«Здравствуйте, уважаемый Кирилл! Предоставляю Вашему вниманию предварительный вариант Вашей страницы на моем сайте. Конечно, мне вообще было трудно из такого обилия стихов отобрать самые-самые, подходящие тематике моего сайта, и я не уверен, угадал ли.
Я могу полностью ошибаться в своем вИдении мотивов вашего творчества, могу частично ошибаться. Я везде ищу стихи, которые согласуются с духовностью христианской, а также нашей, подлинно русской. Конечно, у Вас есть и много других, менее соответствующих моим поискам, стихов; я же отобрал более близкие духу своего сайта, а также более близкие, на мой взгляд, великим поэтам – классикам, и тому, как они понимали и провозглашали духовность. Получилось ли у меня – судите сами.
Пожалуйста, после прочтения сообщите мне: если я в корне неправ, то, может не стоит их публиковать? А если неправ лишь кое-где, то можете своей рукой исправить прямо в тексте то, что я радикально неверно трактую: я же Вас не знаю, и мне трудно порой понимать, тем более стихи с множеством символики...
Если что-то исправите – пометьте это как-то, например, подчеркиванием. Спасибо, и жду ответа. Если будут правки – вышлите мне новый файл вложением.»
==========================================
Современный писатель Кирилл Хуторецкий родился в 1967-м году в Москве. Лет с 12-ти начал писать фантастические романы; теперь, правда, считает, что «это, конечно, было несерьезно». К стихотворному творчеству приобщился позже - в 19 лет. Что подвигло на творчество? «Объяснить врядли сумею… Я бы выразился так: почувствовал некий зуд» - ответствует Кирилл. В настоящее время живет в родной Москве, где и работает переводчиком. Печатных изданий стихов пока что нет; очень много (на момент, когда я выбирал стихи для сайта, их было около 600) их опубликовано на сайте www.stihi.ru (авторская страница – http://www.stihi.ru/avtor/ofdoom). Все стихи, опубликованные в «Усадьбе-чительне» взяты оттуда с любезного разрешения автора.
Честно говоря, выбирая стихи из стихиры для страницы Кирилла Хуторецкого в «Усадьбе-читальне», я просто терялся. Во-первых, их много: на одну страницу едва ли можно вместить больше 15-20 стихов, так чтобы читатель не утомился, не просто бегло читая, но вникая в смысл поэзий. Во-вторых, стихи очень разнообразны: я поражаюсь, насколько они пестры по содержанию, по структуре катренов, богатству стоп, размеров, по стилю и жанру: тут и пейзажная лирика, и любовная, и гражданская, и философской очень много; тут и символизм, и футуризм, и изящество классиков золотого века. И все это написано с использованием огромнейшего словарного фонда!.. Кажется, автор все прошел по пути творчества, все испытал, над всем экспериментировал, во всех направлениях пробовал силы. Ну а что, в чем и насколько это ему удалось – предоставляю читателям решить самим. Для публикации я отобрал стихи, более соответствующие духу моего сайта, а также более близкие, на мой взгляд, великим поэтам – классикам, и тому, как они понимали и провозглашали духовность. Для более же полного знакомства с творчеством Хуторецкого всех желающих отсылаю на его авторскую страницу (http://www.stihi.ru/avtor/ofdoom).
Ну а сейчас... погрузимся вместе с поэтом в «обитель дум» и поразмышляем о жизни...
Обитель дум
http://www.stihi.ru/2009/12/31/3574
Я вновь задумался всерьез
Под этим небом нелюдимым:
Что вынес я, что я привнес
Сюда… Молчаньем негасимым
Горит полночная душа –
Мне непонятная, глухая,
Она – нектарами дыша –
То ввысь летит, все озаряя,
То камнем спит в пыли дорог
Без сожалений, без движенья…
О, как с тобою я продрог
Душа – извечный дух сомненья!
Душа – мой жадный властелин,
Неутомимый поглотитель
Незримых кушаний и вин,
Дум небывалая обитель!
