Мир произведения - мир пост-апокалипсиса.
Автор талантливо живописует картины пустыни, улиц города, лаборатории Полякова и заброшенной заправки, создаёт "портреты" разнообразных роботов, воздействует на воображение читателя.
Язык рассказа образный, лексика богатая, чувства и мысли героя рассказа передаются читателю.
Сюжет динамичный, композиция рассказа очень удачная. Начало рассказа интригует, интерес читателя по ходу чтения только усиливается. А вот развязка меня несколько разочаровала.
В середине рассказа ЛГ спрашивает голову робота:
- А где же твое тело, руки и ноги?
- Это другая история. Не хочу об этом говорить.
И в конце рассказа:
- А ты так и не рассказал мне куда пропало твоё тело, и почему ты так хорошо осведомлен историей города. А?
- Тебе это не следует знать.
Чертова железяка не желала раскрывать своего секрета.
Но читатели-то понимают, что чёртова железяка придумана автором и что это автор задал загадку, а отгадку придумать поленился.
***
У путешественника, выходца из убежища, посреди пустыни ломается электромобиль, и он добирается пешком до города Парадайз-Сити. В город его впускают охранники-роботы.
- Вы будете допущены в город. Но вы должны оставить оружие, получите его, когда покинете нас, - квакнул ворчливый голос в домофоне.
- Но почему? Я не собираюсь никого убивать.
Но почему путешественник противится требованию сдать оружие, если он никого не собирается убивать? После недолгих протестов он всё же выкладывает на стол пистолет, винтовку, нож и все патроны.
Город был похож на какую-то общину сектантов или идолопоклонников.
- Простите за столь грубый приём, но у нас мирное поселение и бандиты нам тут не нужны.
- В нашем городе нет транспорта, нет механиков и слесаря тоже.
На этом месте я подумала, что речь идёт о поселении луддитов.
Лудди́ты (англ. luddites) — участники стихийных протестов первой четверти XIX века против внедрения машин в ходе промышленной революции в Англии. С точки зрения луддитов, машины вытесняли из производства людей, что приводило к технологической безработице. Часто протест выражался в погромах и разрушении машин и оборудования.
(Из Википедии)
Но нет, последующие описания заставили предположить, что это не люди, а роботы. Я откинула это предположение как слишком простое и слишком прямолинейное. Кроме того, поведение жителей города слишком человеческое. Они разговаривают друг с другом, играют и танцуют в салуне, где продаётся пиво. Зачем бы роботы продавали пиво другим роботам? А если бы они производили и продавали пиво для людей, случайно забредших в Парадайз-Сити, расположенный в пустыне, то они имели бы для них и воду, в колодцах, водопроводе или в бутылках.
Двухэтажные здания, учреждения, гостиница и салун. Ни армии, ни полиции в городе не было, кроме боевых женоподобных роботов, которые следили за порядком зорким взором. Если их не тревожить, они не представляли особой опасности. Жители выглядели мирно, они гуляли по улицам, не обращая внимания на гостя извне. Среди прохожих слышались разные языки; английский, французский, немецкий, но преобладал всё же русский. И это немного радовало.
... Одеты жители были старомодно, словно они застряли во времени и никуда не продвигались в науке и технике. Парадайз сити напомнил мне, один из тех немногих сохранившихся городков Дикого Запада, что были в довоенное время. Словно минуя время и пространство, я снова очутился в 19 веке, хотя ясно осознавал, что на дворе уже 2283 год. Прошло уже 200 лет после Великой войны, которая уничтожила половину жителей Земли. Я не бессмертный, не подумайте ничего такого странного. Я родился в убежище 40 лет назад ...
... Ещё одна особенность, показалась для меня странным, в городе отсутствовали дети. Их нигде не было видно. Это немного настораживало, куда же подевалось юное поколение. Или их вовсе здесь не было отродясь. И никаких парков с аттракционами, детских игровых площадок, а это заставляло задуматься о городе и его жителях. Что за тайну они скрывают, и почему их лица так безразличны, и почему они так равнодушны? Здесь не было собак, лошадей и птиц. Ничего. ...
