на снимке: зал Литцентра, участники вечера
Михаил Юрьевич Лермонтов, 15.10.1814 – 27.07.1841 годы
Всякий раз (а это бывало нечасто) как появлялся на экране телевизора Ираклий Андронников, я, замерев, слушала его эмоциональную, завораживающую речь о жизни и творчестве великого Поэта.
И поминая благодарным словом замечательного лермонтоведа,замечу, что здесь я так или иначе обращаюсь к его исследовательским работам…
Мне пришлось дважды проводить вечера, посвящённые творчеству
Михаила Лермонтова: в 2012 и 2014 (юбилейном) годах – в Литературном центре г. Коврова (Владимирская область).
На этих вечерах стихи М. Лермонтова читали поэты города, а также учащиеся общеобразовательных школ и музыкальной школы. Песни на его стихи исполняли руководитель детского хора О. Духина, барды Н. Морозова и Р. Яковлева. Прозвучали произведения, посвящённые Лермонтову: «Ульяна и Демон» Борислава Степанюка и «Мой Лермонтов» Ашота Гарнатирьяна.
Приведу отрывки из своих выступлений…
…Поэт погиб неполных 27 лет от роду. Совсем молодой человек создал около тридцати поэм, сотни стихотворений, роман «Герой нашего времени». Его коротенький, но яркий жизненный путь сравним с полётом птицы. Поднявшись в небо, она стремительно набирает высоту, но роковой выстрел обрывает прекрасный могучий полёт.
А за четыре года до этого погиб на дуэли Пушкин, а позднее – трагически оборвутся жизни Есенина и Маяковского. Некоторые литературоведы склонны видеть в этом мистический смысл: талантливые поэты пришли на землю русскую, чтобы выполнить свою миссию – «глаголом жечь сердца людей», и ушли, когда их творческий потенциал был на исходе.
Но так ли это, в частности, в истории с Лермонтовым?
Виссарион Белинский (философ, публицист, литературный критик), лично знавший Лермонтова, – писал своему другу В. Боткину, что поэт планирует создать трилогию об эпохах: двух предыдущих и современной – «николаевской». В день роковой дуэли поэт сообщил своему секунданту М. Глебову, что задумал романы: «о наполеоновских сражениях», о Кавказской войне, участником которой был сам, и о «Персидской» войне, жертвой которой стал Грибоедов…
Вынашивать такие грандиозные замыслы мог только человек с огромным запасом жизненной и творческой энергии. И каких бы высот достиг Лермонтов, проживи он дольше, нам знать не дано…
***
Как давней и верной поклоннице творчества поэта, мне хотелось бы видеть в нём и идеального человека. Но мнения о его характере и поступках самые противоречивые. Одни из его современников утверждают, что он был язвительным, высокомерным, злобным, порой и буйным, другие – отзываются о нём как человеке простом в общении, отзывчивом и, отмечая юношескую горячность, подчёркивают при этом почти женскую деликатность в обращении. Его любили. Его ненавидели.
Офицер Раевский, встречавшийся с Лермонтов в Пятигорске, так описывает общее настроение у гроба погибшего поэта:
-- Все плакали, как малые дети...
-- Вы думаете, все тогда плакали? Все радовались, -- спустя годы вспоминает священник Эрастов, отказавшийся отпевать поэта.
Даже по поводу его смерти эмоции недругов хлещут через край. И, предвидя это, он написал пророческие строки:
…И вижу гроб уединённый,
Он ждёт: что ж медлить над землёй?
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моём.
Пробел между «аз» и «веди» в характере и поступках поэта, очевидно, так и останется не заполненным за давностью лет.
Наверняка на формирование его как личности повлияли драматические события – в его раннем детстве. Мать умерла, когда ему было всего три года. Заботливая богатая бабушка, взявшая на себя хлопоты по воспитанию внука, создала все условия для развития любознательного ума и интеллекта. Но лишила возможности общаться с отцом – бедным армейским капитаном, которого считала виновным в преждевременной смерти своей дочери. Но к чему привело её стремление разорвать духовную связь отца и сына?
На этот вопрос отвечает сам поэт в связи со смертью Юрия Лермонтова:
Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь на родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец, постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы, как твой спокоен был конец того, кто был всех мук твоих причиной.
Но ты простишь мне! я ль виновен в том, что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели горевший в ней, оправданный творцом?
Однако тщетны были их желанья: мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвами страданья…
Страдания, чувство обездоленности и даже собственной вины перед отцом – с таким тяжким душевным грузом и рос Лермонтов. И не из детства ли, пусть сытого и беззаботного, но сиротливого, тянутся корешки его ранимости и вспыльчивости?
И вырос он человеком, наделённым сильными страстями и волей, умом глубоким и критическим, характером сложным или, как сейчас говорят, некоммуникабельным. И проявлял поэт себя по-разному, в зависимости от ситуации и окружения…
***
Фундамент современной литературы возводился в период николаевской эпохи, и в первую очередь, Пушкиным, Гоголем и Лермонтовым.
Пушкину принадлежит заслуга в создании нового литературного языка. Он объединил книжный язык с народным, сделал его гибче, живее, проще.
