Очень тонко, деликатно показан характер героини, Натальи.
Наталья - женщина лет тридцати семи, умная, практичная, в жизни у нее все идет по плану. Порой происходят и непредвиденные мелочи - зависает компьютер или глохнет мотор, и это называется с иронией: "Наталье катастрофически не везло".
Наталье катастрофически не везло. Она была из тех, кто притягивает неприятности. С ней и вокруг неё постоянно что-то случалось.
После зависающего компьютера и глохнущего мотора описываются повторяющиеся "проблемы" с забытым авиабилетом и шумным баром рядом с ее номером в отеле.
Все проблемы, в конце концов, решались, но на это тратилось драгоценное время отдыха и нервы, которые как раз хотелось успокоить.
Авторская ирония показывает, что, с одной стороны, у Натальи все в порядке и что, с другой стороны, Наталья предъявляет довольно высокие требования к своему окружению и к жизни вообще.
Так же требовательно и очень обдуманно подходит Наталья и к выбору одежды:
К тряпкам, в смысле одежды, она была не то, чтобы равнодушна, скорее относилась спокойно и предпочитала покупать вещи классические, а классика, как известно, всегда в моде. В её гардеробе одежды было немного, но вся дорогая, фирменная, не китайского производства с местного рынка, а приобретенная, в основном, в престижных салонах или заграницей во время отдыха.
Два раза Наталья одевается на глазах у читателей, собираясь в ресторан, и мне как читательнице очень нравится подробное описание Натальиной одежды и ее "модного образа" в целом.
она надела черные брюки, белый топик и белый жакет от Шанель с тонкой отделкой по рукавам, по вырезу горловины и полам. Отделка была черного цвета с крошечными стразами и придавала жакету особый шик.
Одежду, в которой она была вчера, ждала химчистка, и Наталье нужно было подобрать что-то другое. Её выбор пал на элегантное вечернее платье от Эллен Клосс. Черное на тонких бретелях, открывающее шею и плечи, платье плотно облегало стройную фигурку Натальи, подчеркивая все её достоинства. С платьем она надела черный жакет болеро из роскошного французского гипюра. В результате довольно строгое платье смотрелось уже совсем по-другому. Из украшений - золотые серьги с жемчугом и нитка жемчуга на открытой шее. С прической мороки не было, Наталья всегда носила короткую стрижку и волосы, казалось, сами ложились как надо. Чуть поправила укладку и макияж, по капле духов на запястья рук и шею, и она практически готова. В последний момент сообразила, что к этому платью зимняя обувь не годится, и недолго думая, надела туфли на шпильке, рассудив, что до машины она дойдет и в туфлях, а от машины до ресторана тоже два шага. Наталья, накинув норковую шубку, собралась выходить.
Так же подробно описаны и ювелирные украшения Натальи, фамильные драгоценности, доставшиеся ей по наследству.
Эта красота перешла к Наталье от мамы, а к ней ещё от её прабабушки.
Можно сделать вывод о том, что уже Натальина прапрабабушка была не из бедных, возможно даже благородного происхождения, и предположить, что Натальина мама уже умерла.
В рассказе показано, что Наталья живет одна, с кошкой (и кошка тоже описана подробно, и это тоже интересно читать, но уж не буду цитировать описание кошки), и что одиночеством Наталья совсем не тяготится.
О мужчинах из прошлого Натальи рассказано немного.
Не везло и в личной жизни. Попадались всё время мужчины, пытающиеся жить за её счет и в её квартире, просили денег в долг и исчезали с ними навсегда.
Обращает на себя внимание то, что мужчины "пытались" жить за счет Натальи. Значит ли это, что их попытки Натальей пресекались и что она бдительно следила за своими мужчинами, чтобы вовремя пресечь их попытки пожить за ее счет?
Сослуживцы или коллеги по работе не в счет- эта компания утомила её за целый год, личного интереса там не было, и настроения не было тоже. В фирме работало немало мужчин, но все они были при женах. Хорошие были связаны семейными узами, а плохих ей было не нужно. Разрушать чужие семьи считала подлостью и никогда бы на это не пошла.