Люди были повсюду. Сидели на лавочках читая газету, убирали тротуары, открывали магазины. ...
... колодец высох и вероятно очень давно. Что такое, жителям не нужна вода что ли? А как они моются?
В салуне царила приятная атмосфера; мужики, куря сигару играли в карты, тапёр бренчал по клавишам старого рояля, две девицы танцевали в зале. Никто не обратил на меня внимания. Их глаза были пусты и бессмысленны. Они словно заводная машинка делали привычное дело, не замечая, как жизнь проходит мимо, ускользает словно песок из-под пальцев. Я подошёл к барной стойке, и скинув рюкзак, сел на табурет. Я бросил на стол монеты, и попросил выпить.
Бармен взял деньги и ничего не спрашивая налил кружку пива. Я выпил и завёл разговор о здешнем месте. Но разговора не получилось, бармен извинился и ушел заниматься своими делами.
Мое возращение не вызвало никаких эмоций среди жителей. Их лица были безразличны, а взгляд пуст, и казалось в них не было души. Они словно ожившие манекены бродили по городу и каждый занимался своим определённым делом; чистильщик чистил обувь, трактирщик принимал посетителей, торговцы расхваливали свой товар и прочее. И глядя на этих безликих жителей Парадайз, невольно возникал вопрос, а люди ли они вообще? Если нет, тогда кто? Призраки. Машины. Мой новый знакомый робот хоть и знал ответы, но упорно молчал. Его голова тоже особо не привлекала внимания жителей, они были равнодушны и глупы. Поговорить с ними не получалось и получить ответы тоже. Это немного разочаровало.
... вход в тайный бункер находился за городом, туда мы и направились, поскорее покинув этот мрачный и скорбный город.
Торговец-машина? И перед кем он расхваливает свой товар? Перед другими машинами?
Второе моё предположение: что-то случилось с жителями города, что лишило их чувств, эмоций и интереса к чему-либо. Ну, а воды нигде не было, потому что все перешли на пиво, а мылись лосьонами и шампунями. Что касается детей, то дети могли жить в специальном детском поселении, где их воспитывали так, чтобы они тоже походили на бесчувственных роботов.
Верным всё же оказалось первое предположение.
Зачем кому-то нужна была эта имитация человеческой деятельности? Ответ на этот вопрос даётся в конце произведения.
... Мы хотели создать машину, которая была бы полной копией человека. Но наши андроиды выглядели безликими куклами, коими они являются и по сей день. Мы поселили наши образцы в городе, и каждый из них выполнял свою работу. Именно выполнял, не пытаясь эволюционировать и самосовершенствоваться…
- Зачем вам это было нужно?
- Понять, как долго они смогут жить в мире и согласии. Ведь в машину заложена программа и у нее нет души и сердца. Человек - единственное существо способное уничтожать то, что прекрасно и создано с любовью, и убивать брата своего и мать. А робот, он всего лишь кукла. Раб программы…
Я не мог не согласиться с ним. Человек ужасен в деяниях своих. ...
- Но годы наблюдении показали, что общество, в котором нет стремления к будущему, обречено на погибель. Мы хотели создать Эдем, а родили марионеток танцующие на осколках умирающего будущего.
Было бы правильнее сказать не "каждый из них выполнял свою работу", а "каждый из них выполнял свою программу". И программа, заложенная в робота, - это деяние человека. Также прекрасное и созданное с любовью было создано людьми.
Общество - это о людях, не о машинах и не о заводных куклах.
О́бщество, или со́циум (лат. socium — общее) — это человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения.
(Из Википедии)
Город, населённый роботами, - это не модель общества, это гигантская музыкальная шкатулка, оснащённая движущимися фигурками.
Нужны ли были годы наблюдений, чтобы убедиться в том, что роботы не могут превратиться в людей? К результату этого эксперимента можно было прийти умозрительно, за две минуты несложных размышлений.