Обозначив главные достоинства фразы – точность и краткость, поэт подчёркнул, что они «требуют мысли и мысли", кропотливого труда. Лермонтов, по словам Б. Пастернака, стал «первым обитателем дома», возведённого Пушкиным.
Гоголь, знавший поэта, как-то бывший на его выступлении, восторженно произнёс:
«Никто из нас до него не писал такою правильной прекрасной и благоуханной прозой!»
«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова», – вторит ему Чехов.
О Лермонтове говорят как о преемнике Пушкина, его стиля, на что резко возражает Белинский:
«Нет двух поэтов, столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов: у Пушкина – грация и задушевность, у Лермонтова – жгучая и острая сила».
А вот высказывание Горького:
«Почти незаметные у Пушкина ноты начинают громко звучать у Лермонтова – это жадное желание дела, активного вмешательства в жизнь».
И ведь вмешался, и заявил о себе в полный голос, когда Пушкин погиб на дуэли! Десять лет писавший романтические и лирические произведения, Лермонтов стихотворением «Смерть поэта» заявил о себе не только как художник слова, но и как человек мужественный, как гражданин.
Одним этим стихотворением он навлёк на себя немилость монарха до конца своих дней. А жить ему оставалось четыре года. Всего четыре!
Находился поэт это время, в основном, на Кавказе, в своём драгунском полку. Здесь и раскрывается его талант в полную силу. Жизнь во всех проявлениях отражается в произведениях Лермонтова: любовь, мужество, патриотизм, а рядом – разочарование в любви, людях, гнев, чувство одиночество…
Столкновение антитез, кипение человеческих страстей, глубокий драматизм – в этом весь Лермонтов. Неслучайно его сравнивают с Шекспиром.
Опыт боевых действий дал богатый материал для написания произведений на тему подвига, любви к отчизне и предательства: «Мцыри», «Беглец», «Завещание»… Поэт открывает для россиян Кавказ с его уникальной природой, с нравами и традициями народов, его населяющих…
***
Тема природы, погоды – один из любимых поэтами способов самовыражения. Лермонтов мастерски описывал пейзажи, через них передавал своё настроение.
Часто и одушевлял предметы быта, объекты природы и явления, наделял их разумом, осмысленными действиями.
Но если, к примеру, у Есенина природа и он сам – одно органически целое, то у Лермонтова природа --заповедный, заветный уголок, куда он бежит от житейских неурядиц, где ищет утешения и умиротворения. В произведениях на эту тему он, как правило, рассуждает о своём одиночестве, разочаровании в жизни, мечтает о душевном покое.
Для него природа – собеседник, многоголосый и многоликий. Поэт слышит, как «звезда с звездою говорит», спорят горы Казбек и Шат (Эльбрус). Он видит, как летит в поисках приюта листик и странствуют тучки-изгнанники, вечно холодные и свободные…
Используя богатую палитру красок-слов, Лермонтов создаёт сказочные и аллегорические образы: «Утёс", «Три пальмы», «Кинжал»…
Тот же одинокий «мятежный» парус в море сравним с человеком на жизненном пути, который сломя голову мчится в неизведанное – навстречу опасности...
***
Много лет назад мне подарили книгу «Русский романс», изданную в 1987 году. Автор сборника – Вадим Рабинович.
Романс как песенный жанр пришёл из Европы в нашу страну, буквально означает «по-романски», то есть «по-испански».
В сборник включены все русские романсы от начала восемнадцатого века до пятидесятых годов прошлого столетия – больше всего на стихи А. Фета, А. Толстого, А. Дельвига, А. Тютчева, Н. Цыганова, А Плещеева, А. Кольцова, Я. Полонского, В. Жуковского, А. Пушкина, С. Есенина и других авторов, в том числе и «безымянных».
Но абсолютный лидер в этом списке – М.Лермонтов.
Музыку к его стихам писали Рахманинов, Глинка, Чайковский, Даргомыжский – и не только. Что удивительно, к текстам отдельных стихов свои мелодии сочиняли не один, не два, а десятки человек!
Например, на стихи «В минуту жизни трудную» написано разными композиторами 40 романсов, «Нет, не тебя так пылко я люблю» – 80, а «На севере диком стоит одиноко» – аж 100!
Почему так популярны стихи Лермонтова у музыкантов?...
Романс – произведение для сольного исполнения.
По смыслу он – лирическая исповедь, или философское размышление, или монолог о любви, жалоба на измену, крушение грёз… словом, душевное откровение, доверительно обращённое к каждому.
Романсу часто свойственна тихая печаль, да ещё и своеобразное упоение этой печалью – страдание, изложенное в красивой поэтически-музыкальной форме, вызывающее сопереживание слушателя. Один немецкий философ писал: «…отдал бы все блага Запада за русскую манеру печалиться».
А любовной и философской лирике Лермонтова присущи и тихая грусть,и страдание, и сожаление, и доверительность, и образность…
***
При жизни Поэт выпустил один сборник, но с какой тщательностью он отбирал произведения! В книгу
|