эпитет — атрибут, отвечающий на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», дающий качественную характеристику представляемого лирического предмета, делает поэтическое изображение неповторимым и ярко выразительным:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена.
...
А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
Кстати сказать, в современном стихотворном тексте этот троп, словно лакмусовая бумажка, поможет вам отличить произведение литературного мастера от поделки начинающего автора. Если в строфах
настоящего поэта сирень «лиловогроздая» или словно девочка, «привставшая на цыпочки», то в куплетах множества других сочинителей она «красивая», «пахнущая», в лучшем случае — «кудрявая».
Корявые стихи дилетантов от поэзии отличаются, как правило, невыразительными, скучными, скроенными по одному лекалу эпитетами. «Любовь» и «привет» у них всегда горячие, цветы, звёзды и глаза обязательно «светлые» и «большие», а дожди и снег непременно «холодные».
Но не надо думать, что прекрасной поэзию делают излишне вычурные, экзотические или чрезмерно изысканные эпитеты. Искусство терпимо относится к крайностям, охотно пользуется ими как художественным методом, тем не менее знатоки понимают, что творческой основой стихосложения всё таки являются звуковая соразмерность и гармоничная уравновешенность образов.
(
Продолжение следует)