Заметка «О глагольных рифмах в русской поэзии /Юлия Мигита» (страница 1 из 5)
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Сборник: Разное_заметки
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 21
Читатели: 2131 +2
Дата:
Заметка «О глагольных рифмах в русской поэзии » самая комментируемая(35) работа за сутки
30.12.2021

Другие значения: 
29.12.2021 (значение 55)
2
Предисловие:
Прекрасная статья о глагольных рифмах
Юлии Мигиты - автора сайта Литсеть

Статья огромная, и весьма полезная для тех, кто пишет стихи.
Статья будет интересна тем, кто пишет стихи или занимается рецензированием стихов, литературной критикой или - интересуется вопросами стихосложения. В статье - богатый материал из примеров: от Пушкина до Башлачева. Автор статьи превосходно знает поэтическую литературу - думаю, те, кто любит поэзию, получат от статьи большое удовольствие.
Делюсь.

Статья взята здесь (Литсеть)

О глагольных рифмах в русской поэзии /Юлия Мигита

О рифме глагольной замолвите слово 
Эссе Автор: Юлия_Мигита

Справка.
ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА (ГР) – разновидность однородной рифмы, состоящей из слов одной и той же части речи (в данном случае, глаголов), употребленных в одной грамматической форме: плыву – зову, жить – говорить, играем – страдаем… В ГР рифмуются не столько сами слова, сколько словообразующие средства – суффиксы и окончания.


В силу своей незатейливости и доступности ГР во все времена использовалась поэтами чрезвычайно широко. Оно и понятно: глаголов на "ать", к примеру, в словаре более 5500, поэтому зарифмовать их не составит труда даже для новичка: летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать... Сначала, как и всё новое, ГР была воспринята на «ура», но, быстро утратив новизну, «приелась» искушенному читателю и с начала 20 века стала восприниматься как бедная, предсказуемая, неинтересная. Поиск рифм ушел в область неточных созвучий - поэты «серебряного» века достигли потрясающих успехов на этом поприще, значительно расширив арсенал поэтических средств. Глагольная рифма с этого времени утратила доминирующее положение и скромно встала в конце общего рифморяда. Но процесс шел дальше. Наиболее «радикальные» литераторы решили вообще выбросить «за борт» глагольную рифму, объявив её предметом графоманской атрибутики (авторам прошлых веков, творившим по законам своего времени, была снисходительно дарована индульгенция). К настоящему моменту глагольность стала считаться «дурным тоном», рифма «без завитушек» вошла в категорию «плохих» рифм, использование которых равносильно признанию в языковой беспомощности. Не слишком ли категоричный приговор? Не выплёскиваем ли мы с водой ребёнка? Давайте попытаемся разобраться.

Я с интересом наблюдаю на просторах нета неутихающие споры между противниками и сторонниками ГР. Первые придерживаются мнения, что применять её - всё равно что ездить по современному городу на лошади. Вторые возражают, дескать, если сам Пушкин «ездил», то и нам не пристало «рожу гнуть». И вообще, законы поэтической гармонии, подобно законам Архимеда и Ома, не устаревают и не обесцениваются - даже после открытия других законов.
Третья группа спорщиков пытается найти компромиссное решение и утверждает, что рифмы такого рода допустимы, однако применять их нужно изредка и «с умом». Но что значит «с умом», в каких конкретно случаях этот «ум» проявляется, как его отличить от графоманского «безумия» – ответа на этот вопрос я не нашла (единичные неполные попытки анализа не сложились в систему). Тогда я решила сделать выводы на основе собственных наблюдений…

Для меня очевидно: глагольная рифма - полноценный художественный инструмент, по сей день не утративший значения, а значит, имеющий право на существование. В руках мастера она «работает» не хуже причудливой модернистской рифмы: составной, паронимической, усеченной, перестановочной и др. НО!!! Я здесь акцентируюсь не на том, что ГР «работает», а на том, что она РАБОТАЕТ ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ МАСТЕРСКОГО С НЕЙ ОБРАЩЕНИЯ. Умелый циркач шутя катает по телу пудовые гири, а рядовой зритель будет смотреться на его месте весьма жалко. Всё дело в степени подготовки. Если ваши стихотворные навыки не на достаточно высоком уровне, то ГР сослужит вам дурную службу: она, как дешевая железная пуговица на благородной ткани, испортит вид любого поэтического «костюма». А если и весь костюмчик неладен по покрою – пиши пропало... Вот пример такого «пропащего» творчества:

…Ты к ней вернешься. Мы договорились.
Я помню, что не должен ничего.
Но слезы, как специально, градом лились….
Прости, что так люблю лишь одного….
…Спасать из плена я ее не буду.
Ты знаешь, что люблю тебя любить!
Любовь – большое чувство, а не блюдо,
Которое могу я уронить!

