Рецензия «Встреча спустя десять лет: штампы, эмоции и финальный поворот»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Зал ожидания
Оценка: 5
Баллы: 20
Читатели: 239 +2
Дата:

Встреча спустя десять лет: штампы, эмоции и финальный поворот

Рецензия на рассказ «Зал ожидания»

Сюжет и структура

Рассказ строится на встрече двух людей, которые когда-то пережили мимолетный, но яркий роман. Спустя десять лет они снова оказываются в зале ожидания вокзала, где когда-то познакомились. Их воспоминания переносят читателя в прошлое, и затем следует финальный сюжетный поворот: у героини есть дочь, которая, вероятно, является ребенком главного героя.

Структурно рассказ выдержан довольно четко:
Начало (экспозиция) — вокзал, встреча, узнавшие друг друга герои.
Развитие — воспоминания о былом романе, детали прошлой встречи.
Кульминация — неожиданное появление девочки, которая может быть дочерью главного героя.
Развязка — молчаливый жест героини, подтверждающий его догадку.

Структура ясна, но сам конфликт остается недостаточно раскрытым. У героев есть прошлое, но мало настоящего: их эмоции, переживания и внутренний мир практически не исследуются.


Герои и их мотивация

Игорь

Его образ подан схематично:
30-летний мужчина, уставший, с признаками жизненных трудностей.
Прошлое связано с военной службой («ранение, плен»).
Встречает Галину и сразу узнает её.
Легко признает свою вину («прости меня»), но оправдывается («служба… не получилось»).
Быстро переходит к предложению «повторить».
Испытывает шок при виде девочки, которая похожа на него.

Игорь — герой-штамп: типичный мужчина, который однажды ушел и не вернулся, но спустя годы оказывается перед последствиями своих поступков. Однако у читателя не возникает сочувствия к нему, поскольку его эмоции переданы поверхностно. Почему он вспоминает о Гале именно сейчас? Что он чувствует? Какие у него отношения с прошлым? Он скорее действует, чем переживает.


Галина

Десять лет назад ждала звонка.
Не проявляет ни злости, ни особой радости при встрече.
Легко принимает объятия Игоря, но затем осторожно дистанцируется.
Видимо, одна воспитывает дочь.

Галина ведет себя слишком сдержанно, даже пассивно. Человек, которого бросили, мог бы испытывать гамму эмоций — от гнева до боли, от обиды до надежды. Но вместо этого она говорит дежурные фразы («да уж… десять лет»), а в конце загадочно улыбается. Её реакция на Игоря выглядит неправдоподобно.

Проблема мотивации: если Галина действительно ждала звонка, почему она не проявляет больше чувств? Если не ждала, почему она вообще разговаривает с ним, а не просто уходит?


Диалоги

Диалоги функциональны, но слишком просты и предсказуемы. В них нет живости, напряжения, индивидуальности героев. Например, момент, когда Игорь говорит: «Прости меня», — это звучит как формальность.

Фраза Галины «А ведь обещал позвонить...» слишком сухая и нейтральная, что не даёт понять, какие эмоции испытывает героиня. Если автор хочет показать обиду, ностальгию или иронию, нужно сделать реплику более живой, индивидуальной.

Более глубокий, естественный диалог мог бы передать реальные эмоции персонажей.

Например, если бы Галина сначала вообще не узнала Игоря, или наоборот, резко его оттолкнула — это сделало бы сцену более выразительной.


Язык и стиль

Язык рассказа простой, повествование плавное, но слишком перегружено штампами: «усталый взгляд», «долгий жаркий поцелуй», «глаза его погрустнели», «тяжело вздохнул», «жизнь потрепала», «срывая друг с друга одежду» и т. д.

Это делает текст предсказуемым и лишает его индивидуальности. Упор на визуальные детали (волосы, губы, стройные ноги) также напоминает стандартное описание героини в массовой литературе.

Кроме того, есть проблемы с логикой описаний. Например:
Он уткнулся лицом в ее плечо и прошептал: «Прости меня».