Сегодня я тебя кляну,
А завтра – рьяно прославляю,
Я – жизнь единую тяну
С тобой… Как баржу я сплавляю
Твой тяжкий груз по рекам дней,
И по пути вдыхаю песни, -
Те, что принес нам суховей
Вниз, из пустыни поднебесной.
Первым же стихом обзора поэт поднимает множество важных вопросов. «Что вынес я, что я привнес»? Как мало известно о предназначении... Душа (сознание) очень часто не понимает самое себя, она темная, «полночная». Порой что-то и уяснит себе; а другой раз в ином, как «извечный дух сомненья», мятущаяся, «то ввысь летит, все озаряя, то камнем спит в пыли дорог»... Но не в этом ли смятении, колебаниях, вечном движении поисков, и состоит смысл бытия?..
И потом, не все в нем и мрачно: «по пути вдыхаю песни», признается ищущий автор. Песни принесены сверху, из поднебесных сфер: они – еще более таинственны, сродни пустыне!.. Но поэт не сдается: он воспаряет внутренним взором как бы над миром, чтобы окинуть с высоты землю, и, буде то возможно, даже небо...
Мои глаза
http://www.stihi.ru/2008/12/11/4641
Небо бледное висит, смотрит, смотрит – невесомо,
Словно старый, верный друг…Но оно мне – незнакомо,
Как страница на чужом, вязью брызжущем наречье,
Как безжизненная твердь где-то в древнем междуречье.
Кто поможет прочитать эту дымную хрустальность,
Безразличную мечту, вездесущую опальность?
Небо – полно, и - пусто, письмена любые – впустит,
Строки – полные любви, и дожди – усталой грусти.
Но мои глаза – как высь: слились с небом, стали – синью,
И оттуда – смотрят вниз, в край, вздыхающий – полынью.
Глаза «слились с небом», и «оттуда – смотрят вниз». Ибо только с высоты можно увидеть, обрести, как в тишине одиночества, так и среди «стаи переулков» - сумбуре городской жизни, - «тайный, невидимый свет» вдохновения, разумения вещей, и «неслышное - услышать»...
Неслышное - слышим
http://www.stihi.ru/2010/06/28/5927
Ощетинилась гремовом крыш
Ветроокая, стылая стая
Переулков…Покуда не спишь
Жди повсюду, каймой прорастая
Засыпающих, вялых стихов,
Горловым голубиным бурленьем,
Плачем зыбких, дождливых штрихов,
Темных окон незрячим томленьем.
Я повсюду тебя узнаю
По неясным, невнятным приметам,
Я предчувствую: тенью в раю
Ты скользнешь по остывшим предметам.
Я пытаюсь тебя ощутить,
Но проходят бесчувственно пальцы
Сквозь тебя…Нам двоим – не любить,
Мы – размытые небом – скитальцы.
Мы забыли, что нас уже нет,
По привычке – как будто бы дышим,
Видим тайный, невидимый свет,
И зачем-то неслышное – слышим…
Все вдохновляет на поиск: и «горловое голубиное бурленье», и тоскливый «плач зыбких, дождливых штрихов», хотя картина дождливой панорамы, которую видит наблюдатель из окна, вряд ли сильно настроит на мажор. Автор рассуждает: как и ненастье, порой и мы в своих потугах ума и мысли как бы «размытые небом – скитальцы». «Дышим», живем как будто бы и «по привычке», но «тайный, невидимый свет» мы все-таки «видим», и «неслышное – слышим…»... «зачем-то». Но неужели в наш, XXI-ый век, век сумасшедше сложных технологий, так уж и важно задумываться о «тайном, невидимом», или «неслышном», которое мы или слышим, или ищем услышать?.. Автор начинает размышлять о прогрессе. Увы, логически продуманные до конца, мысли о технократическом будущем не так уж и радостны...
Пройдет лет сто
http://www.stihi.ru/2010/11/16/6343
Пройдет лет сто; войдут машины
Без стука в двери всех жилищ
На мягких лапах из резины…
А человек – убог и нищ
Увязнет намертво в трясине
Блестящих граней, смутных грез,
И совершенных, четких линий,
За правду принятых всерьез.
