Обзор зимнего тура Сергея Крюкова
Литературный Фестиваль Рунета
Дорогие конкурсанты!
Знаю, что для большинства авторов то, что я скажу – прописные истины. Но, увы, как оказалось, не для всех.
Принимая участие в судейском процессе, считаю долгом рассказать о принципах, которыми руководствуюсь в оценке работ. При этом не претендую на единственно верный подход к судейству. Каждый арбитр имеет право на собственное суждение, лишь бы ко всем авторам относился одинаково.
Главный принцип – уход от субъективизма, от нравится/не нравится.
Поэтому в судейской работе, являющейся частным видом литературной критики, я всегда руководствуюсь постулатами теории литературы.
Задача любого Искусства как такового, а тем более – литературы как самого гуманитарного из искусств, – нести людям Свет. То есть – искусство обязано быть гуманистическим по сути, быть на стороне добра, иначе оно бессмысленно или вредно.
Собственно, степень гуманистического воздействия – это самая субъективная из всех составляющих оценки, поскольку измеряется силой внутреннего отклика созерцателя.
Теперь – о более конкретных принципах, которые можно «пощупать».
Первый – это построение образа произведения, вульгарно именуемого «поэтическим мясом». Вне зависимости от литературного направления, в рамках которого проявляет себя автор, будь то традиция, верлибр, модерн, постмодерн или что-либо ещё. От того, использует ли автор для достижения цели строгие логические цепи или клиповыми набросками создаёт замкнутый эмоционально-смысловой образ. Литература – это язык общения между homo sapiens, мыслящими существами, язык выражения мыслей, а мысль не может не нести смыслов – по определению. В литературе нельзя построить загадочную инсталляцию – и ждать, какое впечатление она произведёт, поскольку литература без опредёлённых смыслов – уже не литература.
Каждый элемент языка осмыслен, имеет точную семантику. Составлять бессмысленные композиции из смыслов – не только не продуктивно, но и для абсолютного большинства – просто не интересно. Наиболее подробно это изложил эстонский академик Юрий Лотман, значительную часть трудов посвятивший доказательству того, что любая сознательная деятельность, а литература – в первую очередь, имеет целью – уменьшение энтропии, борьбу с хаосом во всех проявлениях.
И только это ведёт к развитию.
Говорю об этом лишь потому, что среди работ иногда встречал недопонимание этих, казалось бы, несложных истин.
Итак, образ в литературе должен быть эмоционально и логически замкнутым.
При этом во главе угла стоит новизна, без которой поэзия немыслима, но! – новизна не формы, хотя оригинальность последней, конечно, добавляет произведению плюсов, – при условии соответствия формы – содержанию. Поэтическая новизна всегда заключена в авторской индивидуальности, внутренней непохожести мировосприятия автора, что, как известно, именуется талантом.
Повторю, что основной литературный талант автора, его индивидуальность, проявляется не в новизне форм, но – в оригинальности мировоззрения, в ракурсе осмысления окружающей действительности.
Разумеется, и мастерство автора, умение владеть музыкальностью и рифмовкой, обладание ритмическим и фонетическим слухом, вкус к слову, точная семантика, словарный запас и чувство уместного словотворчества, даже чувство юмора – всё это определяет владение техникой слова и не может не влиять на оценку. И грамотность автора – не последний критерий.
Ниже привожу замечания по текстам выбранных работ. Я сделал разборы всего лонга, но выставлять открыто мнение по отклонённым работам посчитал не нужным. Желающим могу предоставить краткие анализы их работ – личным порядком.
Объём был немалым, мог из-за потери внимательности и ошибиться кое-где, за что приношу извинения.
Всем желаю успехов.
Я хочу кормить тебя мандарином
Елена Наильевна
В этом мире, грёбаном, глухарином,
я хочу кормить тебя мандарином,
очищая мякоть его от корок.
Чтоб внизу кипел суетливый город.