В реальной жизни это выглядело бы странно. Кто так делает при первой встрече после десяти лет? Это искусственно и надуманно.


Финал и его недостатки

Концовка строится на неожиданном открытии: у Галины есть дочь, похожая на Игоря. Однако:
Реакция Игоря слишком поспешна. Он сразу видит сходство, хотя ребенок не обязательно может быть его.
Галина ведет себя так, словно ждала этой встречи, но не проявляет никаких эмоций.

Эффект неожиданности, может быть, и есть, но он не вызывает сильного отклика, потому что нет внутреннего конфликта. Если бы героиня испытывала колебания, давала неоднозначные ответы, создавая интригу, финал выглядел бы интереснее.


Основные проблемы рассказа

Штампы и предсказуемость – история развивается по ожидаемому сценарию, без неожиданных поворотов в поведении персонажей.
Плоские герои – они не развиваются, не испытывают сильных внутренних конфликтов.
Слабый диалог – реплики звучат как стандартные фразы, а не как живая речь.
Неубедительный финал – он кажется слишком простым и недостаточно напряженным.


Сюжет рассказа — штамп

Сам сюжет «Зала ожидания» — это штамп, причём довольно затёртый. Встреча бывших возлюбленных спустя годы, ностальгические воспоминания, намёк на несбывшееся счастье и внезапное появление ребёнка — всё это уже многократно использовалось в литературе, кино и даже сериалах.


Почему этот сюжет кажется штампованным

Классическая схема «разошлись – встретились – узнали правду»

Герои случайно сталкиваются спустя годы.
Прошлое напоминает о себе флешбэками.
Один из героев (обычно мужчина) испытывает сожаление.
Женщина оказывается хранительницей тайны (в данном случае – ребёнка).
Финал намекает на неопределённость: будет ли продолжение отношений или всё останется в прошлом?

Это типичный приём, который используется в романтических и драматических историях.

Место действия – вокзал
Вокзал в литературе часто становится символом разлуки, встречи, ожидания и несбывшихся надежд. Это настолько избитый образ, что, если автор выбирает его, ему нужно либо дать радикально новый взгляд на ситуацию, либо использовать его с иронией. Здесь вокзал используется прямолинейно, без каких-либо оригинальных нюансов.

Воспоминания о страстной ночи на природе
«На дальней станции сойду...» — романтизация юности.
Степь, звёзды, страсть, чувство «навсегда» – типичный набор образов, который встречается во многих любовных рассказах и романах.
В реальной жизни редкая пара примет такое спонтанное решение – сойти с поезда и остаться в степи. Но в художественных произведениях это частый штамп.

Ребёнок как инструмент неожиданного поворота
Классическая ситуация: герой вдруг узнаёт, что у него есть ребёнок.
Этот приём использовался настолько часто (в мелодрамах, фильмах, книгах), что без хорошей драматургической проработки он выглядит предсказуемым.
В рассказе это подано слишком просто: герой сразу всё понимает, а Галина загадочно улыбается – никаких конфликтов, эмоций, недосказанностей.


Сюжет рассказа строится на наборе стандартных приёмов. Это не значит, что подобные истории нельзя писать – но чтобы они зацепили читателя, в них должно быть что-то свежее, неожиданное, индивидуальное. Здесь же герои действуют ровно так, как мы ожидаем, диалоги звучат так, как звучали бы в сотнях подобных историй, а финальный «поворот» настолько предсказуем, что не вызывает ни удивления, ни сильных эмоций.


Рассказ получился ностальгическим, но не особенно глубоким. Ожидаемый сюжет и диалоги не раскрывают внутренний конфликт героев в полной мере. Чтобы сделать историю сильнее, можно добавить больше эмоциональных деталей, индивидуальности в реплики и неожиданных нюансов в их реакциях.

