Итак, негромкая рецензия на "тихую" тему:
Эту рецензию составлять мне было очень приятно, поскольку здесь разбираться нужно было не в технике (рифмах, размерах и эпитетах), - техника вопросов не вызывала - а в смыслах. А это всегда интересно и завлекательно. Интересно вдвойне - совпадёт ли то, что увижу я, с тем, что вкладывал в эти слова Автор?
Само стихотворение, на первый поверхностный взгляд, неспешное, приятное, даже милое, задевает тайные струны души, умиротворяющее такое - так и вспоминается знаменитое: "Тишины хочу, тишины..." Мы все в той или иной степени, на том или ином этапе жизни хотим "тишины".
А если разобраться, слышна ли эта тишина в данном случае?
Посмотрим.
Чирикают зимою воробьи,
Шиповник в палисаде обметая.
Ворона громким карканьем грубит,
Орехи со столба об лёд бросая.
(птичий щебет в начале - а что, почему нет? Разве бывает в мире абсолютная тишина? Наверное, только в безвоздушном пространстве. А в реальном мире то ветка упадёт, то ворона каркнет, то воробьи подерутся. Кстати, "воробьи" - "грубит" - прекрасная рифма! Образно и зримо)
И эту ворону, которая нашла остроумный способ колоть орехи, я так и вижу. Жизненно. В интернете ходят ролики о находчивости этих умных пернатых. Где она орехи взяла одновременно со льдом, то есть зимой - ну, будем считать, на деревьях остались с осени, вот и ест помаленьку. А может быть, чей-то "схрон" запасов разорила, какой-нибудь зазевавшейся белки, мало ли. В любом случае, стихотворение начинается дивной жанровой картинкой - птицы зимой. Эти строки обещают нам, что тишина у Автора будет очень живая.
Весной заводит трели соловей,
Воркует голубь, требуя подачки.
Комар зудит и злит еще сильней,
Слоны-котята топают, как в скачке.
("голубь, требуя" - запятая. Вижу, что мы быстро, как в сказке, переметнулись из зимы в весну, идём по пути смены времён года. И вот уже вместо вороны, с треском бросающей орехи на лёд - совсем другой набор "живности". Или "живости", кому как понравится. И вот вслед за волшебным поэтичным омар-хаяймовским соловьём нас уже кусает весьма прозаический комар. Пару "слоны-котята" никак не могла понять, хоть убей меня, но потом вспомнила: ночь, приятная дрёма, которую перебивает такой звук, как будто пробежало стадо мамонтов. А это котята резвятся. Очень живое сравнение и образное, не сразу до меня дошедшее - но, тем не менее, это действительно "кошачьи скачки". Там что не надо меня сильно ругать за недогадливость, тем более что я сейчас рифму похвалю: "соловей" - "сильней". Мне понравилось! А вот тишина как начала в первой части от меня ускользать, так здесь и продолжает, медленно, но верно)
А летом разголосьем из ветров
И монотонным кваканьем лягушек.
Мычанием на пастбище коров,
Раскатом грома долбит как из пушек.
(о, уже лето, как же быстро - по четверостишию на каждое время года. Но и "спецэффекты" усиливаются! "Разголосье" из ветров - это совсем не то, что чириканье воробья или кошачий топот. А раскат грома как сочетается с тишиной? Я всё же попытаюсь дождаться, пока стихия утихнет, но, сдаётся мне, как-то мы с Автором тишину понимаем очень сильно по-своему каждый)))
Понравилось слово "разголосье" - словотворческий такой момент. "Разноголосье" - знаю, разнотравье, даже разногласия и разноглазие. Но "разголосье" - может быть, это "разноголосье", приспособленное под длину строки, чтобы ритм не ломать? В любом случае получилось свежо и интересно. А вот раскат грома против монотонного кваканья лягушки - сдаётся мне, чем дальше, тем тише. Лягушки сами по себе не тихие, мне доводилось их слышать, когда вечерней порой звуки разлетаются за два-три километра от водоёма. Но тут Автор ещё и пушку прикатил, с которой сравнил гром. И тишина расстреляна в упор. Но до конца стихотворения ещё будут шансы ей восстановиться.
Кстати, придерусь к грамматической форме этого четверостишия. Идёт перечисление однородных, то есть равноправных понятий, к коим относится и "разголосье ветров", и "кваканье лягушек", и "мычание коров", и "раскат грома". Все они стоят в одной и той же грамматической форме: можно ли ко всем, а не только к "раскату грома", отнести обобщающее "долбит, как из пушки" в финале предложения и четверостишия? По логике - да. Но по сути - лягушка всё ж не пушка.
Вчитайтесь - может быть, как-то переиначить это длинное предложение? С точки зрения грамматики - "пушка" относится ко всем в этой линейке понятий, а с точки зрения смысла - конечно же, она применима только к последней фразе, про гром. Но даже при всех прочих равных - слишком громко, на мой вкус.