С таким же успехом можно было создать город сельскохозяйственных машин - комбайнов, тракторов и других - и годами наблюдать за ними, чтобы узнать, как долго они проживут в мире и согласии.
Ещё одна сюжетная линия:
- А кто же тогда тот дед в Парадайз?
- Мой двойник, синтетический гуманоидный робот, мы создали его 150 лет назад со своими коллегами. Он следит за порядком в городе. Мы скопировали моё сознание и перенесли в тело робота, поэтому тот старик, считает себя Поляковым, хотя настоящий Семён Иваныч это я. Но была ещё одна копия, вживленная в андроида, экспериментальная.
Копия сознания! Вживлённая в синтетического робота! Как будто синтетический робот живой, так что в него можно "вживлять" - и не просто органы, но ни много, ни мало, как само сознание.
Что такое сознание - вопрос не столько биологический, и ещё меньше технический, сколько философский.
Рассказ можно отнести к научной фантастике (и антиутопии), поэтому в нём всё возможно, и сознание скопировать, и вживить его в робота.
Немного нелогично то, что живой человек (если робот обладает сознанием, то это уже человек) должен следить за порядком в городе, населённом машинами. Нигде в рассказе не сказано, что эти машины обладают сознанием и свободной волей. А если они, "словно заводная машинка", только имитируют поведение людей, то они ведь не могут нарушить порядок и, следовательно, нет нужды следить за порядком.
Далее сформулирована идея рассказа.
... Представьте если бы могли таким необычным образом сохранить жизнь на сотни лет Эйнштейну, Ньютону, Тесле и другим гениям, сколько еще открытий они могли бы совершить. И жить вечно.
- Я думаю они бы не захотели быть говорящим пылесосом. Они прожили свою жизнь достойно и память об этих ученых вечна…
Неясно, было ли роботам-андроидам, населяющим Парадайз-Сити, также вживлено человеческое сознание. Два неясных намёка на это я нашла в тексте.
Не бойтесь, я ничего не почувствую, ибо, не ощущаю боль. Мне сложно описать своё состояние. Тяжело жить, не видя своего тела, не ощущая рук и ног. Я стал таким же бездушным созданием, как и мои андроиды.
Или андроиды были изначально бездушны, а раз бездушны, значит неспособны ко злу ("они смогут жить в мире и согласии. Ведь в машину заложена программа и у нее нет души и сердца..."), или же они вначале обладали сознанием и стали бездушными только позже, как и их создатель?
На этом у меня всё. Позднее я узнал, о том, что Парадайз был уничтожен. Патруль обнаружил город машин и послал туда десант. Но храбрая девушка-андроид Мелани взорвала и город и себя и Патруль. Она стала героем новой войны. Но это уже другая история. И о ней обязательно расскажу…
Если андроид храбрый, это означает, что у него есть сознание и что он не машина, управляемая исключительно заложенной в неё программой.
Правда, непонятным осталось, зачем девушка-андроид взорвала город, и себя, и людей из десанта. С какой целью в город машин был послан десант? И вообще, чем мешали людям роботы, и чем мешали роботам люди?
Противоречие
По пути встречались выцветавшие указатели дорог. Я присмотрелся и разобрал Лас Вегас и Лос Анжелес. Эти названия не производили на меня особого впечатления. Я понятия не имел что это за города, ибо никогда о них не слышал. А дорога, по которой я шел, наверное, трасса, где 200 лет назад ездили машины. Я думаю эта была оживленная магистраль и соединяла множество штатов. И сейчас возможно на месте небоскребов одни руины. Мутанты и банды мародеров хозяева этих заброшенных и забытых временем городов.
Путешественник понятия не имеет о городах Лас-Вегас и Лос-Анджелес, но имеет понятие о небоскрёбах в этих городах и о множестве штатов, соединённых магистралью, и ему известна судьба этих городов - о которых он понятия не имеет.
Тавтология
Его тихий механический голос звучал тихо и спокойно.
ржавыми островками краснела ржавчина
Замеченные ошибки
В тексте много пунктуационных ошибок. Их разбирать я не хочу, их довольно много.
