Президент послал ….. послание.
Оглашено ежегодное послание президента РФ В В Путина. По обилию нововведений оно заметно отличается от предыдущих 15 посланий. И конечно, не «рождественскими пряниками» в виде сохранения и приумножения материнских пособий и снижения ставок по ипотеке. Впервые озвучен большой блок вопросов, касающихся политического устройства России и совершенствования ее Конституции. Сказано о необходимости переформатирования судебной системы, системы государственной власти, изменении порядка формирования высших органов и институтов Российской власти и т.п.
Среди специалистов некоторое ошеломление.
Во-первых, от президентской инструкции ввести нововведения не квалифицированным путем, как и меняется Конституция, а путем так называемых «конституционных законов», что, как честно признался президент, «нами уже делается» .
Сюрприз!
Такие проделки уже вытворял царь Николай 2 руками премьера Столыпина. В противоречие с действующими законами и объявленными манифестом свободами вводил массово чрезвычайные законы в промежутках между сессиями (роспусками Государственной думы). Чем закончилось - известно.
В то же время президент не захотел и граждан лишить удовольствия и призвал их активно поучаствовать в обсуждении продекларированных грядущих изменений. Призвать то призвал, но черт в деталях. А главная и пикантная деталь в том, что конституция может меняться в строго определенном законом порядке, и никакие обсуждения на туристических форумах, фестивалях волонтеров этот механизм ни заменить, ни отменить не могут. А похоже, что хотят ограничиться этой, уже ставшей традиционной видимостью. Политической клоунадой
Только я было очинил перо и собрался внести свою порцию законодательных предложений, как вдруг новость: премьер Медведев с кабинетом подал в отставку, и ему уже предложена вновь изобретенная (и полагаю, еще не включенная в штатное расписание) лакомая синекура - должность зам председателя совбеза.
Вот те на!
Собрались, же, «всенародно обсудить» изменения в механизм е государственного устройства», произвести голосование граждан по всему пакету, принять по результатам обсуждения законы и по новым законам жить. Но оказывается ждать таких глупостей вовсе не надо, и никому не обязательно. Премьер Медведев уже мгновенно взял под козырек при одних только звуках президентского голоса, безо всякой даже имитации народного волеизъявления (хоть бы на слете авторской песни) и паче, соблюдения законного конституционного процесса.
Впечатление, что высшая власть даже не понимает насколько непристойно то, что она совершает на глазах населения, попирая нормы правила и процедуры.
Спичрайтеры президента проявляют невежество и незнание законов который собрались столь решительно менять. Так, всеръез говорится, как о чем-то новом, что Россия не будет применять международные законы и договоры, которые противоречат основам российской государственности. Помилуйте, да ведь это есть и в Конституции, и в российских законах. Об этом не знают только невежественные блогеры из Интернета Называется это принцип не противоречия норм иностранного права публичному порядку государства. При присоединении России (СССР) к каждой конвенции такая оговорка делается в протоколе ратификации. Не знать такого!?
Совершается резкий наезд на демократические принципы, на принцип разделения властей и верховенства представительной над органами власти исполнительной
Например: предлагается,передать Совету Федерации право проводить консультации с президентом по кандидатурам генерального прокурора,силовых ведомств, правоохранительных органов. Путин всерьез считает что "такой подход сделает работу силовых, правоохранительных органов более прозрачной и в большей степени подотчётной обществу." При этом не принимается в расчет,что Совет Федерации не является представительным органом, ибо не избирается непосредственно населением, а назначается из лиц представленных губернаторами избранных краевыми и областными представительными органами субъекта федерации. Жалкая и наспех придуманная, не так давно, отговорка, что кандидат в Совет Федерации должен быть членом хоть какого-то местного или любого совета картину не меняет. Действующий председатель Совфеда, г-жа Матвиенко, избрана как депутат от деревеньки населением 3000 человек, что иначе как насмешкой над авторитетом представительной власти не назовешь. И вот должности весьма значительные: прокурор, руководитель СК и др силовики а также члены Верховного и Конституционного суда окончательно выводятся из под контроля народного, от контроля избранных народом органов, отгораживаются от избранных народом представительных органов власти, которые только одни вправе назначать и контролировать власть исполнительную, что есть аксиома демо- кратии.