Оценка произведения: 8

Реклама
Обсуждение
08:24 09.03.2025(1)
Прочитал рецензию и понял, что рассказ посредственный...Наконец увидел попытку классического разбора произведения. Спасибо... Главный недостаток - отсутствие конфликта. Ну нет конфликта,.. ни внутреннего, ни внешнего. 
 Почему тогда "8" баллов? Боитесь обидеть автора?
14:07 09.03.2025(1)
Герман Бор
Меня трудно обидеть - я был редактором аж два с половиной года...
17:59 10.03.2025(1)
Так я это Алене написал...) Извините Герман, рассказ я не прочитал. Да и не о рассказе я написал в комменте. Вот то, что я понял из рецензии, то и попытался обсудить...)))
01:19 11.03.2025(1)
Герман Бор
Не прочитал, но заранее осуждаю... )))
09:08 11.03.2025(2)
1
 Ни в коем случае, Герман. Не не осуждаю, а не обсуждаю... Любой рассказ имеет своего читателя. 
 Я хочу, чтобы рецензии были максимально объективны и полезны. И я против того, чтобы рецензент ставил оценку произведению. Его задача помочь читателям правильно оценить работу, а не самому ставить баллы...
Я не понимаю принцип выставления оценки рецензентом. Почему один рассказ , при не самой комплиментарной рецензии, оценивается высоко, а другой, в котором рецензентом не найдено режущих глаз дефектов, получает более низкую оценку?.. 
Я бы принял некую понятную схему оценивания. Она немного сокращенно изложена в обсуждаемой рецензии: Сюжет, Структура, Главные герои, Диалоги, Язык и стиль, Финал... Можно добавить Конфликт -  Главную идею и если есть Финал, то должна быть Завязка, хотя это - Структура. Каждый пункт имеет свою ценность- количество баллов в сумме дающие 10. Разбирая каждый пункт , рецензент оценивает и снижает суммарную оценку.
Допустим , разбор  производится по пяти основным критериям, каждый из которых стоит 2 балла(хотя, на мой вкус, это не правильно). Структура, включающая в себя и завязку и действие и кульминацию и развязку(финал), оценивается рецензентом в 1.25 балла из 2-х. Значит в итоге 10- 0.75, сумма уже 9.25 балла. Сюжет слабенький - 0.5.Сумма - 7.25 уже... И так и далее... 
Тогда автору четко понятно над чем работать в дальнейшем. Сейчас - все вроде не плохо и как-то все устраивает...
09:51 11.03.2025(1)
Алёна Шаламина
И я против того, чтобы рецензент ставил оценку произведению. Его задача помочь читателям правильно оценить работу, а не самому ставить баллы...

Сейчас рецензия без оценки просто-напросто не принимается. Оценка - обязательный пункт.
08:40 12.03.2025(1)
1
Алена, я же просто свое мнение высказал. Это не предложение изменений даже... Кстати, Ваша рецензия мне понравилась больше, чем предыдущие краткие пересказы содержания других рассказов... Зачем мне читать о чем написано в рассказе, я его и сам могу прочитать. Вы же разобрали работу, как это и положено делать рецензенту...
10:10 12.03.2025
Алёна Шаламина
А, понятно! Спасибо!
09:46 11.03.2025(1)
Алёна Шаламина
Вы считаете , что здесь недостаточно чётко показано, над чем стоило бы работать в дальнейшем? 
Основные проблемы рассказа

Штампы и предсказуемость – история развивается по ожидаемому сценарию, без неожиданных поворотов в поведении персонажей.
Плоские герои – они не развиваются, не испытывают сильных внутренних конфликтов.
Слабый диалог – реплики звучат как стандартные фразы, а не как живая речь.
Неубедительный финал – он кажется слишком простым и недостаточно напряженным.

