Рецензия «Рецензия на стихи "Акро Авторам Фабулы" автора Николай Николаевич Пономаренко»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Бег
Оценка: 5
Баллы: 12
Читатели: 275 +1
Дата:

Рецензия на стихи "Акро Авторам Фабулы" автора Николай Николаевич Пономаренко

Итак, персонально-личное. Для начала - ссылка на стихотворение:

Акро Авторам Фабулы 


На самом деле получилось очень мило. Да извинит меня обратившийся за рецензией Автор, если в данном случае я не буду цитировать всё его произведение целиком - просто оно большое. Буду приводить отдельные фрагменты, по мере чтения и комментариев, для иллюстрации своих рецензентских умствований.
Автор представил нам целую галерею коротких посвящений, созданных в технике "акростих".
Я отношусь к таким поэтическим изыскам, как зритель в цирке к акробатам - заведомо восхищённо: ну надо же, как они умеют! Меня завораживают чужие навыки в том, чтобы подчинить гармонии алгебру.

***

Всё начинается с эпиграфа:

А мне по нраву Акростих!

Красивый стиль вложу я в них
Раскованность среди оков?
О, не согласен! Игра слов!
Стиль творчества, воображенья
Талант немного, мысль, теченья
Игра ума, фантазии порой полёт
Холодный умственный расчёт!!!


Не со всем согласна: 

Красивый стиль вложу я в них
(возможно, красивый смысл? Стиль вложить трудно, стиль - это внешний признак, смысл - вопрос внутреннего содержания. Но главное, чтобы красиво, в этом я Автора только поддерживаю)

Раскованность среди оков?
О, не согласен! Игра слов!
(здесь явная ошибка поэтов - несовпадение ударного слога в слове и "ударной" доли размера стихотворения. В слове "игра" ударение падает на второй слог - "игр`а", а ритмическое ударение - на первый, "и'гра". Неудивительно, если при декламации это будет ощущаться, поскольку, как говорят строгие ценители, икты и ударения в словах должны совпадать. Размер достаточно чёткий и простой, без всяких-яких, поэтому от "и'гра" лучше постараться уйти, тем более что стоящие рядом два ударных слога - "игрА слОв" - тоже технику не украшают. Но к самой технике акростиха претензий нет).

Само сочетание "игра слов" употребляется строчкой ниже, но "оковы" и "раскованность" - это и есть игра слов? Что она означает? Что подразумевал Автор под "раскованностью"?
"Раскованность" - "способность легко и непринужденно чувствовать себя в межличностном общении" (из словарей), вообще некая вольность поведения. Оковы - ограничители этой вольности. Но почему они здесь? Почему Автор противопоставляет это "игре слов", если это игра слов и есть в чистом виде? Или речь идёт о полёте мысли, ограниченном только требованиями акростиха - "оковами", формальными, но необходимыми? В общем, вскричав "Я свободен!" голосом Кипелова, читаю дальше. 

Игра ума, фантазии порой полёт
(тут явно фантазия обогнала четырёхстопный ямб, и он чуть не превратился в шестистопный... Стоп. Он таки и превратился в шестистопный, но оправдано ли так ломать размер в таком недлинном, в принципе, стихотворении? Или Автор скромно хочет подчеркнуть, что полёт фантазии происходит именно "порой", а не постоянно? Может быть, отказаться от этого "мусорного", в данном контексте, слова в пользу чёткости размера?)

Хорошо хоть последняя строчка вернула прежний ритм стихотворению, а мне - здравомыслие:

Холодный умственный расчёт!!!
(если "расчёт", то применить бы его по назначению, посчитать бы... слоги предпоследней строчки: там, где должно быть 8 - почему-то стало 12)

А так - я поддерживаю, могу только немножко придраться, что "умственный" в данном случае имеет смысловые оттенки, не совсем совпадающие со словом "расчёт". Умственный труд, умственные способности, но - трезвый холодный расчет. Сочетание "умственный расчёт" - понятие чисто математическое. Впрочем, о "посчитать" мною уже было сказано... 

***

Фабульчане, авторы,  друзья, остановитесь!

Активно злоба губит этот сайт… Очнитесь!
Бессмысленность комментов поражает —
Упрёки, происки врагов  она рождает!
Любовь к друг другу в сердце зажигайте,
А зависть, злобу —  в землю  закопайте!

Дарите авторам другим  своё  тепло,
Оно умножится, вновь к вам придет оно!
Моменты жизни надо бережно хранить,

Нам  сайт дарован,  чтоб  прекрасное  любить!
Альтернативы нет, простите за банальность фраз,
Шанс нам дарован в этой жизни только раз!