И осенью всё та же кутерьма,
Шумит, скворчит, шипит, а где-то шепчет.
Никак не наступает тишина,
Ни тише не становится, не легче.
(если начали весной, то завершить надо осенью, а как иначе? И опять - словарная находка: "скворчит". И напоминание о скворцах (вообще-то весенних птахах), и, опять-таки, громкие звуки снова вторглись в нашу тишину, которая, согласно авторскому замыслу, "никак не наступает". Ну конечно, если на улицу окно не закрывать - то гром, то соловьи, то комары, то лягушки квакают. Природа не терпит ни пустоты, ни полного безмолвия)
Итак, четвёртый катрен, тишина всё не наступает, и даже сам Автор уже начинает на это сетовать. Бывает такое, что стихотворение немножко "ведёт" нас, если идти за вдохновением, и тем интереснее идти - когда и к чему нас подводят? Иногда и сам Автор не в курсе, пока не допишет, некоторые стихи "сами себя пишут", сами требуют окончания или продолжения мыслей. По всем катренам этого стихотворения нас просто преследует упорная "не-тишина", так, что хоть заголовок меняй и придумывай привычной тишине какой-нибудь виртуально-фантастический эпитет. Уже спортивно интересно, есть ли где-то условный островок таковой, чтобы оправдать название так, что ни один комар не укусит?
О том, что в душе поэта - лирического героя - начинает накапливаться усталость от этого всего, свидетельствует заключительная строчка: "Ни тише не становится, НИ ЛЕГЧЕ". Это постоянное чириканье-жужжанье-громыханье - не синоним "пустынного тихого уголка".
Всё так же звуки тишину штормят,
(вот хочется от души приписать - да-да, слышу-слышу, только это в уши и бросается!)
Как будто бы дыханием природы.
Стихи в душе по-прежнему звенят,
С такой вот тишиной проходят годы...
(если это не лёгкий сарказм, то тогда что? До раскатов грома уже дошло, уже "штормит", и тут подводится итог: "С такой вот тишиной". И она потерялась окончательно - в звуках природы и размышлениях поэта. И нет никакой тишины, это не более чем поэтическая мечта, иллюзия, фантом)
Ещё раз повторюсь, что о рифмах не упоминаю - с точки зрения техники очень грамотно и технически почти безупречно, если не считать отсутствия редких запятых и присутствие лишних дефисов. Но это чисто корректорская заморочка, она легко поправима. В заключительном катрене в двух строках ощущается "избыточный смысл": "как будто бы" и "с такой вот", лишние короткие слова помогают вписаться в размер. Но скажи "как будто" и "с такой", и смысл не изменится.
О размере также умалчиваю - он выдержан. Можно отметить как не очень удачную рифму "тишина" - "кутерьма", но есть рифма, построенная на частичном совпадении согласных, имеет право быть. Хотя редка и непривычна, но используется. На мой вкус, чем точнее, тем лучше (без фанатизма), но считать это ошибкой вряд ли можно. И размер достаточно ровный, поэтому и не хочется считать слоги: если чего-то не замечаешь, как воздух при дыхании, значит, это "нечто" есть, существует в природе и прекрасно работает без сбоев, которые мы бы заметили.
А где же тишина? Мы так её и не услышали. Если Автор хотел подчеркнуть, что "тишины внешней" быть не может, то ему это удалось. Понятия экзистенциальной тишины, тишины в душе и Вселенной, той самой обособленной уединённости, которую так любят поэты, удалившиеся от всех для творчества - здесь нет. А какая же есть? А вот такая - живая и неповторимая, каждый раз разная, тишина, имеющая целый спектр "степеней громкости". Как это может быть? Не знаю, а вот - бывает!
Оценка:
5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.
Здесь
8
- за точность и выразительность,
- за путешествие по временам года,
- за оригинальное раскрытие темы.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Понравилась Ваша рецензия.
Отмечу, пару моментов.
В Средней Азии, в частности в Кыргызстане, прилетающие в конце осени вороны, практически до конца зимы питаются орехами, которые по любому остаются на деревьях)))
Порой, проходя под столбами, или деревьями, можно набить орехами полные карманы.)))
Тоже касается и шиповника, который растёт у меня в палисаднике. Я ягоды не собираю, они остаются на зиму, и разные птицы ими питаются.
Так что описана реальная картина, происходящая каждой зимой.
По поводу слоно-котят, история относится к заре моей юности, когда очередной выводок любимой сиамки, начиная с пяти утра, устраивал скачки по квартире, мешая нам спать.
С лёгкой маминой руки котят прозвали слонами, что я и зарифмовал спустя тридцать лет)
Словом, сердечно благодарю за такую лестную рецензию!