Судей и даже конституционного суда теперь будут прогонять, если не оправдают доверия. Сама по себе мысль отчасти здравая. Но, опять-таки черт в деталях. Кто прогонять? Как прогонять? Какова процедура изгнания? Гарантии изгоняемым, полномочия изгоняющих и много других важных деталей. Ясно, что существующая невыборность судей вкупе с их несменяемостью и отсутствием какого-то ни было контроля со стороны общества - привели к стагнации судейской системы, ее заболачиванию и преданию забвению главной цели: - суд инструмент общества и должен служить обществу, а не самому себе и близким родственникам.
Формулировка « в связи с утратой доверия» в высшей степени не конкретная волюнтаристская и изначально беззаконная. При социализме с такой увольняли проворовавшихся кладовщиков, но что такое утрата доверия - было довольно четко сформулировано, и требовалось в приказе обозначить конкретные провинности, которые и привлеки к утрате доверия. А что же это будет по нынешнему? Ближайший пример - увольнение по утрате доверия мэра Москвы Лужкова президентом Медведевым. Тогда так и не было озвучено: почему утратил к мэру доверие президент Медведев, что именно содеял Лужков недостойного. Скромный, но ядовитый комментарий Путина о том, что «он не поладил с президентом» ситуацию не прояснил. Оставление под подозрениям, и увольнение с такой формулировкой-тяжелое нарушения законности и естественных прав человека.
Особенно смущает беглое упоминание президентом о том , что такая практика «уже существует.»
О совершенствовании демократии в послании - ни слова. Невнятно упомянуто о том, что надо бы уточнить полномочия местных органов самоуправления и даже оные подрасширить. Но эта песня повторяется довольно давно. И именно на переломных пунктах истории Путина. Если кто помнит Путин в самом начале своего правления в 2000 году говорил о расширении прав местных органов самоуправления и даже назначил г-на Козака разработать проект закона о расширении полномочий органов местного самоуправления , чем напугал эти местные органы до смерти.
Но как потом выяснилось, реально делать он это не собирался. Наоборот, сделано все, чтобы обкорнать эти полночия, свести их на нет, обескровить порочной системой выдвижения и выборов депутатов, а также нечистоплотной практикой признания их результатов. Тем самым устранить всякое и любое влияние местных представительных органов на жизнь в подведомственном городе, селе. Вывести органы исполнительной власти из зоны самомалейшего контроля со стороны реально народом избранных органов.
Характерна задумчивая реплика Путина на большой пресс конференции 19 12 2019. На жалобу ветерана о том, что в Сочи разрушается дом ветеранов Путин говорит: «Мы, Вроде, там мэра поменяли… «. Итак, сочинского мэра мы поменяли в Москве. Не жители Сочи, не население города, которым будет править новый мэр, а некие «мы поменяли…». Вот вам и демократия, и выборы и юрьев день.
По совокупности первых после послания впечатлений – предчувствия самые тревожные. Думается, что мы находимся в начале такого перестроения власти, создания такой ее уродливой авторитарной формы, как «назарбайство». Подробности этого явления я попытался описать в ранее опубликованной на сайте статье. Начата перекройка системы власти и управления и основные ее тренды: дальнейшее умаление прав представительных органов, усиление исполнительной власти и особенно силовых ее ведомств, увод их из под контроля парламентов, лишение выборной основным и полномочий органов местного самоуправления.
Зычный окрик сверху - отныне единственный и самый авторитетный закон для чиновника любого ранга.
О степени обязательности указаний Путина красноречивее всего свидетельствует поведение президента-юриста Д. Медведева: не успел выслушать пожелания президента о изменениях в законах-сразу рразз под козырек – исполнено! согласно (нет, не законов! Их не то что принять но и даже обсудить еще не успели) - согласно указаний Президента! Звуков его голоса!
От послания осталось впечатление полного недоумения и ощущение некоей непристойной публичной попытки государственного переворота, сопряженной с полным безразличием людей, которые по своему должностному положению позиционируются нами, как защитники российских свобод, ценностей и самоей российской государственности.
Многое разъяснят последующие события, но пока мысли вот такие, и они не радуют, не веселят.
|
Бывает...