«Да здравствует император Константин и государыня его, Конституция!»
Так в 1825 году кричали выведенные декабристами из казарм солдаты, озвучивая свои требования к царскому режиму. Заговорщики не имели достаточно времени, растолковать нижним чинам, что такое конституция, и дабы не мудрить – пояснили, что это жена наследника, брата императора Александра 1, Константина, который правил на царстве Польском. Константин должен был по старшинству в семье стать царем после Александра 1, но от престола отрекся в пользу Николая. Весть об этом еще не дошла по официальным каналам до российской столицы, что собственно и вызвало смятение. Все привыкли к тому, что наследник- следующий по старшинству Константин, и присягу Николаю приняли с большим недоумением, чуть ли не как измену. Тут и смутьяны декабристы подоспели. Случился первый в истории нашего государства «майдан».
Спустя двести лет российской истории тема конституции снова выплыла на страницы новостных изданий в связи с проектами изменений в нее, которые озвучил в очередном президентском послании президент России Владимир Путин.
Президент считает, что «пришло время внести в Основной закон страны некоторые изменения, которые прямо гарантируют приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве.» Он призвал эти поправки обсудить в обществе. Попробуем поучаствовать в этом обсуждении. Тем более, что, как справедливо замечает член нашего клуба, г-н Красилов 90% населения России не понимают, о чем речь.
Для справки напомним, что Конституция РФ — это основной закон, который определяет в правовой форме государственное устройство, народные права и свободы, принципы разделения властей, верховенство народа, важнейшие приоритеты России. Как закон основной, Конституция принимается и изменяется в особом, конституционном порядке, что предполагает всенародное обсуждение и всенародное же одобрение. Все прочие законы не должны противоречить Конституции. Конституция применяется как закон прямого действия. Положение Конституции, как основного и главного закона, прописано в ней самой, повторено в многочисленных других законах. Главным стражем и охранителем Конституции является Президент РФ. Озабоченность президента тем, что Конституция «недостаточно прямо гарантирует» - приятна россиянам, хотя, как можно еще «прямее» гарантировать ее приоритет, - вообразить трудно. Но раз президент говорит, что можно - значит нужно!
Что же сие означает?
По разъяснению президента, «это означает буквально следующее: требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции.»
Это правильно, и с этим следует безусловно согласиться. Да только положение такое давно существует. Записано и в действующей Конституции и в конституционных и федеральных законах, и в Российской, а до того - в советской, правовой доктрине. Суть в том, что международные договоры и нормы международного права договоров и пактов, в которых участвует РФ, не могут противоречить публично-правовому порядку РФ, а если противоречат, - на территории РФ не применяются. Для верности соответствующая новелла каждый раз включается в международные договоры, в тексты ратификационных законов. Сами международные нормы включаются во внутреннее законодательство путем специальной процедуры, именуемой имплементация международного договора в национальное право. Особенности правового механизма имплементации могут отличаться.
Существует несколько вариантов, но вопрос этот не нов. На эту тему писано несколько очень толковых докторских диссертаций и монографий. Механизмом имплементации в совершенстве владеют и пользуются в нашем МИДе, а некогда (до того, как министерству юстиции поручили охранять лагеря с заключенными вместо того чтоб караулить юстицию) и в министерстве юстиции.
Сразу подчеркнем, что участие в международных договорах – есть продукт суверенного согласия российского народа и готовность взять на себя некоторые обременения в пользу благодетельного международного согласия и единообразия в делах как экономических, так и политических. И без такого согласия и компромисса жизнь внутри любого человеческого сообщества: - ли в масштабах коллектива, ли в масштабах человечества - не возможна. Согласие народов - есть важнейший признак цивилизации и чем его больше, тем ближе человечество к торжеству всеобщей справедливости (так и хочется сказать-к Царству Божию). Для умиротворения радикальной части моих читателей сразу заверю: это не выдумка и\или козни русофобов, жидов и масонов (вечных виновников российских бед), а исторически существующая объективная необходимость, хотя продвигается она, как и все человеческое при большом стечении всяких интриг и козней. Но другого пути нет.
Услыхав вышеприведенный фрагмент послания президента, не удержался и возопил подобно лягушке путешественнице из сказки Андерсена, один из авторов действующей конституции - Сергей Шахрай. - Помилуйте, да в Конституции все это есть! Мы уже все так и записали! Его соответствующий пост опубликован в Интернете. В гробу с медленным скрипом перевернулся дедушка Ельцин. Так что если мне не верите-поверьте авторам Конституции РФ!
Так зачем в качестве «новшества» президент Путин предлагает то, что уже есть, апробировано, действует? Создать видимость перемен, там, где ничего не меняется? Крутить не колесо вокруг сцены, а сцену вокруг колеса. Иллюзия ярмарочного движения.