Думаете, если бы я поставила цифры напротив каждого пункта, то это было бы понятнее?
09:01 12.03.2025(2)
1
Возможно, Вы правы... Я сейчас перечитал свой коммент и понял, что предлагаю слишком схематизированную и обезличенную трактовку рецензии... Я, своими предложениями , лишаю рецензента возможности высказать свое личное восприятие работы. Как-будто у рецензента нет права на нравится/не нравится...  Мне кажется, именно эмоции читателя важны для оценки работы.  Использовал ли автор какие-то интересные приемы в построении повествования? Насколько богат и выразителен его язык? Способен ли автор буквально нарисовать , перед мысленным взором читателя, картинку описываемого в рассказе?
 Вы все правильно написали в "Основных проблемах рассказа", но забыли главный недостаток - отсутствие конфликта! Вообще!.. От слова - совсем... А ведь конфликт и есть тот стержень , на который нанизывается все остальное!
Да , спасибо Вам за то, что не стали разбирать , все ли запятые на своих местах...
15:12 12.03.2025
Алёна Шаламина
Оклик, Вы правы, в рассказе нет выраженного конфликта, и я уже не уверена, что есть конфликт латентный – скорее, конфликт как будто бы должен быть, но автор его не затронул.
Например, мне мешает (или это мой «внутренний конфликт» с автором? 😃) отсутствие объяснения, почему Игорь не позвонил. Это ведь ключевой момент, который определяет весь их дальнейший разрыв. Если бы в рассказе было хоть какое-то объяснение (страх, обстоятельства, беспечность), это дало бы конфликту четкие очертания.
А так получается, что читатель сам додумывает конфликты, которых автор не прорабатывал. Может быть, в этом и особенность восприятия: кто-то увидит скрытые напряжения, а кто-то – просто теплую, но немного бесцветную встречу бывших.
15:08 12.03.2025(2)
Алёна Шаламина
Хотя в «Зале ожидания» действительно нет ярко выраженного конфликта, мне кажется, что всё же скрытый он есть и проявляется в подтексте:

Герои не могут вернуться в прошлое – они встречаются после 10 лет, но эта встреча уже ничего не изменит, ведь у Галины новая жизнь, а у Игоря – только сожаления. Это не явное столкновение, но внутренняя борьба ожиданий и реальности.

Галина скрывает правду – в конце она не говорит прямо, что девочка – дочь Игоря. Это создаёт напряжение: он хочет знать, но боится спросить, а она даёт ему понять, но не подтверждает однозначно.

