Почему именно это поэтическое средство должно быть рассмотрено? Во-первых, исторически это как раз то, что привлекало внимание читателя во всех системах стихосложения от древнегреческих гекзаметров, до современных верлибров. Во-вторых, с точки зрения взаимодействия с метрической системой стихотворения, именно этот художественный инструмент является самым вариативным.
Грамматически эпитет, как правило, выражается прилагательным. Но именно прилагательное может коренным образом изменить звучание стиха при его технической замене на синоним или иной словесный оборот, именно оно может выступать во всех родах, числах и падежах, иметь разнообразнейшие суффиксы и окончания. При этом управление ритмикой произведения остаётся максимально подвластным автору.
Возьмём для примера, второй стих произведения Александра Пушкина «Узник» (рис. 1), которое, как известно, подверглось поэтом значительной правке перед окончательной публикацией. В первоначальном варианте стих звучал так:
«Пленён, обескрылен орёл молодой».
А напечатано было позднее:
«Вскормлённый в неволе орёл молодой».
Нетрудно заметить, что «Вскормлённый» и «вскормлён» - равноценны по смыслу, но отличаются друг от друга по звучанию из-за отсутствия окончания в варианте «вскормлён», что и позволило Александру Сергеевичу сделать выбор в пользу обстоятельства «в неволе» без мелодического ущерба. Ритмическая схема произведения осталась безукоризненной.
Рис. 1
(Продолжение следует)