Итак, винтажное, раритетное, летописное...
Disfida - по-итальянски "испытание", а ещё "состязание, вызов".
Кто и кого здесь испытывает? Попробуем это выяснить...
Ну, прежде всего, спасибо уважаемому Автору, который не только обращается за советом, но и нередко ему следует. Это не значит, что я такая уж истина в последней, это значит, что сам Автор открыт для сотрудничества, расположен к творческой работе над словом. Это подкупает, радует и обозначает перспективы.
Итак, начав с итальянского, продолжаем библейским: в качестве иллюстрации вынесены от руки переписанные Псалмы с дореволюционными "ъ". Рукопись, ручной труд переписчика, заметки на память - но, в любом случае, это знак сотрудничества того, кто создавал книгу, с тем, кто её читает.
Теперь перейдём непосредственно к тексту. Он как будто ходячий протест: лирический герой против того, что книга уступает свои позиции - чему? Читают что-то другое или не читают вовсе? Не читают вовсе, утверждает Автор. Но это не наверняка, а по слухам:
Ходит ныне слух один:
Чтенью меньше предан люд,
Книга спит среди руин,
Книгу взять – великий труд!
(всё стихотворение, хоть и хорошее и правильное, всё же немножко "искусственное", вот, например, с тем, что "Книга спит среди руин" я категорически не согласна. Почему "руин"? Библиотеки не рухнули, и книги там есть, но лежат себе спокойно на полках, нечитанные, а не среди руин. То есть это образность, которая рифмуется со строчкой "слух один", но не отзывается у меня в душе как у читателя своим верным образом. "Люд" и "ныне" - слова из старинного обихода, которые придают тексту некоторую "летописность". Но, если соотнести её с адресатами - современными читателями - то возникает вопрос: оправдан ли такой подход? Услышат ли?)
Горе скрыто толщей льдин!
Ведь, ударясь в негу сна,
Погребли среди рутин
Даже навыки письма…
(мне кажется, что "навыки письма" погребли за собой не рутины, а конкретно переход на клавиатуру и мышь. Печатают люди гораздо больше, чем ручкой пишут. И каллиграфия, возможно, уже в следующем поколении станет уделом наших бабушек. Но что тому причиной - "нега сна" или всё-таки технический прогресс, а значит, бег пытливой мысли, порождающей новые гаджеты? Это никак не отражено, но мы видим горечь и тоску по уходящей эпохе. Правда, опять-таки, "льдины" здесь тоже, мне кажется, как и "руины" из предыдущего четверостишия - только для рифмы)
Лист - вот зеркало души,
Без письма в душе темно.
Хочешь ясности - пиши!
Немоты разбей окно!
("бумага - зеркало души" - тезис давно известный. Приятно его здесь видеть, он, как никогда, уместен. Но "думают" над листом бумаги и "смотрятся" в него уже не так часто - в Вордовские странички желающих вглядеться гораздо больше. А значит, пишут. Но не чернилами. Однако со строчкой "Немоты разбей окно" я согласна. Пофантазирую, расширив тему стихотворения: у некоторых людей малочисленно или отсутствует близкое окружение, кто-то "одинок в толпе" - вроде бы окружён людьми, но разделить свои мысли не с кем. Для них актуально понятие "немоты" в значении "не с кем поделиться". Для этого и нужна бумага, а также какой-то её адресат: "Бриффройнде" - друг по переписке - или же неизвестный тебе читатель, которому твои слова, может быть, и отзовутся)
Страшно это, милый друг!
Как себя не потерять?
Пусть же нынче твой досуг
Будет - книга и тетрадь!
(читала и помогала автору редактировать, поэтому это замечание и мне: "Страшно это, милый друг" следует после "Немоты разбей окно". Такое ощущение, что между этими четверостишиями ещё какой-то мысли не хватает. А то, получается, если окно немоты будет разбито, станет страшно... Демотиватор получается, если придираться))) Но из дальнейшего контекста становится понятно, что "Страшно это, милый друг" относится вовсе не к последним строчкам предыдущего четверостишия, а ко всей ситуации в целом. А заканчивается стихотворение, как и положено таким правильным и программным стихам - призывом. Автор призывает больше обращаться к книгам - кладезю мудрых мыслей других людей - и бумаге как возможности выразить свои. И вопрос "Как себя не потерять?" поставлен уместно).
Да, всё так, всё правильно. Но я поймала себя на том, чего мне не хватает в этом стихотворении - конкретики.
Во-первых, что значит "потерять себя" и чем это "страшно"? В стихотворении об этом ничего нет - ну или очень общо: "горе", "толща льдин", опять-таки образ руин из первого четверостишия. Нагнетающие бразы, но в данном случае они меня не очень пугают, я не чувствую истинной угрозы - она не показана - и за общими словами теряю ощущение катастрофичности, которое Автор хотел подчеркнуть. Здесь нет отдельного человека - есть только общее явление, нет его причин, следствий, средств борьбы... Автор хорошо констатирует катастрофичность, но её бы надо ещё и изобразить...
А во-вторых, призыв больше времени проводить с книгой, записывая на бумаге свои мысли - так ли он осуществим в современной толчее и гонке? Вообще жизнь раньше была размереннее, неспешнее, и даже книги от руки переписывали специально обученные переписчики! Только потом научились печатать. А уж в современном мире, когда "всё по клику" - так и вовсе это нереально. И этот добрый совет рискует остаться "одним из" других добрых, но неисполнимых советов. Абстракцией.
И, в защиту современных читателей, скажу - они, хоть и не берут в руки пера, но читают: аудио- и электронные книги весьма в ходу. Народ обогащается духовно. И нельзя забывать, что "те, кто читают книги, управляют теми, кто смотрит телевизор". Они его вообще-то изобрели.
Технических придирок нет - есть только вопросы к выбранным образам и тому, что хотел сказать Автор, обратившись к этой теме. В чём испытание? Проходим мы его или "завалили экзамен"? Носители информации имеют обыкновение устаревать, но сама информация сохраняет своё значение. Так что, может быть, ещё и сдадим или пересдадим свой "академический хвост".
Оценка:
5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.
Здесь:
8
- за актуальность темы,
- за добрый совет.

А "состязание" как раз состоит в сохранении навыка "ручного" письма... Победит любой, принявший вызов!