Глагольность подчеркивает скудость словарного запаса своего сочинителя и "добивает" без того мертворожденный стих. Так что, г-да начинающие авторы, будьте осторожны при обращении с ГР, помните идиому: «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». Понятно, «быком» себя никто не считает, все мы «громовержцы» слова, и всё же… давайте урезоним самолюбие и снимем лавровый венок, пока он не пустил корни в голову?
Впрочем, «обожествление» Юпитеров, (читай, классиков), обильно рифмующих глаголы, тоже ни к чему. Промахи, неточности, невнятные строки и образы, слабая рифма – всё это присутствовало в их творчестве, разве что в меньшей степени, чем у современников. Люди оттачивали поэтические навыки методом проб и ошибок, как и все мы, и не каждый эксперимент заканчивался блестяще, так что ссылаться на авторитеты не всегда правильно.

Не надо также цитировать Пушкина, который якобы призывал писать стихи на основе глаголов. «Глаголом жги сердца людей» не надо понимать буквально. Глаголить = говорить (древнерусск.) «Речами буди сердца», – вот что сказал Пушкин. Не причастиями, не наречиями, не глаголами как частями речи. Словами буди.
Теперь перехожу к примерам удачного употребления ГР. Ввиду экономии места и читательских сил привожу лишь фрагменты стихотворений, и с сожалением отмечаю, что в отрыве от контекста они сильно проигрывают.
Деление на пункты очень условно: чаще всего авторы комбинируют приёмы, используя сразу несколько.
===========================================================

1. Начнем с того, что ГР может быть богатой (созвучие распространяется на всё слово или на бОльшую его часть, а не только на словообразующие морфемы). В этом случае рифма воспринимается совершенно спокойно, кажется красивой даже в своей глагольности: повалится-повадится, станет-ставит, ронять-возбранять, поласкать-полоскать, веселить-поселить, дарить – ободрить, плакать - балакать, трубить – срубить… - эти слова звучат «в унисон» и не создают ощущения неумелого рифмования, напротив: использование паронимов (в широкой трактовке этого термина) свидетельствует о грамотной работе автора со словом.

Однажды товарищ мой
Так заболел,
Что черный висок его
Весь забелел
(Поженян)

У любви есть слова, - те слова не умрут,
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придём, нас нельзя разлучить!
(Фет)

А вот внутренняя рифма:

Вот вы сопели, вертели клювом?
Да вы не спели. А я спою вам.
(Башлачёв)
Глаголы здесь – почти омонимы, тем и интересны.
В следующих примерах созвучие выражено чуть меньше, но явление парономазии налицо:

Что-то хочется крикнуть
В эту черную пасть,
Робким сердцем приникнуть,
Чутким ухом припасть.
(Волошин)

Пока ты пела, осень наступила.
Лучина печку растопила.
Пока ты пела и летала.
Похолодало.
(Бродский)

Рифмы во 2-м примере ещё лучше воспринимаются вкупе с приемом парцелляции: он задает иную интонацию прочтения, чем при «стандартной» расстановке запятых. Обособление слова «похолодало» акцентирует внимание не столько на процессе «похолодало, пока летала (муха)», сколько на результате: похолодало вообще, как факт, жизнь пошла на убыль. Вернее, закончилась. Пауза в прочтении ставит между рифмующимися глаголами незримый «барьер», с одной стороны которого остаётся бьющаяся «летняя» муха, с другой - пугающая осенняя реальность. Благодаря смысловой «разнесённости», глаголы уже не кажутся «побратимами», ощущение однородности пропадает.