Тут мне чудится оценивающий взгляд на мужчин "нужен - не нужен", как при выборе одежды. И тот же подход: veni, vidi, fodi (пришла, увидела, купила) или veni, vidi, accepi (пришла, увидела, получила). Как если бы ничто не стояло на пути к замужеству с тем мужчиной, которого она посчитала бы достаточно хорошим и нужным, и как будто Наталье удалось бы увести нужного ей мужчину от жены и из семьи, если бы не ее принципы.
Наталья до сих пор не вышла замуж по многим причинам. Когда была совсем молодой, вроде было ещё рано, да и сил на семью все равно не хватило бы – учеба в институте отнимала практически все время.
Похоже, Наталья полагала, что замужество - замужество вообще, а не с кем-то конкретным, с кем уже существуют отношения, - нужно планировать заранее. Во время учебы в институте Наталья не планировала выходить замуж, и только поэтому не было у нее отношений, которые привели бы к замужеству или до, или после окончания института?
После окончания института было две неудачные попытки построить семью, но об этом Наталья не любила вспоминать. А потом, чем старше она становилась, тем большие требования предъявляла к претендентам.
Вот и кажется мне, что Наталья относилась к мужчинам не как к людям, с собственной волей и с собственными желаниями, а как к объектам (предметам, по-русски): найди объект, отвечающий твоим требованиям, и бери его.
И все равно, попадались не те мужчины. У неё был один большой недостаток – она всем верила и всегда находила оправдания поступкам своих возлюбленных, даже если было очевидно, что оправдать их невозможно. Воистину «любовь слепа».
И казалось бы, что история в рассказе "Мечты сбываются" подтверждает легковерие Натальи.
***
Встреча 1
29 декабря
На парковке перед подъездом Наталья встречает нового соседа, о котором она еще не знает, что он сосед. Он сходу приглашает Наталью в ресторан.
Это было так неожиданно, что она согласилась, даже не задумавшись ни на секунду.
Сразу после этого они знакомятся, мужчина представляется Виктором.
Встреча 2
30 декабря
Наталья "выпорхнула" из подъезда, и Виктор смотрит на нее с восхищением. В ресторане Наталья "щебечет" весь вечер. Выходя из ресторана, попадает шпилькой туфельки в вентиляционную решетку, Виктор берет ее на руки, несет на руках двадцать шагов к машине.
Он не мог допустить, чтобы их вечер закончился сломанным каблуком и повез её в торговый центр, чтобы купить новые туфли.
Это был один из самых дорогих фирменных бутиков в городе. Наталья прекрасно знала это место обитания роскошных и очень дорогих вещей, но ещё ни разу ничего здесь не покупала. В магазин Виктор внес Наталью на руках, вызвав восхищённые взгляды продавцов и немногочисленных покупателей в торговом зале. Ей было очень неловко, что Виктор решил сделать такой подарок, и чувствовала себя вымогательницей, но он и слушать ничего не хотел. Выбор пал, как обычно, на классику. Потрясающе красивые лодочки на шпильке были почти невесомы и на маленькой аккуратной ножке Натальи смотрелись просто изумительно. Виктор сам помог примерить туфельку на её ножку, чем ещё больше смутил. Полученный результат впечатлил настолько, что он никак не мог оторвать взгляд от этой красоты – изящная ножка в изящной туфельке. Покупка оказалась очень удачной, туфли как нельзя лучше подходили к сегодняшнему наряду Натальи, дополняя и завершая его. Несмотря на то, что она теперь прекрасно могла бы идти сама, Виктор снова подхватил Наталью на руки и понес к машине. Она услышала, как кто-то с завистью произнес им вслед «какой мужчина!», и почему-то крепче обняла Виктора за шею.
Виктор помог ей выйти из машины и вместе с ней направился к дому. Проводив до квартиры, не стал напрашиваться на продолжение вечера, но, не сдержавшись, обнял и поцеловал Наталью и быстро пошел к лифту.
Встреча 3
Вечер 31 декабря и утро 1 января
У Натальи гостья, ее школьная подруга. Кончается шампанское, и Наталья едет в супермаркет.