Стихотворение совершенно в духе "поздравительных стихов", которые выпускают в виде сборников и печатают на открытках. Глагольная рифма - как известно, самая точная, здесь она в избытке: "остановитесь" - "очнитесь", "поражает" - "рождает", "зажигайте" - "закопайте".  
Вот к рифме "тепло" - "оно" у меня серьёзные претензии, точности немного, но зато "хранить" - "любить" исправило дело и снова возвращает нас к точной глагольной. Ну а "фраз" - "раз" - просто попадание "в яблочко". Только по форме это напоминает пресловутый "ботинок" - "полуботинок", на самом деле слова совершенно разные, стоят в разных грамматических формах, весьма ловко.
По смыслу - поддерживаю всеми четырьмя лапами. С призывами, которые содержатся в этом стихотворении, не могу не согласиться - злоба и взаимные нападки губительны. 

***

    День рождения


Налей шампанского бокал
И выпей с поздравлением
Нас праздник вместе всех собрал
А повод? С Днём рождения!

Аист когда то в этот день
Гордо принёс свой дар
Отдал подарок, скрылся в тень
Шутник! Он точно знал!
Какое славное дитя
Он миру подарил
Выпьем за неё друзья!
Аист, нас так просил!!!


Когда Автор будет выпускать свой сборник поздравительных акростихов, я готова заказать и выкупить для себя экземпляр - очень люблю творчество поэтессы Нины Агошковой и её уважаю как человека позитивного и яркого. К поздравительным словам присоединяюсь.
Опять-таки, недлинное поздравительное стихотворение. Размер во второй части ломается, не могу понять, почему гладкие строки вдруг споткнулись, но я не хочу придираться к качеству добрых слов и лишней запятой после "аиста", если они действительно добрые, и если аист действительно принес такого интересного человека. С днём рождения!

***

      Автор (Акро)

Грустью наполненный взгляд
Росчерк пера на листочке
Именно так и творят
Шедевры, с начала до точки
Искрою ночь пролетит
Ночь, это время творений
А за окном ветер стих

И стих хор цикад, песнопений
Рожденье строки, скрип пера
И вот завершенье романа
Ночь отступает, пора
Апрельского утра, тумана.


Далее просто хочется действовать на правах не рецензента, но рекламщика и записаться к Автору в агенты и представители. Ну милота же - самое лирическое из этой подборки "акро". К размеру не прикопаешься, к рифме - тоже, а "взгляд" - "творят" действительно понравилось, просто хорошо, даже не глагольная. Как и "пера" - "пора" - очень удачно. Сам посыл, образ поэта, творящего в тишине, под пение цикад и скрип пера, очень лиричен (хотя пером давно уже никто не пишет, лет сто уже как, так что это, безусловно, символизм).

***

Далее - целая галерея образом, опять-таки, на правах рекламы (совершенно бесплатно, в качестве спонсорства, на общественных началах) - кому интересно, можете поискать у Автора себя или своих знакомых, я таки нашла. Всё очень мило и по-хорошему. 
Процитирую только отдельные строчки.

Любитель лирики
И подражания в стихах
Миниатюру любит, страх!
(вспоминается фильм "Барышня-крестьянка", разговор про лапоточки: "Страсть как надо!" Так и здесь - "страх как любит миниатюры". Эмоциональненько!)

Я посвятить решил вам стих
Когда меня вы вдохновили
У Музы видно планы были
Тебя запечатлеть на строчках сих
(Запечатлевают обычно не "на строчках", а "в строчках", "на" относится к фотографиям, картинам и иным изображениям: на картине, на фотографии. Но это я, безусловно, занудствую)

А ещё вспоминаю Пушкина: "Пустое Вы сердечным Ты она, обмолвясь, заменила". 
Здесь встречается и "тебя", и "вас". Сильно подозреваю, что виной тому не пушкинские тонкости, а старание вписаться в размер, но как раз таки этому вполне отвечает "Вас": 
"У Музы, видно, планы были
Запечатлеть вас в строчках сих". (на правах версии)
И грамматически правильно, и из размера не выпадает, и не противоречит общему духу дружелюбия и взаимоуважения. 

Когда не зная вас пишу
Акро о вас душой сложу.
(пишу душой! Хорошо сказано, в этом есть нечто от программных заявлений некоторых поэтов, которые в поэзии ценят именно раскованность)

Но само слово "акро" в данном контексте меня смущает- опять та же ошибка: несовпадение ударения в слове и ударения в строке. Правильно "Акро", а читается "акрО":
акрО о вас душой сложу
Не думаю, что Автор ставил задачу сложить именно "акрО", он, безусловно, за "Акро". 