Частный случай богатой ГР - омонимическая рифма:

Сидит, молчит, не ест, не пьет,
И только слезы точит.
А старший брат свой нож берет,
Присвистывая точит.
(А. Пушкин)

В данном случае глагол «точит» используется в совершенно разных значениях:
1 - устар. «источать», т.е. заставлять течь, литься.
2 - совр., делать острым в процессе трения обо что-либо.
Игра слов придаёт строфе некую каламбурность – это всегда воспринимается с интересом, расценивается как авторская находка.

Таков проклятый круг:
ничто не сходит с рук,
а если даже сходит,
ничто не задарма,
и человек с ума
сам незаметно сходит...
(Евтушенко)

Когда мы слышим фразеологизм «сходить с рук», в нашем сознании не возникает визуальной картинки «хождения» по чьим-то конечностям, мы понимаем, что речь идет о безнаказанности. Так же и во втором случае: идиома «сходить с ума» вызывает образ отчаявшегося до потери рассудка человека, и это никак не связано с физическим перемещением в пространстве. Получается интересный эффект: один и тот же глагол в разных сочетаниях порождает настолько разные смысловые картинки, что, несмотря на одинаковое звучание, он не даёт ощущения нудного повтора! Напротив, неожиданное обыгрывание темы делает стихотворный фрагмент интереснее.

Когда в полях томленье спело,
На нивах жизни всхожий злак,
Мне песню медленную спело
Молчанье, сеющее мак.
…Когда же солнце засыпало
На ложе облачных углей,
Меня молчанье засыпало
Цветами росными полей.
(Сологуб)

При полном фонетическом тождестве эти глаголы имеют разное значение. Подобных «слов-побратимов» в языке не так уж много, и не всем удается их отыскать и грамотно встроить в стихотворение.
Ниже - фрагмент одного из ярких стихотворений Рубцова - о человеке, привыкшем топить горе в вине, а после распевать хмельные песни, порождая в жене чувство безысходности, жалости, стыда перед соседями… Вот как стихотворение заканчивается:

Меж тем как она раздевалась,
И он перед сном раздевался,
Слезами она заливалась,
А он соловьем
заливался...

Прямое значение слова идет бок о бок с переносным. Этот неожиданный приём особенно хорошо срабатывает в финале – и надолго запоминается.
===========================================

2. Уход в неточность как вариант «маскировки» ГР:

Нет войны - мы живы.
Есть война - мы живы.
Пусть вокруг оракулы каркают!..
Вы думаете, это работают машины?! -
А это наши челюсти вкалывают!!.
(Рождественский)

«КАрКАЮТ-вКАлываЮТ» - так смело рифмовать начал только «серебряный век», до этого в чести были созвучия абсолютной точности. А между тем, разве мало для признания рифмы полноценной четырёх совпадающих близко расположенных звуков, которые ещё и дублируются?
Проигрывая в точности, автор выигрывает в оригинальности. Едва ли кто-то, читающий стихотворение впервые, угадает подобную рифму и подумает: «Как всё предсказуемо!»
======================================================

3. Давно замечено, что в соседстве с неожиданными и яркими рифмами «смотрится» лучше даже самая примитивная и бедная ГР. Срабатывает механизм компенсации: сильные позиции стиха нейтрализуют провальные места и тем самым «выравнивают» общее впечатление до благоприятного:

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(Пушкин)

Внимание читателя не успевает надолго зафиксироваться на тусклом созвучии «бежит-гремит»: замечательная рифма «скучной-однозвучный» переключает его на себя. Возникает ощущение раскачивания на волнах: высокие и мощные валы катятся друг за другом на некотором расстоянии – и именно в этой периодичности

Реклама
Обсуждение
18:31 06.06.2023(1)
Татьяна Письмоносица-Парамонова
ваш анонс напомнил мне декабрьские посиделки 2021...СПАСИБО))))
22:58 06.06.2023
Фрагорийский
Да тут какие-то литэратурознавци объявились. Решил напомнить о литературных нормах. И о литературном подходе к волнующим эту публику проблемам.А то пусти козлов в огород, вытопчут все.
04:43 29.12.2021(2)
3
Татьяна Письмоносица-Парамонова
Глаголы и местоимения не могут иметь мнение?
Нельзя ими с душою дружить?
Для этого нужно существительным жить?

Прилагательные вспомнить и не забывать!
А глаголы пусть давят кровать!

Наречия тоже прочь прогоните!
Не хочете или не хотите?

Тогда не морочьте критикой мысли!
Мы взрослые и из пеленок вышли!

Сами с усами пишем не плохо!
Сейчас графоманов настала эпоха!

Даже не ожидала, что насмешу саму себя.
14:30 23.01.2022
Мария Костынюк
11:14 29.12.2021
2
Фрагорийский
С наступающим, Таня!
Гость05:10 29.12.2021(1)
Комментарий удален
11:14 29.12.2021(2)
Фрагорийский
Что такое грегерия?
Гость20:07 29.12.2021(1)
Комментарий удален
21:55 29.12.2021(1)
Фрагорийский
Спасибо, Дарий. С наступающим!
Гость22:21 29.12.2021(1)
Комментарий удален
22:29 29.12.2021(1)
Фрагорийский
Да нет такого. Всё спокойно, в масках люди в магазины ходят, в транспорте. А так... все как обычно.
Никто особо не прессует, никто особо не материт никого. Ну "Ашан" пустой был - отменили ограничения с куаркодами, на праздники. Иначе им конец с их коммерцией)
Люди все понимают. 
Страха особого я ни у кого не вижу - только по интернету все показывают какихъ-то психов. А в жизни нормально всё. 
Гость22:39 29.12.2021(1)
Комментарий удален
22:47 29.12.2021(1)
Фрагорийский
Не верю я в это. Слышал что типа это искусств. вирус который  для того чтобы остановить пандемию. Но не верится мне как-то. Хоть убей. я что-то в последнее время вообще с недоверием отношусь к любой инфе про все эти вирусы.
Гость23:43 29.12.2021(1)
Комментарий удален
00:29 30.12.2021(1)
-1
Фрагорийский
Вы имеете в виду то что нас просто - отправляют на тот свет? 
Спутник - не единственная вакцина. Но судя по всему - наименее опасная.
Вообще эта вся катавасия с пандемией - искусственная.
Не было бы шума вокруг - уже давно бы все привились. Как в советское время - приходили и прививали - в школах, на производствах.
А это что-то несусветное: им зачем-то нужно чтобы люди давали согласие. Без согласия что, не работает эта штука? Короче вопросов много. 
Гость01:31 30.12.2021(1)
Комментарий удален
01:37 30.12.2021(2)
1
Фрагорийский
Я не верю в мальтузианский бред про перенаселение.
это миф. а цивилизованный человек начинается там, где заботятся о стариках, о слабых.
и заканчивается там, где начинается "естественный отбор" или "искусственная ликвидация ртов". что касается потребительства - так основными носителями его как раз являются более молодые, прожорливые и бессовестные.
Маловерия - да. Там где нет Бога - там начинаются все эти мерзкие по сути теории - перенаселение, обуза старости и прочие нацистские бредни, оправдывающие эгоизм и скотство.
06:57 22.01.2022(1)
1
Мария Костынюк
Согласна на все 100%! Перенаселение нам не грозит. С развитием цивилизаций рождаемость падает. Даже в Китае уже предпринимают меры по увеличению рождаемости.
Получается, что доходя до определённой стадии развития, перестают рожать по нескольку детей.
Двоих, одного, а то и вообще ни одного.
На днях где-то прочитала прогноз на эту тему. К 2050 году, в Японии, например, будет население в два раза меньшее, чем сейчас. Природа сама разберётся, а нам надо просто оставаться людьми, а не строить из себя богов.
10:38 22.01.2022
1
Фрагорийский
Сто процентов, Мария.
Гость02:07 30.12.2021(1)
Комментарий удален
02:28 30.12.2021
Фрагорийский
Спасибо.
18:51 29.12.2021(1)
Татьяна Письмоносица-Парамонова
Грегери́я — очень короткий художественный текст — одно, иногда два предложения, — напоминающий одновременно афоризм и образное определение; непременными составляющими грегерии являются юмор и метафора. Жанр грегерии создал Рамон Гомес де ла Серна. Борхес полагает, что вдохновить де ла Серну на создание грегерий могли «Regards» («Картины») Жюля Ренара.
18:57 29.12.2021(1)
Фрагорийский
Спасибо, Таня.
Век живи - век учись.
Я этого не знал)
19:07 29.12.2021(1)
Жорж Декосье
Спасибо скажи Википедии. Таня оттуда скопировала дословно.
20:13 29.12.2021(1)
Фрагорийский
Она сэкономила время мне. Я сказал спасибо ТАНЕ.
Жорж, я не понял юмора.