Раскаяние Игоря и холодная отстранённость Галины – здесь тоже есть скрытый конфликт: он ждал тепла, но получил сдержанность. Он говорит: «Прости», а она отвечает не с болью, а с иронией («А я уж думала, ты начнёшь с чего-то менее дежурного»).
23:08 12.03.2025
1
А еще, меня просто простудили диалоги... Прямо насморк и кашель появились...))) Ну, нельзя так разговаривать с женщиной, с которой ты был близок, даже если десять лет назад и один раз... Диалоги , на мой вкус, вообще. способны составить весь этот рассказ... Можно только из фраз героев и сделать весь рассказ. А место - зал вокзала и остальной антураж и не важны совсем... 
22:04 12.03.2025(2)
Герман Бор
Алёна, я уже запутался в комментах . вроде рассказ проще некуда...
22:50 12.03.2025
1
В том-то и дело, что при довольно избитом сюжете , рассказ имел все шансы вызвать у читателя эмоцию...А вы смогли сделать эту встречу какой-то пресной, тусклой... дежурной, что ли. Так встречаются с соседкой по подъезду, или с однокурсником с соседнего потока - вроде и общее что-то есть в прошлом, но сейчас это общее такое отдаленное, что не цепляет ничто... И избитость сюжета тут совсем ни при чем, в жизни вообще мало что бывает такого, чего ни у кого не бывало раньше... Я убежден, что самые простые рассказы и могут вызывать крайне сильные эмоции у читателя именно в силу распространенности описанного события... Ведь , если написано хорошо, картинка у каждого будет перед глазами и в каждом случае Гг будет именно читатель...
22:24 12.03.2025(1)
Алёна Шаламина
Герман, да, мы тут, кажется, устроили целое философское исследование твоего «простого» рассказа.
22:54 12.03.2025(1)
1
Нет ничего сложнее "простого" рассказа. Нет ничего ближе "простого" рассказа Нет ничего более цепляющего за живое, чем "простой" рассказ... Одно условие - рассказ должен вызывать воспоминания... А воспоминания несут кому-то стыд, кому-то гордость, кому-то чувство утраты, кому-то разочарование... И все эти эмоции связаны с самим читателем...
23:31 12.03.2025(2)
Мыха
..мимо шла.
У меня вопрос не к вам, а к автору рецензии.
В чём кайф писать рецензию на такую повесть?)
Именно -зачем? 
10:06 13.03.2025(1)
Алёна Шаламина
Странный вопрос - зачем? Точно так же можно спросить: А зачем вы мимо шли? В чём кайф?
13:06 13.03.2025
Мыха
Я читаю Оклика-у меня хороший  вкус.Без него я бы обошла.
09:47 13.03.2025(1)
Герман Бор
Обычно рецензии по просьбе автора пишутся...)
13:07 13.03.2025
Мыха
Вопрос бы не вам. Что по заказу-ежу понятно. От сердца бы ещё, чтобы читать лучшее, а не что попало по просьбам.
09:10 09.03.2025(1)
1
Анатолий Комогоров
А мне рассказ понравился.
Я бы его назвал «Случай на станции (со счастливым концом)».
История фантастическая, но со счастливым концом.
Герои могут пожениться, раз у них общий ребёнок.
14:13 09.03.2025(1)
Герман Бор
Знаете... беда в том, что с моей репутацией "шута горохового" в эту РЕАЛЬНУЮ историю никто и не поверит...
15:33 09.03.2025(1)
Анатолий Комогоров
Если эта история реальная, то почему лг не предохранялся? Как можно было, понимая, что с девушкой больше никогда не встретится, обрюхатить девушку?
15:59 09.03.2025(1)
Герман Бор
Как будто ли Вы случайно, со случайной попутчицей думали о предохранении...))
16:13 09.03.2025(1)
Анатолий Комогоров
Обязательно думал. Иначе я бы уже давно был многодетным отцом...
19:22 09.03.2025(1)
Герман Бор
Ну это мой косяк...
21:05 09.03.2025(1)
Анатолий Комогоров
А ещё наглости набрался, говоришь: "Давай повторим".
23:09 09.03.2025(1)
Герман Бор
Повторили, но потом, а девочку зовут Ева...))
00:47 10.03.2025(1)
Анатолий Комогоров
Поздравляю.
11:09 11.03.2025(1)
Герман Бор
Если Вы смотрели классный фильм "Питер ФМ"... там два человека никак не могли встретиться в одном городе - все им чего-то мешало... чего уж говорить о двух разных городах...))
11:14 11.03.2025(1)
Анатолий Комогоров
Не смотрел.
13:55 11.03.2025
Герман Бор
Тогда рекомендую... в инете он есть...
такие добрые мелодрамы редко, но случаются...)
10:52 10.03.2025(1)
1
Тут речь идёт о разборе, прочёл и посты ниже. А ведь речь всё же идёт о самом рассказе и я совершенно согласен с проникновенным анализом и профессионализмом Алёны. Мне, уже не в первом чтении её анализа импонирует её подход к раскрытию деталей. К её, даже не всегда уместной толерантности к автору и интеллигентности диалога. Спасибо. Творчества всем и любви!
14:27 10.03.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Юриэль!
21:09 07.03.2025(1)
1
Герман Бор
Прочел рецензию... спасибо, Алёна...
22:32 07.03.2025
1
Герман Бор
20:15 07.03.2025(1)
1
Да, пожалуй, и сюжет рассказа, и чувства героев схематичны.
20:19 07.03.2025
Алёна Шаламина
Тося, я рада, что ты согласна со мной. 
21:13 06.03.2025(2)
1
Irina Krupenina
ПРочла рассказ. Всё верно. Спасибо, Алёна. 
23:12 06.03.2025
1
Александр Гризодубов
Прочёл рассказ. Всё верно, Ирина Павловна.
21:41 06.03.2025
1
Алёна Шаламина
Спасибо, Ириша! 
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама