Шаман
Пальцами по полю снежному -
Остаются лавы борозды.
Между днём и ночью побережье,
То ли рано, то ли поздно мне.
Стрелки друг о друга искры бьют -
На краю земли шаман не спит.
Я весной напомню соловью,
Чтобы спел шаману о любви.
Будет трель еле слышна, легка -
Гулкий бубен песню передаст.
И сожмётся сердце старика
Выдохом любви в последний раз.
____________________________
Очень сложное для оценки произведение. Частично причина, наверное, во мне. Ведь человек устроен так, чтобы живее и сердечнее реагировать на то, что сердцу ближе. Но шаман мне по жизни только раз и встречался. Сам я не увлекаюсь ни религией, ни эзотерикой. Это несмотря на то, что обладаю второй ступенью Рей Ки. Но, видимо, образование физика и принципы материалиста берут вверх. Однако, как говорят, физики — лирики. И воображением вроде не обделён и к сочувствию склонен.
Возможно, иной рецензент оценил бы стихи выше, чем я.
Но мне их прислали, а значит интересует именно моё впечатление.
Начнём.
Пальцами по полю снежному -
Остаются лавы борозды.
Между днём и ночью побережье,
То ли рано, то ли поздно мне.
По моему мнению, рифмы вроде "снежному-побережье", "борозды - поздно мне" - довольно далёкие.
Поэтов, которые любят так рифмовать, устраивает лёгкое созвучие, а в некотором диссонансе они находят свою прелесть.
Но, как я уже говорил, рифма, повторы звучания в ней задают свой низкочастотный ритм. А ритм - это своеобразный усилитель восприятия, смысла стихов. И от "невнятного" ритма этой частоты стихи теряют часть своей прелести. Далёкую рифму можно усилить, окрасив при чтении. Есть же поэты, читающие нараспев, как бы "подвывая" на концах строк (есть и такой способ передачи поэзии). Но лично я от такой манеры далёко не в восторге.
Далее... "Остаются лавы борозды" - звучит поэтично, но этого бывает маловато. Я бы, конечно, спросил у автора: а что за такие "лавы борозды"?
Когда лава течёт по склону, то, застывая, образует наросты, а не борозды. Но в авторской метафоре, шаман может скрести снег, оставляя борозды, а в бороздах что-то может блестеть (?) или гореть (?) или... ещё что (?), что автору напоминает лаву. То есть, моё воображение может дорисовать эту картину по-своему. Но что видит в действительности или в воображении автор мне не ведомо, и метафора оставляет за собой вопросы. В то время, как предназначение метафоры не оставлять вопросов и делать образ ярче. Возможно, зная обрядовую сторону шаманства в тех краях, я бы понял больше.
Стрелки друг о друга искры бьют -
На краю земли шаман не спит.
Я весной напомню соловью,
Чтобы спел шаману о любви.
Снова обращаю внимание на рифмы. И не стоит забывать, что в строфе есть рифмы главные и второстепенные. Рифма в строках 2-4 - главная. Можно было бы ставить акцент более четкой главной рифмой, а более далёкую рифму ставить в 1-3.
"Стрелки друг о друга искры бьют"... Это стрелки виртуальных часов? Надеюсь, я понял правильно.
Вообще-то "искры выбивают" из металла, например. Но автор в своём праве... В любом случае образ яркий.
Будет трель еле слышна, легка -
Гулкий бубен песню передаст.
И сожмётся сердце старика
Выдохом любви в последний раз.
"В последний раз"? Отчего "в последний"? Ладно бы ещё речь о последней любви. У людей бывает единственная любовь с юности и до смерти, то есть она и первая, и последняя. Но слово "выдохом" в сочетании со словом "последний" автор будто намекает на смерть (от инфаркта в следствии любовной тахикардии :)). Получается, что литгероиня, от чьего имени стихи, взамен радости и любви шлёт шаману смерть (?). Какое коварство! (Шучу)
На самом деле последняя строка сложна по форме и не столь однозначна. Но я бы на месте автора попытался бы избежать двойного толкования финала.
Ещё один замеченный мной недостаток: разные по типу рифмы в соответствующих строках строф. А именно:
1. "Остаются лавы бОрозды" —
_ _ / _ / _ / _ _ — ударение на третьем с конца слоге рифмы.
2. "На краю земли шаман не спИт", "Чтобы спел шаману о любвИ" —
/ _ / _ / _ / _ / — ударение на последнем слоге.
Какая же оценка? ... Сложно сказать.
Один поэт сказал мне: стихи можно оценивать по степени желания прочитать их ещё раз, не обязательно сейчас, но позже, процитировать их друзьям, знакомым. То есть всё равно мы возвращаемся к личному впечатлению.
Ну, тогда ставлю 5 баллов. При полном понимании, что кто-либо иной поставил бы больше. Впрочем, кто-то мог бы поставить и меньше.
В любом случае это неплохая оценка, согласно моей таблице.
Творческих успехов автору!
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
(оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________
| Помогли сайту Реклама Праздники |