20:14 29.12.2021(1)
Жорж Декосье
Разве ты его когда-нибудь понимал?
20:16 29.12.2021(1)
Фрагорийский
Я не люблю когда мной пытаются рулить.
Я сам разберусь кому и что сказать.
20:18 29.12.2021(1)
Жорж Декосье
Я-Я-Я... Ты побольше якай.
20:22 29.12.2021(1)
1
Татьяна Письмоносица-Парамонова
Я тоже люблю якать
20:31 29.12.2021(2)
Жорж Декосье
Хорошая пара сапог с Птицем.
21:50 29.12.2021(1)
1
Татьяна Письмоносица-Парамонова
Мы земляки!
23:48 29.12.2021
Жорж Декосье
Знаю.
21:01 29.12.2021(2)
Фрагорийский
Мне кажется ты оборзел, Жорж.
21:02 29.12.2021
Фрагорийский
Без обид. Просто включай мозг и как-то учитывай что ты в сети не один. Что тут живые люди - и они не любят психологического насилия и прочего. Говори о себе - не лезь в чужую жизнь со своими оценками. Они ошибочны. Мягко говоря.
21:02 29.12.2021(1)
Жорж Декосье
А ты сам-то не оборзел, сопляк?
21:04 29.12.2021(1)
Фрагорийский
У меня нет желания продолжать общение. Извини. 
Я сам разберусь кому мне что говорить и как себя вести.
21:05 29.12.2021(1)
Жорж Декосье
Хоть ты и умён, но глуп. Это всё шутки.
21:07 29.12.2021(1)
Фрагорийский
От шутки должно быть легко и радостно на душе. По-моему это называется по другому. Юмор - это позитив, а не яд.
21:11 29.12.2021(1)
Жорж Декосье
Вернул тебе твой же яд. В расчёте.
21:33 29.12.2021(1)
Фрагорийский
Не оправдывайся. Не поможет)
Веди себя доброжелательно - и не будет у тебя травм и фрустраций. А насчет "яда вернул" - прекращай выдавать желаемое за действительное и плеваться против ветра.
Лады? Просто юмор у тебя мягко говоря... не талантливый.
С наступающим.
23:49 29.12.2021(1)
Жорж Декосье
Чего и тебе желаю. Твой напористый безапелляционный тон уже многие заметили.
00:12 30.12.2021
Фрагорийский
Надеюсь и ты, и те "многие" с кем ты обсуждаешь этот вопрос - переживут как-то моё несовершенство.
Всего хорошего, и счастья в Новом году всем.

07:05 22.01.2022(1)
Мария Костынюк
Забираю в избранные и постараюсь изучить статью досконально, чтобы суметь аргументировано осадить глагольных ненавистников.
С одного раза не всё уложилось по полочкам.
СПАСИБО!!!
10:37 22.01.2022
1
Фрагорийский
Не за что. Да, такая статья должна быть под рукой, как книжка в дом. библиотеке. Рад, что пригодилось.
15:55 28.12.2021(1)
Жорж Декосье
Хорошее напоминание всем, пишущим "от души", от наставлений "свыше" и проч.
16:19 28.12.2021(1)
Фрагорийский
Да интересный материал просто - думаю, всем. Чувствуется - автор тему не просто - знает, а реально владеет всеми инструментами.
16:21 28.12.2021(1)
Жорж Декосье
В меру своей испорченности, Птиц. Умеренно.
Перешли мою оценку автору эссе.
16:38 28.12.2021(1)
Фрагорийский
Да я сброшу ей ссылку - на те ресурсы, где я процитировал эту статью.
Она и так знает что пишет хорошие статьи)
Вообще она прекрасный литературный критик.
16:52 28.12.2021(1)
Жорж Декосье
А ты не злись на то, что сейчас напишу: отключи оценивание за перепечатку статьи.
17:03 28.12.2021(1)
Фрагорийский
Мне не мешает.
А тебе мешает оценивание статьи?
У нас что, за оценки фабулоны дают?
17:08 28.12.2021(1)
Жорж Декосье
Просто ЭТО не ты сам написал. И этих оценок не заслуживаешь.
17:10 28.12.2021(1)
Фрагорийский
Я не настолько щепетилен и мало придаю значения этим виртуальным ништякам.
Что б так переживали, когда оценками заваливают откровенную дрянь - и молча на цыпочках в масках гостей мимо хороших стихов семенят. Вот где развернуться бы  твоей потребности бороться за справедливость. Личным, так сказать, примером)
А чего я там "заслуживаю" или " не заслуживаю" - скушно, товарищ Жорж Декосье. 
Не выноси мне мозг - просто некогда. Работа горит у меня. Всё.
17:15 28.12.2021(1)
Жорж Декосье
Не щепетилен - синоним сам подбери. Ушёл.
17:35 28.12.2021(1)
Фрагорийский
До лампочки мне вся эта возня в курятнике. 
Не хрен вам делать, товарищ - работайте и будет вам счастье. 
Дрессируй своего кота. Пусть бросает курить.


17:38 28.12.2021(1)
Жорж Декосье
Коты птичек ловят и жрут.
17:54 28.12.2021(1)
Фрагорийский
С одышкой? 
Как в анекдоте: говорите и вы, кто вам мешает)
17:58 28.12.2021(1)
Жорж Декосье
Перья, зараза, мешают сильно.
18:43 28.12.2021(1)
Фрагорийский
Видать танцам плохо обучен - всё мешает, то перья, то яйца.
18:48 28.12.2021(1)
Жорж Декосье
Видать, что ты юмора не маешь.
18:54 28.12.2021(1)
Фрагорийский
Ты обиделся на мою шутку?
Зря)
19:08 28.12.2021(1)
Жорж Декосье
Упаси бог! Я же вижу тебя насквозь.
19:14 28.12.2021(1)
Фрагорийский
Разбей зеркало, Жорж. Разбей зеркало.
19:33 28.12.2021(1)
Жорж Декосье
Ты с ума сошёл? Как я могу разбить тебя? Ведь это ты - моё зеркало.
20:57 28.12.2021(1)
Фрагорийский
Это всё химтрейлы, Жорж. Когда собственная иллюзия замещает действительность -  можно врубать доп. реальность и человек даже не заметит подмены. Птиц в шоке. Наблюдения за человечеством напрягают все больше.

21:38 28.12.2021(1)
Жорж Декосье
Хорошо, что пока не в коме.
23:50 28.12.2021(1)
Фрагорийский
Мечтать не вредно. Не дождетесь.
23:52 28.12.2021(1)
Жорж Декосье
Дальше сам с собой беседуй. Некоторым помогает.
23:54 28.12.2021(1)
Фрагорийский
Борзеешь.
00:04 29.12.2021(1)
Жорж Декосье
Это ты борзеешь, сынок.
00:20 29.12.2021(1)
Фрагорийский
Ясно всё с тобой. 
10:49 29.12.2021(1)
Жорж Декосье
С наступающим!
11:13 29.12.2021
1
Фрагорийский
И тебя.
20:11 28.12.2021(1)
Только время а со временем приходит опыт к человеку пишущему что надо писать и как надо писать и никакие советы и рекомендации не помогут
21:01 28.12.2021
Фрагорийский
Ну как сказать. Опыт же не приходит ниоткуда. Если чел. способен вообще к обретению опыта в какой-то сфере - его интересует всё, что связано с этой сферой. Что-то он всегда мотает на ус, с чем-то экспериментирует... и т.д. Всё идет в копилку, если чел не идиот.
Если хочешь что-то делать хорошо - то не пренебрегаешь никакими мелочами в своем деле.
Но это если чел занимается своим делом, а не имитирует литературную (например) деятельность - а сам одержим совсем другими идеями и целями.
Извините - проще не получилось сказать. Старался, но может не те слова подобрал)
18:11 28.12.2021(1)
Прочитал заметку.
Сложилось впечатление что Автор Юлия словно паразитирует на именах известных поэтов.
Сплошной разбор их произведений. Причем льстивый.
Где ее собственные примеры глагольной рифмы?
Вывод: Пушкину можно писать глаголы, потому что он Пушкин.
А Васе нельзя, потому что он Вася.
18:26 28.12.2021(1)
Александр Красилов
Неправильный у Вас вывод.
18:33 28.12.2021(2)
Обосновать можете?
Если возможно с примерами а не на пальцах с возгласом " сам дурак" как делают некоторые любители поэзии
18:44 28.12.2021(1)
2
Александр Красилов
Патамушта вывод должен быть такой: стишки писать нужно хорошие. А уж длинные они или короткие, есть там глагольная рифма или нет там глагольной рифмы - это дело десятое (но дело!).
Ведь когда пишешь хорошие стишки - жить становится лучше, жить становится веселее, а когда стишки выходят ужасные, то жить становится хуже и грустнее жить становится.
18:55 28.12.2021(2)
Но на вкус и цвет, все фломастеры разные. Кто определяет хороший написан стих или плохой? Скажите Читатель.
Так у читателей может быть разное настроение. Или вообще "критические дни"
И вот они Васю возьмут за глагольную рифму и в музей в отдел народного творчества. Он же Вася а не Пушкин.
18:58 28.12.2021
Фрагорийский
Ни разу не видел критических дней у читателей. это литераторы страдают хронической ненавистью  к чужим литературным опусам - этим недугом поражено процентов 70 зело пишущих)))
18:57 28.12.2021(1)
Александр Красилов

