Январь и вдруг - сентябрьская погода!
Январь и вдруг - сентябрьская погода!
Ни снега, ни дождя, ни ветерка,
А вечерами пьют донскую воду
Лохматые, седые облака.
Скользит луна по склону террикона,
Послушать, как на фоне тишины,
В степном загоне всхрапывают кони -
Былинные донские скакуны.
На берегу красавица Аксинья,
Григорий рядом. Явь ли это? Сон?
Люблю тебя великая Россия
И тихий, тихий, шолоховский Дон!
______________________________
Начнем разбор
Природоописание в первых строфах просто восхитительно. Полно тихой душевной динамики.
Январь и вдруг - сентябрьская погода!
Ни снега, ни дождя, ни ветерка,
А вечерами пьют донскую воду
Лохматые, седые облака.
Удачно! Эстетически заряжены и метафоричны последние строки строфы.
Когда влага рек активно испаряется, то порою видна в виде туманных жгутов в нижней части облаков, в виде эдаких "лохм". По сути, облака визуализируются на этапе формирования. Порой это происходит низко над водным пространством, что поэтически хорошо выразилось словом "пьют". А если сюда привлечь и коней из второй строфы, то ещё может возникнуть ассоциация облаков с небесными конями, пьющими донскую воду. Очень красивое, полное жизни описание природного явления. И всего-то навсего парой строк.
Маленький штришок. Я бы в первой строке переставил бы тире:
"Январь - и вдруг сентябрьская погода!"
Скользит луна по склону террикона,
Послушать, как на фоне тишины,
В степном загоне всхрапывают кони -
Былинные донские скакуны.
Террикон - это искусственный отвал, высокая насыпь из вскопанных пород. Опять же всё высокоэстетично и метафорично. Хорошо представляется, как луна беззвучно крадётся по краю насыпи, дабы послушать всхрапывающих коней. Причем не "храпящих", а именно "всхрапывающих". Казалось бы, мизерная деталь, но погружающая читателя в столь тщательно прописанную, реалистичную картину.
Настолько удачно подобранные слова, что даже тавтология "донскую-донские" с эхом в третьей строфе ("Дон") - не портит впечатление.
А вот третья строфа немного сбивает впечатление.
На берегу красавица Аксинья,
Григорий рядом. Явь ли это? Сон?
Люблю тебя великая Россия
И тихий, тихий, шолоховский Дон!
Резкая перемена кадра с тонко отрисованного, нежного пейзажа на Аксинью с Григорием, не понятно откуда выпрыгнувших, как чёртики из табакерки, тут же передающих эстафетную палочку Великой России с шолоховским Доном.
Нет, конечно, ассоциации, собранные автором в одно стихотворение, понятны... Но...
Но отчего таким образом? ...и в одном стихотворении?
Поставим ещё раз рядом тихую живую картину
"Скользит луна по склону террикона,
Послушать, как на фоне тишины,
В степном загоне всхрапывают кони"
и довольно пафосные, громкие строки
"... Аксинья, ... Григорий
Люблю тебя великая Россия
И тихий, тихий, шолоховский Дон".
Ощущение, как будто в тот момент, когда, боясь вспугнуть тишину и коней, луна подкралась к загону - вдруг ударили в литавры и небесный оркестр сыграл гимн России. Я как читатель, можно сказать, только что в вечерней тиши мечтательно лежал на насыпи с луною рядом, а через мгновение - желание вскочить, вытянуться и взять под козырёк. Слишком много громких слов и имён на одну маленькую финальную строфу: "Аксинья", "Григорий", "Великая", "Россия", "Шолохов" и уже отнюдь не тихий "Дон".
И ещё, автор задаёт вопрос: "Явь ли это? Сон?" - и далее никак не отвечает, не трактует эту ситуацию читателю...
В целом мне стихи понравились и "оч.понр." поставленный мной ранее - тому подтверждением.
Но что бы я посоветовал бы автору?
Посоветовал бы переписать третью строфу. И, уж если очень хочется сделать отсылку к Родине, Дону и Шолохову, то сделать это на тон ниже, ...тише.
Вспоминаются лермонтовские строки:
"Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой..."
Заметьте, что ОТЧИЗНА поминается одним только словом. Не потому, что в авторе люби к Родине маловато. Но бережно, как бы остерегаясь поминать в суе громкие слова, Лермонтов, не задерживаясь, переносит центр повествования на описание предмета любви. А далее так же, как и в рецензируемом стихотворении, в наличии имеется ряд тихих, милых сердцу картин российского быта...
Технически приглушить пафос можно так: убрать "табакерочных чёртиков" - Аксинью с Григорием, убрать слово "великую" (простой "России" было бы достаточно ) и можно добавить притяжательное местоимение в свой адрес, чтобы стало ясно, что Дон не только шолоховский, но и автора.
Как вариант и "Россию" можно вообще не поминать, а сосредоточиться на Дону.
Моя оценка 8 баллов, что уже является показателем достойного уровня в моём понимании.
Автору - творческих находок в наступающем году и здоровья от всей души!
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
(оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________
| Помогли сайту Реклама Праздники |