Вернулась быстро. Припарковавшись, вышла из машины и неожиданно получила удар по голове. Откуда появились эти двое парней, она так и не поняла. Удар, к счастью, пришелся вскользь, но Наталья все же упала. Пытаясь подняться, услышала крики и драку. Не понимая, что происходит, медленно встала, опираясь на машину и увидела, что с напавшими на неё парнями дерется Виктор. Несмотря на испуг, она отметила, что дерется он профессионально и даже можно сказать красиво. Отделал этих негодяев так, что они едва унесли ноги. Виктор подошел к напуганной Наталье, а она вдруг уткнулась лицом ему в грудь и заплакала. Она и сама не знала, почему плачет. То ли от страха за Виктора, то ли за себя, а может быть от счастья, что есть кому вот так просто преклонить голову, и знать, что ты нужна.
А если бы Виктора в этот момент не оказалось на парковке? Если бы на его месте был другой спаситель? Могу себе представить, что Наталья от испуга и из чувства благодарности плачет на груди незнакомца, но думала ли бы она при этом, что она "нужна" этому незнакомцу? А ведь Виктора она знает ненамного больше, чем знала бы этого гипотетического спасителя-незнакомца, но почему-то уже верит, что знает, что нужна Виктору. Или она думает, что незнакомой и не нужной ему женщине Виктор на помощь бы не пришел?
Это не просто легковерие, это какая-то спешка в построении отношений и самообман.
После драки Наталья и Виктор, со счастливыми лицами, идут в квартиру Натальи.
Наталья была по-настоящему счастлива. Она встречала новый год в компании с подругой и человеком, который ей был очень дорог. Все же мечты сбываются, если в них очень веришь!
И Виктор уже - "человек, который ей был очень дорог"! И уже Наталья верит, что мечты ее сбываются. Она определенно спешит. Спешит придумать Виктора, не узнать его, а придумать.
В четыре часа утра подруга идет спать, оставив "влюбленных" (так названы Наталья и Виктор в рассказе) вдвоем, и они поднимаются в квартиру Виктора. В квартире у себя
Виктор нежно её обнял и поцеловал долго и сладко. У Натальи подкосились ноги от этого поцелуя, но Виктор крепко держал её, не давая упасть. Они стояли, обнявшись, не в силах двинуться с места и целовались. И тут неожиданно он произнес слова, которые как ему казалось, уже никогда никому не скажет: «Я люблю тебя. Будь моей женой».
Тут уже Виктор спешит. В реальной жизни, думается мне, такое быстрое и неожиданное предложение руки подействовало бы на Наталью как холодный душ. Во-первых, Наталья Виктора практически не знает. Она даже не знает, тот ли он, за кого себя выдает, не знает даже, его ли это квартира и его ли это машина. Во-вторых, и Виктор тоже практически не знает Наталью. Почему же он торопится жениться? Может быть, он не хочет, чтобы она узнала его лучше - узнает лучше и не захочет за него замуж? А ему достаточно того, что она приличная женщина с приличной квартирой и приличной машиной?
И тут Наталья уже не спешит:
Наталья даже растерялась в первый момент и молчала, а Виктор напряженно ждал что она скажет и смотрел ей в глаза, пытаясь понять, что услышит в ответ. Наконец она тихо произнесла, как выдохнула: «Да…» Он подхватил её на руки и закружился по комнате…
Что было дальше
Через месяц они расписались, а через год у них родилась двойня, мальчик и девочка.
Что поспешили с детьми - это прекрасно и (учитывая возраст Натальи) очень разумно.
Но слишком стремительно развивались отношения Натальи и Виктора. В реальной действительности такого не бывает.
***
Можно придраться к тому, что Виктор сходу, даже не представившись, пригласил в ресторан Наталью, о которой он, впрочем, уже знал, что она его соседка. 1) Большинство женщин, "даже не задумавшись ни на секунду", отказываются от таких неожиданных приглашений. Правда, с возрастом они учатся отказываться не сразу, а только после вежливой паузы и вежливых слов. 2) Знакомство с соседкой не начинают с ресторана. Слишком быстро развивающиеся романтические отношения могут весьма вероятно закончиться ссорой, а добрососедские отношения дороже, чем еще одна быстрая интрижка с красивой женщиной.