Кто определяет хороший написан стих или плохой?

Вот!

Вот!! В этом-то и вся штука! 
18:59 28.12.2021
Фрагорийский

Александр, будьте снисходительны. Хотя Вы и так... снисходительны. Чего это я.
18:40 28.12.2021(1)
Фрагорийский
Инсайдеру: Это литературоведческая, очень полезная для тех кто занимается поэзией, статья.
Что так возмущает, что аж автора статьи оскорбить решили.
19:01 28.12.2021(1)
1
Александр Красилов
автора статьи оскорбить решили.

Это уже никуда не годится.

Юлия действительно делает хорошее дело.
Можно, конечно, высказать некоторые сомнения по поводу того, правильно ли выбрана автором точка приложения усилий, но, по крайней мере, познакомившись с этой статьёй, хуже писать никто не станет.
19:10 28.12.2021(1)
Вот как пример:
" Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется, -
И нам сочувствие даётся,
Как нам дается благодать
(Тютчев)

Если бы это же содержание было выражено мудрёным слогом, разве оседало бы оно в мозгу с такой легкостью?
============================"


Уверен Васю за такие стихи уже бы растоптали на сайте.
Но у Юлии здесь Тютчев который в каждой строке повторяет слово "нам" и грешит глаголами.
Тютчев не Вася. Ему можно.
Или не так?
19:13 28.12.2021(1)
Фрагорийский
Отличные стихи.
Если бы так расположил слова Вася - я бы сказал: Вася - молоток.
19:18 28.12.2021(1)
Интересно было бы услышать господина Красилова.
Согласен ли он с вами.
19:55 28.12.2021
Александр Красилов
Все эти формулы...
Это всё хорошо, конечно, но... "Аршином общим не измерить...", "Но с благодарностию: были" (это уже не Тютчев) - всё это замечательно, но как-то, на мой, конечно, взгляд, утилитарно. Пообными поэтическими формулами можно блеснуть где-то в беседе, вставить как цитатку к случаю и так далее (юмористически это обыгрывается - "Блажен кто смолоду был молод..." - см. ролик ниже). Более эстетствующие глубокомысленно вставляют какую нибудь строчку из хокку...
Ну и так далее.
Извинительна ли для подобных формул стилистическая небрежность в виде словесных повторов и т.п.?
Наверное, да.
Но если подобным образом будет написано, допустим, пятистрофное стихотворение, то, пожалуй, это будет вызывать досаду.

16:26 28.12.2021(1)
Александр Красилов
А вот внутренняя рифма:

Вот вы сопели, вертели клювом?
Да вы не спели. А я спою вам.

