Заметка «Важное в практической поэтике - 3»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 141 +1
Дата:

Важное в практической поэтике - 3



Любое стихотворение звучит свежо, когда в нём появляется неологизм — новое, необычное слово, созданное автором произведения по правилам словообразования, но отсутствующее в словаре. Например, уже приведённый составной эпитет «лиловогроздая». Или «нимбоносные», как в следующем отрывке:

Ветер северный гонит муть,
Ночь идёт без вечерней зари.
Еле-еле разводят тьму
Нимбоносные фонари.
(М. Антохин. «Всё труднее даётся шаг...». Моя лирика. Стр. 6)

Или "бермуторно", "бермудно", как в известной песне В. Высоцкого.

Нам бермуторно на сердце
И бермудно на душе.
(В. Высоцкий. «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное – невероятное»»)

Самыми действенными необходимо признать эпитеты, имеющие отношение к эмоциям, чувственной области изображаемого. Это касается даже авторов заведомо скупых на художественные средства. Вот три даже не эпитета – прилагательных из строфы замечательного краснодарского поэта: «...зелёная...», «...скрипуча...», «...тепла...». Они напрямую обращены к открытой душе читателя, потому неудивительно, что они попадают прямо в цель.

Как зеленая туча
За оградкой – ветла.
И калитка скрипуча,
И скамейка тепла.
(Н. Зиновьев. «Памяти бабушки». Стихи)

Эпитет, как правило, касается одной из трёх областей предметности: природы, общества либо духовной сферы человека. Учитывая то, что в искусстве природа и общество издревле очеловечиваются, принимают индивидуальный характер, понятно, что каждый поэт-лирик обязан обратить на него не просто особенное, а чрезвычайное внимание.


(Продолжение следует)
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама