Умирает близкий, родной человек. Горестное недоумение летит к Богу: «За что?».
Нет ответа.
Или мы его не слышим? Дар слушать и слышать дан всем людям, да не все им пользуются. На диалог с Творцом способны немногие.
Избранные? Несомненно, Иоганн Себастьян Бах из их числа.
В июле 1720 года он похоронил супругу Марию, с которой прожил в браке 13 лет. Оставила она тридцатипятилетнему вдовцу четырёх малолетних детей, душевную тоску, тревогу и опустошение.
Эти и многие другие эмоции, переживания выразил Бах в «Чаконе», написанной осенью 1720 в Кётене. Прозвучали в ней как вопросы горестные, так и ответы им услышанные. Написанная сердцем молитве без слов, но чувствами подобна она.
Следует сказать, что Чакона не отдельное произведение, а часть Партиты №2 для скрипки соло ре минор, занесённой в «Список Шмидера» под грифом BWV 1004.
Как музыкальная форма чакона появилась в средние века в виде танца карнавального характера. В эпоху барокко, в которой творил Бах, она трансформировалась в популярную инструментальную пьесу.
Основы стиля барокко сложились в результате потрясений, какими стали для XVI века Реформация и учение Коперника. В те же времена родилась и распространилась по Европе концепция «естественной религии», названная её противниками в 1677 году «деизмом». Бог в этой концепции уже не Спаситель, а создавший мир Великий Архитектор, отстранившийся от своих трудов, не вмешивающийся в дела Вселенной, которому бесполезно молиться, а можно только у Него учиться.
Зыбкой стала почва, казавшейся ещё недавно слепой веры. Современник Баха, математик, физик, философ Блез Паскаль об этом изменившемся состоянии сказал: «Человек всего лишь мыслящий тростник, удел его трагичен, так как, находясь на грани двух бездн — бесконечности и небытия, он неспособен разумом охватить ни то ни другое и оказывается чем-то средним между всем и ничем… Он улавливает лишь видимость явлений, ибо неспособен познать ни их начало, ни конец».
Недалеко мы ушли с тех пор.
Английский поэт Джон Донн (1571-1631 гг.) выразил настроения эпохи следующим образом:
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звезд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Всё стало относительным для нас.
Отразились потрясения эпохи барокко в произведениях культуры в виде и в формах контрастности, противоречивости, динамичности, напряжённости, обострённой чувственности, величии образов и пышности форм, совмещении иллюзии и реальности, слиянии различных видов, жанров, родов искусства и присущей нарождающемуся аллегорическому мышлению иносказательности.
Личные переживания Баха, настроения эпохи, противоречия земного бытия воплотились в трагическом произведении о жизни и смерти, знаменитой Чаконе, которую биограф Баха Филипп Шпитта (1841-1894 гг.) характеризует как «торжество духа над материей».
Музыка, прослушивание которой, её «проживание», не отнимает время жизни, не убивает его, а прибавляет кратно.
О популярности баховской Чаконы говорит и множество транскрипций и переложений для других (кроме скрипки) музыкальных инструментов, в том числе рояля, органа и даже аккордеона.
В приложенной к заметке аудиозаписи (над названием) Чакона Баха звучит в исполнении симфонического оркестра.
| Помогли сайту Реклама Праздники |