К истории со сломанным каблуком тоже можно придраться. 1) Наталья знала, что идет на шпильках, и все-таки пошагала по вентиляционной решетке. 2) Они уже вышли из ресторана, и было бы нормально попросить отвезти ее прямо к дому, без срочной покупки новых туфель. За время ужина Наталья уже узнала, что Виктор - ее сосед, а новых, малознакомых соседей раскручивать на покупку дорогих вещей нехорошо, добрососедские отношения дороже. 3) Когда женщину несут на руках, входя в магазин, то на это смотрят не восхищенно, а озабоченно: что случилось? Когда же женщину выносят из магазина на руках, то продавцы и покупатели смотрят уже по-другому и думают, что она, наверно, слишком увлеклась шопингом и ее приходится выносить на руках, чтобы она перестала тратить деньги, или же она слишком увлеклась, скажем, дегустацией и теперь не в состоянии держаться на ногах.
***
Этот "сказочный" сюжет в рассказе (знакомство Виктора и Натальи и отношения между ними) вообще слишком легко изобличить в отрыве от жизни. Он развивается по своим собственным законам, по логике виртуальной реальности любовного романа.
Особенность рассказа - в том, что сюжет из кино или из любовного романа вписан в абсолютно достоверное повествование о совершенно будничной реальности, такой, какую мы все знаем.
***
Несмотря на счастливую развязку, рассказ не отпускает читателя, и я думаю, что хэппи-энд - видимость, скрывающая что-то еще. Думаю, что рассказ глубже, чем кажется сразу при прочтении, и что это история с двойным дном.
Автор несколько раз прямо указывает на то, что Виктор был мечтой.
У Натальи сладко заныло сердце от предчувствия чего-то очень хорошего, волшебного, как в детстве. Все-таки Новый год! А в чудеса хочется верить в любом возрасте.
Наталья была по-настоящему счастлива. Она встречала новый год в компании с подругой и человеком, который ей был очень дорог. Все же мечты сбываются, если в них очень веришь!
Сюжетная линия о Викторе органично вплетена в повествование о нормальной, повседневной жизни Натальи (работа, поездки на автомобиле, отдых за границей, кошка, встреча со школьной подругой, засоренная раковина на кухне, наконец) и при этом контрастирует с повествованием о повседневной жизни.
Когда я в очередной раз мысленно разбирала противоречия сюжетной линии о Викторе, меня осенило: автор показывает нам и реальную жизнь Натальи, и ее мечты, не отмечая переходов от реальности к мечте. Практичная Наталья - одновременно романтичная мечтательница.
О рассказе "Мечты сбываются" можно сказать, как о произведениях "магического реализма", что в нем обыденная жизнь мастерски переплетается с фантастическим вымыслом. Только вымысел в рассказе не нарушает границы реальности в той мере, как это делает фантастика "магического реализма", но ощущения, вызванные рассказом, те же самые. Это ощущения присутствия в повседневности чего-то чудесного, переходящего грань реальности.
И в то же время чувствуешь легкую грусть. Трогает то, что взрослая, зрелая и еще молодая женщина, самостоятельная и не нуждающаяся в чьей-то поддержке, мечтает о любви, как совсем юная, неопытная девушка, чье знание о любви почерпано только из кинопродукции поп-культуры.
И еще грустно, потому что вдруг вспоминаешь о своих собственных мечтах, пусть и не таких четких и ясных, как мечта Натальи о синеглазом водителе серебристого "Пассата" в свитере от "Лакост". Мечтаешь тайком от самой себя, а талантливый рассказ "Мечты сбываются" заставляет тебя осознать, что и внутри тебя жива наивная девочка с наивными мечтами.
"Когда же женщину выносят из магазина на руках, то продавцы и покупатели смотрят уже по-другому и думают, что она, наверно, слишком увлеклась шопингом и ее приходится выносить на руках, чтобы она перестала тратить деньги, или же она слишком увлеклась, скажем, дегустацией и теперь не в состоянии держаться на ногах." ))))
Замечательная рецензия, Алёна, и, пожалуй, что самоценная как отдельное самостоятельное произведение!