В тишине, укрывающей нас подолгу,
чтобы я отрывала за долькой дольку
и тремя перстами, какими крестят,
я тебя кормила, пока мы вместе.
И, касаясь губ, языка касаясь,
быть тобою съеденной опасаясь
целиком, в диком рывке, зверином,
я тебя кормила бы мандарином...
Волшебно! Сначала вспомнилось визборовское:
«С моим Серегой мы шагаем по Петровке,
По самой бровке, по самой бровке.
Жуем мороженое мы без остановки:
В тайге мороженого нам не подают.» –
но потом прояснилось, Что, а вернее – Кто есть мандарин. И так цитрусов захотелось!)
Даже к «грёбаному» потеплел.
Талантливая работа.
Вот так и приходит
Марианна Боровкова
вот так насыпаешь на чашу весов
потерь золотой песок Образ сомнителен. По мне так – свинцовый. И ты ли насыпаешь? А что – на другой чаше?
стоишь на ветру к декабрю лицом
и соснами на восток Ну, в этом ракурсе насыпающий – ноябрьский бор. Но кто же тогда несёт потери? Я бы написал: А сосны глядят на восток.
а сосны качаются и поют
как выпившие друзья Как ПОДвыпившие друзья.
и льнут к человеческому жилью
не зная что им нельзя Не зная? Скорее – «забыв, что туда нельзя».
и звёзды крадутся бочком бочком
ссыпаются у крыльца
а небо лежит на земле ничком
и не шевелится
поставлены разом и шах и мат Шах объявляется, а мат ставится.
объявлен разгромный счёт
вот так и приходит к тебе зима
и трогает за плечо
Замечательные стихи. Образы ощутимы и проникновенны.
Крепкий поставленный голос уверенного поэта.
Одно из лучших.
просто море
Марианна Казарян Вьен
просто море, паруса и чайки.
просто берег, стылая вода.
волны лодку ветхую качают,
обмывая темные борта. Обмывать – глагол и по фонетике, а главное – по семантике – здесь однозначно проигрывает форме «омывать».
до тебя – неловкость многоточий,
непроизнесенные слова,
времени нелепое бессрочье,
жгучая густая синева
этих вод и неба...
одиноко
по песку – вдоль берега, не вброд.
просто море дремлет у порога,
просто чайка за собой зовет.
Первые смыслы применения слова «вброд», когда речь идёт о море, вызывают внутренний протест. Однако – через мгновение понимаешь, что это как раз ключевое слова всего образа произведения. Необычайно точное. Так без тебя одиноко, что хоть через море вброд...
Стихи.
взрослые теперь мы
Люся Пикалова
люди, которых любишь, оставляют быт, уют. В общем плане «быт» в строке – излишен. Я бы сказал, что это – слишком потребительско-женское отношение к любви, на уровне брачного контракта. Проза, вклинившаяся в стихи.
счищают время, как чешую.
поют,
сбрасывают балласт,
кусают себя за хвост,
как змея,
образуя Уроборос – Здесь тавтология. Либо змея, либо Уроборос – лишнее.
остаются в памяти звонкими, молодыми.
а над ними земля.
земля.
и купола золотые.
тот, кто грозился пальцем, приходит забрать должок,
и люди, которых любишь, совершают гиперпрыжок –
так, что теперь не дотянешься.
но ты не грусти, дружок.
и на нашей улице будет праздник,
будет ещё хорошо.
среди белых полос берёз,
покидая погост,
не вытирая слёз,
мы принимаем знамя,
чтоб заступить на пост.
и оградить от тьмы
тех,
кто идёт за нами.
ныряем в омут,
пусть внутри упирается и визжит,
заступаем на вахту
жизнь-через-жизнь,
даже когда не готовы.
даже если мы не хотим.
чтоб заслонить от того, что пугает их впереди.