Следует, однако крепко помнить: тема опасная. Демонтаж норм международного права чреват разрушением и деградацией правовой системы России, отдалением от цивилизованных стран мирового сообщества, и в конечном счете, умалением прав и свобод российских граждан. Можно отнести, конечно, такое «предложение» о спрямлении Конституции на счет пустого журналистского трепа, когда ничего пытаются выдать за нечто. Но не хочется думать, что такой может быть сознательный подход у нашего президента. Слишком у него для этого хорошее юридическое образование и умом Бог не обидел. Хотя если речь писали помощники….
Путин продолжает: «Второе: предлагаю на конституционном уровне закрепить обязательные требования к лицам, которые занимают должности, критически важные для обеспечения безопасности и суверенитета страны. А именно: главы субъектов Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры, руководители иных федеральных органов, а также судьи не могут иметь иностранное гражданство, вид на жительство либо иной документ, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства.»
На этот счет могут быть разные мнения, но и здесь я с Президентом согласен.
НО!
Во-первых, этот пункт потребует многих уточнений и оговорок. Слишком многих чтобы вместить в скупой и по необходимости лаконичный текст Конституции. В голову лезут разные исторические примеры. Ленин, Сталин - жили в эмиграции, а также были подданными царской России. Маршал Рокоссовский был министром обороны Польши, жил в Польше. Отдельные, известные мне личности, сиживали подолгу в тюрьмах запредельных государств. И бывало, что подолгу. И бывало, что зазря…Вернулись с отбывки в Россию, а им - А вас тут не стояло! Президент Крыма, г-н Аксенов, а иже с ним все крымчаки, были до 2014 года подданными другого государства - Украины. С ними то как быть?
Более важный вопрос другой. В России действуют законы о судебной системе, о государственной службе, О Государственной Думе и Совете Федерации, а также открытые и закрытые подзаконные акты о так называемых «силовых структурах», закон о государственной тайне и т.д. Все эти охранительные для государства законы, спецслужбы, приданные им войска, части, подразделения, кадровые отделы имеют своим (иногда единственным) назначением, уберечь Россию, государственную, тайну, предотвратить измену, не пустить в ряды изменника! Для этого кандидатов в госслужбу тщательнейшим образом проверяют. До сих пор стоит перед глазами пункт выездной анкеты времен СССР: где проживают (похоронены) ваши умершие родители. Муха не пролетит!
А что на практике? Завязалась на сайте Фабула. ру дискуссия - имеет ли член ГД Ирина Роднина иностранное (американское) гражданство. Я стал любопытствовать, искать и перво- наперво нашел, федеральный закон о выборах депутатов ГД. в редакции от 25 июля 2006 г. ФЗ N 128-ФЗ, где в статью 5 включена ч. 4.1, согласно которой не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание этого гражданина на территории иностранного государства. Попался на глаза список депутатов-«иностранцев». Нашел по запросу: «депутаты ГД РФ иностранные граждане». И что же? Шесть фамилий, среди которых: заместитель председателя ГД - ВНЖ в Великобритании; депутат ГД - гражданин США; член Совета Федерации, имеет ВНЖ в Бельгии; председатель комитета ГД - гражданин США, депутат Госдумы гражданин Великобритании; Гражданин Великобритании и член Совета Федерации.
Конечно, данные в интернете требуют проверки. Может быть и фальшивка. Да вот проверить негде. На сайте ГД сведения о гражданстве депутатов не указаны. Возможно я их не смог отыскать. Если кому удалось, - подскажите. Немедленно вычеркнем указанных лиц из списка. Но вопрос не только к ним, а более к верховному гаранту конституции: есть ли в составе ГД депутаты с иностранным гражданством (пмж) а если есть (хоть бы и один), то что президент, как гарант, сделал для их выдворения оттуда. Понимаем, что прямым указом не мог. Но в его распоряжении есть, к примеру: право инициировать дисциплинарное разбирательство в отношении членов избиркома - пропустивших не уполномоченных лиц к выборам; отеческое наставление председателям парламентских партий - не убдивших нерезидентов или лиц с двойным гражданством; и прочее Президенту доступно прямое наказание по службе ответственных силовиков: разведчиков, шпионов, кадровиков - проглядевших иностранный элемент незаконно внедрившийся в самое сердце российской государственности. И для этого вовсе не надо ни «менять,» ни «спрямлять» конституцию. Надо просто выполнять свои президентские обязанности и существующие законы. Для того президент России клянется в присяге защищать конституцию.
Итак, не надо, улучшать охраняемую конституцию, а надо всего лишь лучше ее охранять. «и никак иначе, без всяких полутонов и допущений.»
Президент предлагает: «закрепить в Конституции норму о том, что минимальный размер оплаты труда в России не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
Иными
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Принят ГД 14 февраля 2014 года
Статья 4. Избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы
7. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФС РФ
Принят ГД 20 ноября 2012 года
Статья 2. Кандидаты для наделения полномочиями члена Совета Федерации
4. Не может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации гражданин Российской Федерации:
1) имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 11.12.2018)
Принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года
Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года
Статья 3. Избирательные права граждан РФ при выборах Президента РФ
5. Не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин РФ, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ должность Президента РФ второй срок подряд.
5.1. Не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.