Остановлюсь на том, что я считаю ошибками в словоупотреблении (словоупотребление - выбор и употребление слов в речи).
Среди прохожих слышались разные языки
Как будто прохожие сами по себе, и разные языки, среди них, тоже сами по себе. Правильнее было бы: "В толпе прохожих", или "На улице слышались разные языки", или просто "Прохожие говорили на разных языках".
===================================================================================
настоящий медвежий угол в Мохаве. На сотни миль здесь никого не было, даже животных.
Медвежьим углом часто называют Камчатку, имея в виду и отдалённость полуострова, и многочисленную популяцию медведей, обитающую здесь.
(Из Википедии)
Но медвежий угол без медведей?
===================================================================================
Ирвинг, большой город где есть великие возможности и будущее твое уже предрешено
"Предрешённый" означает "заранее, наперёд решённый", и если будущее уже предрешено, то у человека нет никаких возможностей повлиять на него.
===================================================================================
Я хотел было догнать её, но оглядев свой неряшливый вид...
Как будто ЛГ вышел из тела и оглядел себя со стороны.
===================================================================================
тонкие черты лица, сияли румяной.
Румяна
единственное число не используется
косметическая краска розового или алого цвета для наведения румянца
(Из Викисловаря)
Получается, что девушка накрасила свои тонкие черты лица розовой краской, названной "румяной".
===================================================================================
Свидетели той страшной войны уже давно погребены в могилах и забыты в анналах истории.
АННАЛЫ (лат. annales от annus — год) — запись наиболее значительных исторических событий сжато и в хронологической последовательности как вид хроники.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/267/%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8B
Можно войти в анналы истории, но нельзя быть забытым в анналах истории.
===================================================================================
- Кто вы? Или что вы такое? – обратился я, разглядывая это нечто.
Глагол "обратиться" управляет предлогом "к" с существительным в дательном падеже: обратился я (к кому?).
===================================================================================
почему ты так хорошо осведомлен историей города.
Получается, что это сама история города осведомила о чём-то собеседника рассказчика. Правильно было бы, конечно, так: ... почему ты так хорошо осведомлен об истории города?
***
Укажу ещё на ошибки в согласовании.
Согласование это процесс, при котором зависимое слово ставится в той же форме рода, числа и падежа, что и главное слово.
Согласование устанавливает грамматическую связь между словами в словосочетании или предложении на основе их форм.
Основное назначение согласования - обеспечивать целостность и связность речи. Без правильного согласования предложение теряет смысл и логику.
https://fb.ru/article/553064/2023-soglasovanie-eto-chrezvyichayno-vajnyiy-element-grammatiki
Это было поселение, обнесённое низким забором, неизвестно оттуда взявшийся в этом месте
Вот такие вызывали во мне первые впечатления, пребывания в городе.
Ещё одна особенность, показалась для меня странным, в городе отсутствовали дети.
Она была красива и стройна, словно скульптор выточил идеальную фигуру и тонкие черты лица, сияли румяной.
Она неспешна пошла вниз по улице
Я видел главную улицу, безликих жильцов идущие по своим каждодневным делам
Вы все же нашли дорогу в мою секретную базу, сотни лет недоступная для человека…
мы родили марионеток танцующие на осколках умирающего будущего.
Я увидел румяное красивое лицо словно застывшая маска равнодушия.
- получается, что литературный герой сравнивает самого себя с маской равнодушия: "Я, словно застывшая маска равнодушия, увидел румяное красивое лицо".
И совсем непонятная фраза:
Будь они роботами с женским телом, но любили они походу также ушами.
***
Сюжет рассказа интересный, но не до конца продуманный. Текст написан в хорошем художественном стиле, но не вычитан.
В некоторых книгах о литературном творчестве авторам советуют сначала писать так, как пишется, отключив "внутреннего цензора", а через некоторое время, и желательно в другом месте, прочитать написанное критически, замечая и исправляя не совсем удачные места и ошибки.
Желаю автору вдохновения и творческих удач!