не выдавая страха, что нас сковал,
мы говорим, что смерть – это карнавал,
конфеты, ленты, чернильные черепа
D;a de los Muertos. Автор полагает, что все знают испанский и мексиканские традиции? Только читатель набрал скорость восприятия, требуемую для вхождение в резонанс со смыслами, заложенными в произведении, как на пути – барьер. Стихи только тогда воспринимаются максимально проникновенно, когда заложенная в них энергия втекает в читателя с необходимой для этого скоростью. Поэтому в поэзии и применяется специальный инструментарий, включая рифмовку. Поэтому страшно не желательны ритмические спотыкачи из-за внесистемных ударений, категорически запрещены сложные инверсии, заставляющие мысли возвращаться на их глубину, и не рекомендованы инверсии простые. Для этого и строки делаются – минимально возможной длины, чтобы глаз мог, не сканируя, считывать строку целиком. Техника стихотворной строки имеет целью главное – позволить читателю с максимально возможной скоростью воспринять заложенную в тексте эмоционально-смысловую информацию. Иначе необходимого резонанса не поймаешь – и сила воздействия образа – просядет. Какие уж тут иноязычные вставки или сноски!
мы всегда найдём для тебя слова:
младший брат, не теряй запал.
держи нос по ветру.
ледяное дует из всех щелей,
с каждым днём всё напористее и злей,
но ты стой
и строй разрушать не смей.
да, мы знаем – там впереди обрыв,
не раскрывай им карт, не сдавай игры.
до поры держись.
до самой худой поры.
бездна смотрит в тебя и меня.
наше дело – справляться и заслонять
от объятья небытия
юную поросль, этих смешных ягнят.
выиграть им безмятежное детство,
где мир весь – безудержный
Край Чудес.
звёзды в небе –
золотистых чаинок взвесь.
эй, малышня,
у вас есть время.
пока ещё есть.
В авторском голосе слышатся оттенки накручивания Бродского и расползания мыслей Ахмадулиной.
В смысловом гуманистическом плане – хорошо.
лейтмотив
Смагина Виктория
в открытом «вчера» —
медный шелест летящих вдаль Элемент технического мастерства: автор вынес внесистемное ударение в начало строки, тем самым сделав его легитимным.
рябиновых листьев и бархатцев горький цвет, Ещё один плюс: автору удалось совместить горчинку в запахе бархатцев с чернотой их скукоженных увядших бутонов.
запев электрички, кошачий гоп-стоп скандал Неточно: «гоп-стоп» – это ограбление.
и бабьего лета беспечный онлайн-привет. Не уверен в точности эпитета «беспечный» со стороны природных явлений. Это мы беспечны, разнеживаясь в осеннем тепле. Это нам кажется, что холода – за дальними горами. По поводу «онлайн». Креативно, конечно, но по сути – не вполне точно, а неполная точность образы ослабляет.
срываются числа по вектору к тридцати — Значит – август или сентябрь. А в средней полосе в этом году последнее бабье лето было в октябре, где 31 день. Выпало – бывает.
уход по-английски привычен и не болит.
дожди навевают заезженный лейтмотив
собачьего вальса, где каждый диез скулит. А эта деталь точна.
октябрь матереет.
и, цельсий сведя к нулю,
ссыпается снежить сквозь рваные облака.
«скучаю, люблю» сокращается до «ску-лю». Это – удачная находка.
и осень выходит на крайней. В тексте нет ни одного существительного, даже удалённого, к которому можно отнести прилагательное «крайняя». Подумалось, что текст набирался на смартфоне, который преобразовал существительное КРАЙ в прилагательное. Уточнил момент у автора. Оказалось, смартфон – ни при чём:
«Выходит на крайней - последней (остановке). …в нашем районном городке последнюю автобусную остановку в черте города официально называют крайней».
Но в тексте нет даже и намёка на то, что «осень едет в
На сайте Стихи.ру проходит Литературный Фестиваль Рунета.
https://stihi.ru/avtor/runet
Мой обзор зимнего лонг-листа.
https://stihi.ru/2021/03/03/7596