Сомненья грызут душу! Вы ж поэт!
А значит, сами обладаете тем даром
Навеки в поэзии свой оставить след
Дивным на Парнасе, владеть храмом
Рискую я! Но что осталось мне?
(давайте поиграем: мне нравится идея, адресат, и вообще само стихотворение, но я не могу определить размер. Кто мне поможет, тому я лично вручу 100 фабулонов, кто бы это ни был)

Ыйсан он в философии строки,
Йог жизненной поэзии реки
(мои восторги! Все обычно обходят неудобное "ы" в акростихах, но Автор не боится трудностей и победил не только трудную "ы", но и трудную "й". Далее есть пояснение, что ыйсан - это "философ". Мои искренние аплодисменты находке и решению! Надо выучить самой, авось пригодится. Нет, ну я знала, что есть слово без корня, состоящее из приставки, суффикса и окончания, и также знала, что есть слово с тремя "е" - длинношеее, но совершенно не ведала, что есть слово на "ы".
Да - убрала запятую после "йога" и поставила после "строки")

В подборке много личного, что и не процитируешь, и не очень-то придерёшься, к адресным стихам придираться трудно, особенно если адресатам понравилось - наше ли это дело, критиковать чужие подарки? Здесь собраны комментарии-экспромты отдельным поэтам. Автор замахнулся даже на Мелкора - как говорится, "и его нарисовал".
Есть лирические, есть дружеские строчки. 
Есть и своеобразная дань памяти, поскольку некоторых адресатов уже нет с нами. 
Есть даже акротелестих:

                Душа

Раскрытая душа, в наивном бренном телЕ
Условный знак врагам, что человек уснуЛ
Слетелось вороньё, спецы все в чёрном делЕ
И тут ваш ангел лишь, защитник и ведуН
Чтить душу и хранить вам нужно в верЕ


Акростих - произведение, в котором первые буквы каждой строчки образуют осмысленное слово или фразу.
Телестих - техника, при которой осмысленное слово или фраза (в данном случае имя) читается в последних буквах каждой строки.

Здесь не только заглавные, но и последние буквы каждой строчки образуют имя. 

Перед тем, как завершить это короткое знакомство с творчеством Автора, позволю себе ещё раз его процитировать:

"Уважаемые Авторы! На Фабуле много Авторов, у каждого свой характер, свой стиль поэзии, поэтому не судите строго, так как Акро я писал на стихи конкретного Автора, или зная его из общения в комментах!"

Посвящения написаны действительно разным людям, но в целом и общем производят впечатление сходства. К технике стихосложения относится не только умение выстроить заглавные буквы, но и рифмы (в данном случае в большинстве своём простые или глагольные), размер. Не могу отделаться от ощущения одного большого длинного акро, с небольшими отступлениями, одного поздравления, разделённого на части. Ощущается не персонализация, а, я бы сказала, некая унификация, хотя Автор честно пытался воплотить в слове особенности, известные ему, тех или иных поэтов, и своё к ним личное отношение.  
Но в целом - для будущего сборника поздравительных стихов - это очень даже хорошо! Узнаваемая рука, схожий стиль и манера творчества, объединяющая все эти акростихи сила поэтического дружелюбия. Так что добрые намерения Автора и тот факт, что технику акростиха он освоил прекрасно, налицо. А со всеми техническими шероховатостями я готова примириться за одного только "ыйсана".

Очень мило!
Подписываюсь, издавайте.

Оценка:

5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.

Итого:

6

- за дружелюбие и такт
- за акростих. 

Оценка произведения: 6

Реклама
Обсуждение
     19:26 31.03.2024 (1)
1


Совсем не зная вас, могу обидеть
Ломая словом призрачную связь
От слова может многое зависеть
Ведь слово, это нашей жизни вязь
От этого иль чистота, иль грязь

Азартен, каюсь. Несдержанный порой
Вина моя лишь в этом, я не спорю
Творю порой с горячей головой
Она подобна штормовому морю
Решайте сами, враг я или друг
А может быть для вас пустейший звук
     20:09 31.03.2024 (1)
О Боже, поэтический отзыв! Спасибо.
Надо сказать, что под другими обсуждениями я где-то оставила что-то в духе: хорошо бы получить отзывы Авторов, заказавших рецензии, даже если в рецензента полетят помидоры и тапки. Вы - первый, кто пришел, и полетели стихи, за что весьма признательна.
Надо сказать, концептуально!
Хорошо, постараюсь определить, кто - враг или друг, а пока - рецензируемый Автор. В этом плане, надеюсь, мы сработались 
     20:14 31.03.2024 (1)
1
Если пожелаете то добавлю Акро в "Акро Авторам Фабулы 2"
Или вам новый написать?
     20:34 31.03.2024 (1)
На ваше усмотрение. Я рецензирую, а не редактирую в данном случае, вы - хозяин своих слов. Благодарствую 
     20:45 31.03.2024 (1)
1
Я добавляю Акро только с разрешения Авторов.
Если вам понравилось Акро которое я написал для вас, то я его добавлю.
     20:54 31.03.2024 (1)
Оно на мои "заглавные буквы", но оно - о вас, а значит, у вас основные права по принятию решения)))
Добавляйте, пусть читают, может быть, потом ещё кто-то отрецензирует. Может быть, даже и я
     21:36 31.03.2024 (1)
1
Я напишу вам новый. Для вас.
     21:48 31.03.2024 (1)
1
Не судите строго. Написал Эксом.
Вот что получилось.