Здесь я с Юлией Мигитой поспорил бы.
Ибо данный пример иллюстрирует не внутреннюю рифму, а является всего лишь вариантом графического оформления строфы:

Вот вы сопели,
вертели клювом?
Да вы не спели.
А я спою вам.
16:37 28.12.2021(1)
Фрагорийский
Ну это вполне вписывается во "внутреннюю рифму".  А смысл спорить - как это назвать?
Все дело в том что создано гармоничное целое.
Я на это смотрю с практической точки зрения.
16:45 28.12.2021(1)
Александр Красилов
Нет, это не внутренняя рифма.
Я уже объяснял.
Внутренняя рифма, например, вот:

Как разного много на свете,
Минога плывёт за йети.

и т.п.
17:01 28.12.2021(1)
1
Фрагорийский
Красивый пример.
Но это все равно называют внутренней рифмой.
Вот тут например - вообще рифмовка 1-й и 3-й строки в строфе считается одним из вариантов внутренней рифмы.
Хотя тут поспорил бы тоже.
Вот как дается определение в одном из фил. трудов:

Различают внутренние рифмы постоянные, то есть возникающие на метрически обязательном месте, и случайные – расположение которых никаким композиционным законом не предопределено.
<...>
Как прием строфической композиции постоянные внутренние рифмы ничем существенным не отличаются от рифм конечных. Чаще всего такие рифмы появляются в цезуре (фонетическом словоразделе), определяя своим присутствием границу и связь между полустишиями.



18:04 28.12.2021(1)
Александр Красилов
Ну, вот там же и написано:

постоянные внутренние рифмы ничем существенным не отличаются от рифм конечных.

Поэтому и незачем приводить в качестве примера внутреннюю рифму, которая "принципиально не отличается от рифмы конечной".

Иначе зачем?.. Если хочется подчеркнуть её внутренность, так для этого надо приводить нерегулярную (случайную) внутреннюю рифму
18:41 28.12.2021(1)
Фрагорийский
Александр,  принято - так.
Есть регулярные и есть не регулярные (случайные).
Ну нет смысла спорить.
О терминах не спорят - о них просто заранее договариваются.
Чтобы не было непонимания.
18:51 28.12.2021(2)
Александр Красилов
Что принято?..
Я не о том, что принято, а о примере, взятом Юлией.
Что он слабо иллюстрирует одну из тех ролей глагольной рифмы, которую она выполняет. Я полагаю, Юлия хотела данным примером подчеркнуть именно это. А получилось, что опять дело свелось к подчёркиванию значения глагольной рифмы как рифмы конечной. О чём автором статьи уже было сказано. Зачем же повторяться?..

Кстати (уже о другом).
Кривая евтушенковская строчка с истолковываю  - тоже не самый лучший пример.
Истолковываю... организовываю... упаковываю... выражовываю...
Мало того, что Евтушенко сам продемонстрировал своё дурновкусие (да ещё и в историю это теперь вошло), его ещё и Юлия повторила. 
19:00 28.12.2021
Фрагорийский
Запах грядок прян и сладок, Арлекин на ласки падок, Коломбина не строга. Пусть минутны краски радуг, Милый, хрупкий мир загадок, Мне горит твоя дуга! (Кузмин)

Нравится мне эта вещь.

18:54 28.12.2021
Фрагорийский
Я не буду спорить о терминах. Мне ясно о чем идет речь.
15:39 28.12.2021(1)
Наталия  Маркелова
Благодарность искренняя за такую нужную , интересную статью. Работа автором проделана серьезная,на такую важную тему, вызывающую полемические, и не только, споры. Конечно в избранное. Еще не раз придется вернуться. С наступающим!
16:19 28.12.2021
Фрагорийский
Рад что тема оказалась полезной и интересной)
06:11 28.12.2021(1)
Квадрат Малевича
Не дочитала. . В избранное утащила, чтобы выбравшись из цейтнотища, прочесть  до конца
Ловлю себя на том, что всякий раз, бью в грудь кулаком, дескать, я так  себе, всего лишь"бык", поэтому с меня и взятки гладки, но вот ведь парадокс! - читая вас, наматываю на ус))).
И вообще, сейчас на просторах интернета развелось разных коучей-неучей, нахватавшись верхушек, которые учат за деньги, а вы, толковые вещи раздаёте за так.Спасибо!!!
08:49 28.12.2021
Фрагорийский
Рад что пригодилось.
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама