в той вечности, где не бывает жалость.
И музыку включи, пусть шпарит Бах –
он умер; но мелодия осталась.
(Борис Рыжий)
В «плохие-хорошие» времена в каждой советской семье имелась проводная радиоточка. В шестидесятых годах на смену круглым, чёрным приёмникам из плотной бумаги, которые в народе называли «тарелками», пришли небольшие, аккуратные репродукторы из пластмассы разных форм и расцветок.
Утро всесоюзного радио начиналось с боя часов Спасской башни Кремля и гимна. В 6-04 звучала мелодия «Родина слышит, родина знает» и читались последние известия. После этого бодрый мужской голос призывал на утреннюю гимнастику, плавно переходящую в журнал «Земля и люди». В 7-40, когда начиналась «Пионерская зорька», школяры уже топтали дороги и тропы, ведущие к знаниям.
С 13-00 до 14-00 по радио транслировались музыкальные передачи.
Вернувшиеся из школ ученики под шипение примусов, бульканье закипающих чайников принимали, не осознавая того, с телесной пищей и духовную.
Откуда-то из другой, неведомой жизни, из «прекрасного далёко» лилась музыка арий, сюит, пьес, хоралов, симфоний, одноактных опер и балетов; о ней увлекательно говорили в очерках-концертах и музыкально-литературных композициях известные актёры, музыковеды, композиторы, прославленные исполнители.
Несколько поколений советских детей прошли эту заочную школу знакомства с лучшими музыкальными, театральными и литературными шедеврами человечества.
Разумеется, с разной степенью соучастия. Кто-то и радио выключал. И всё-таки для многих повзрослевших мальчишек и девчонок стали эти мгновения временем приобщения к высокому искусству.
Едва ли не чаще иных в указанные часы, да, впрочем, и в другие звучала эта мелодия. Причины любви к ней редакторов музыкальных программ всесоюзного радио теперь уже не установить. Возможно, им нравился её быстрый темп? Или потому что звучание её было относительно недолгим? Перед её исполнением диктор каким-то вдруг ставшим неофициальным голосом объявлял: «Иоганн Себастьян Бах. Шутка».
Дата сочинения этого произведения до сих пор не установлена. С 1717 по 1723 годы Иоганн Себастьян Бах служил у Леопольда, принца Ангальта Кётенского. Для выступлений руководимого Бахом оркестра требовалась иная, нецерковная, музыка. Потому большинство известных ныне светских инструментальных работ композитора созданы им за шесть лет кётенского периода.
Пьеса «Badinerie» (название не авторское), что в переводе с французского означает «шутка», является заключительной в «Оркестровой сюите» № 2, занесённой в «Список Шмидера» под грифом BWV 1067. Как и все пьесы сюиты она написана в тональности си минор. То есть весёлой её не назовёшь.
Пьеса заключена в две связанные тематически, повторяющиеся в разных вариантах части. Сольный голос в пьесе отдан флейте.
Светлую, немного печальную «Шутку» порой сравнивают с улыбкой отца, наблюдающего за своими неразумными пока ещё детьми.
Возможно, именно так Отец Небесный смотрит на людей?
***
В приложенной к заметке (над названием) аудиозаписи «Шутка» Баха звучит в исполнении камерного оркестра.
Только немного поправьте.
Шмидер составил не список, а каталог.
И там не грифы, а просто-напросто номера.