И незаметно, постепенно
Себя он сменит на металл…
Но электрические вены
Наполнит тлеющий накал,
Кроваво-красный и напрасный,
Напоминающий закат…
И голос тихий и неясный
Вдруг позовет: «Вернись…назад…»
Можно счесть это фантазией. И тем показать собственную глупость и ограниченность. Кстати, предсказания большинства писателей-фантастов прошлого сбылись с большой точностью. Но автора-мыслителя больше интересует, что станет с душой человека, когда наступит время всеобщей машинизации. Выводы малоутешительны: «человек – убог и нищ увязнет намертво в трясине...», и «себя он сменит на металл…». А ведь и правда! Именно это и ожидает человека, если свою душу он не наполнит нетленным, Божественным. В наше время это не такая уж и фантазия, какой бы, может, показалась лет 50 тому. И многие ли еще сподобятся услышать среди шума машин этот «голос... тихий и неясный», зовущий «назад», не вперед к погибели, а «назад», к высоте?.. В седой древности Богом через пророка Иеремию было сказано: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер.6:16). В этом контексте, не в возврате ли к духовным началам из древности и заложено спасение как человека, так и цивилизации?.. Народы же, в большинстве своем, не ведают этого, плывут «по течению», уподобляются бурному морю. Как увидим ниже, такое сравнение дает цивилизациям в их «прогрессе» Библия; к сходным размышлениям приходит и поэт, наблюдая за морем, и видя в нем, кроме «соленой пены... чаек.., китов» - еще и «планетарное забвенье, и галактическую ширь», которые «заносят знаков поколенья в гудящий бризами псалтырь»...
Полотно
http://www.stihi.ru/2008/11/05/400
В соленой пене проплывают виденья чаек, сны китов,
И солнца – призрачно ласкают миражный оттиск городов.
И планетарное забвенье, и галактическая ширь
Заносят знаков поколенья в гудящий бризами псалтырь.
И на песке, в сетях прилива, женоподобные тела
Спят летаргически-блудливо в туниках, сожженных дотла.
Полуулитки-полулюди, ползут по медной зыби дюн
Навстречу ночи и простуде. Океанический ревун
Выводит пенье грозных впадин, бездонных, мутных желобов,
Подводных ран, зеленых ссадин, кряхтенье илистых горбов.
И, в средоточии течений, волнистых выплесков и бурь
Стоит шатер коловращений, спирально ввинченный в лазурь.
Он простирает бархат неги на все четыре стороны
Ковров струистые ковчеги зовут медлительные сны.
И, созерцательно недвижен в соленой вечности ветров,
Он беглецам из звездных хижин свой обещает ленный кров.
Картину моря можно разуметь буквально, то есть в ее первичном смысле. С другой стороны, море символизирует народные массы в их бурлении, хаотических попытках самоорганизации, которые, реализуемые без Бога, ведут не много не мало прямо в нуль. «Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф — имя Его» (Ис.51:15). И еще: «Увы! шум народов многих! шумят они, как шумит море. Рев племен! они ревут, как ревут сильные воды. Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он погрозил им и они далеко побежали, и были гонимы, как прах по горам от ветра и как пыль от вихря» (Ис.17:12,13). Картина образна, но весьма правдиво передающая реальность массовых волнений, революций, течений, мод, и других социальных стихий, могущих колебать целые народы и даже весь мир. И среди этих волн одинокой ладьей ютится и наша Отчизна. «Это – старый город – мой, это – стылый сон – отчизны, что – по времени – идет, и не может жить – без тризны» - вот как ее описывает Кирилл Хуторецкий...
Ночь Отчизны
http://www.stihi.ru/2008/08/05/2055
Время сном заведено, крутит – звездно – полночь – стрелки,
И глаза – глядят, глядят – серебристые тарелки.
Руки улиц – как мои – огнедышащие пальцы,
Шерстью шорохов и мглы – пухнут призрачные пяльцы.
Что-то мямлит, говорит из корявых сочленений
Переулков, и мостов и насупленных растений,
Визг трамвая вдруг войдет в подреберье церкви старой,
И заплачут провода – вдрызг
| Помогли сайту Реклама Праздники |