Сегодня я нарисовал, словестный ваш портрет
Лучи от солнца добавлял, луны полночный свет
От ветра я кусочек взял, солёный морской бриз
Вплёл непоседу я в слова, такой был мой каприз
От облаков пушистый слой добавил в образ ваш
А заодно цветы с лугов и призрачный мираж
Вписал в портрет морскую гладь и парус вдалеке
Тончайший образ написал всего в одной строке
Отныне все кто только раз увидит ваш портрет
Решит что видел чудеса а также целый свет
А тот кто хоть чуть чуть поэт, напишет вам сонет
     23:54 31.03.2024 (1)
Вау-вау, как вы умеете! Лирика зашкаливает 
     06:01 01.04.2024 (1)

Думаю вы не будете против если я опубликую свой Экс?
     11:11 01.04.2024
Публикуйте, я же сказала, что не возражаю 
     16:16 31.03.2024 (1)
1
Благодарю за рецензию.
Извините что сразу не ответил. Долгое время не был на сайте.
Рецензия объективная. есть у меня грехи в написании.
А вот ваши комменты удивили.
" Доброе слово и кошке приятно, поэтому - почему бы не удвоить? )))"

А зачем удваивать?
Что бы польстить Панчишкиной?
Написали бы прямо, мол дерьмово написано.
Зачем переходить на личности?

Итого: За рецензию спасибо. Работа вами была проведена большая.
Но переход на личности  для рецензента подобно самоубийству.
Вы рецензируете произведения или кости автора? 
     20:19 31.03.2024
За отзыв на рецензию, визит и высокую оценку моих стараний - искреннее спасибо. Вы - первый, кто пришёл и ознакомился из Авторов, заказавших мне рецензии, за это стоит выпить 

Теперь что касается комментариев: 
- "Доброе слово и кошке приятно" - готова подтвердить, что в этой строке обсуждали мы исключительно произведение. У Ольги более строгие, очевидно, критерии оценивания по "личной шкале", чем она и поделилась. А я считаю, что не каждый Автор пишет стихи, если человек пришел на творческий сайт, то он уже накопил определенный багаж, которым готов поделиться, и поэтому оценок 1,2,3,4 для меня не существует, всё начинается с 5, которая воспринимается изначально положительно, как школьная "пятёрка". В этом контексте "кошка" относится исключительно ко мне - это мне приятно доброе слово, если я оценю стихотворение более лояльно, выше "самых строгих правил и габсбургского счёта", а Автор оценит мою лояльность и что-то доброе мне скажет. Тем более что цифры не так уж и важны, если есть разбор, где каждый свой довод ты должен мотивировать. Поэтому, ещё раз повторюсь, кошка - это я, мяу.

- Мне показалось, что Ольга меня поняла, поскольку переспросила - "Думаете, оценит"? То есть мою лояльность, и скажет то самое доброе слово. Тут, каюсь, возможно, личный фактор всё же взял верх. Но уж позвольте мне в этом смысле немножко самоубиться, не первый раз встречаемся в дискуссиях. Ну, тем ценнее прочитать, что усилия одного из редколлег в качестве рецензента вы всё-таки оценили положительно, а значит, прозвучало то самое доброе слово в адрес кошки

Надеюсь, я объяснила свою позицию, поведение и прочее, благодарю за стихи и тапки! 
Ура, диалог 
     15:55 27.03.2024 (1)
1
Достаточно объективно, мягко и честно.
Впечатлён.
Спасибо. Достаточно большую работу провели.
И оценка вполне на уровне.
Удачи Вам на новом поприще!)
     21:40 27.03.2024
Спасибо, буду стараться! За "честно" - отдельное 
     16:49 25.03.2024 (1)
2
Вы слишком добры, Слово Автора.
Я бы больше тройки не поставила.
     16:51 25.03.2024 (1)
2
Доброе слово и кошке приятно, поэтому - почему бы не удвоить? )))
     16:54 25.03.2024 (1)
2
Думаете, оценит? ))
     17:11 25.03.2024 (1)
2
Ну я не ради его оценки старалась, а "объективности для"))) Полная объективность невозможна, конечно, но стараться-то можно.
А то, что заказчики рецензий не оценивают, я уже знаю))) Хотя немножко обидно - ну хоть бы в морду плюнули и сказали, какое у них гениальное творение, а я не заценила))) 
     17:32 25.03.2024
2
Не, плеваться - это лишнее. )))
Реклама