Начинается рассказ с описания шкафа в новой квартире. Девятилетняя Оля, только что проснувшись, "лохматая, в майке и трусах", прячется в шкафу от неожиданно явившегося, чтобы познакомиться с ней, соседского мальчика по имени Валера. Она стыдится своей неумытости и неодетости. "Темно, тревога нарастает, заранее стыдно!"
Необыкновенное имя Валера "внушало суеверный ужас", "сулило если не расправу, то стыд и позор". "Он не должен был меня видеть! Не имел права!"
Мальчик, несмотря на Олино противодействие, открывает шкаф и обнаруживает ее в шкафу в "позорном виде".
Эпизод номер два. Оле (да и Валере тоже) семнадцать лет. Оля поправляет в подъезде чулки, а Валера подглядывает и хихикает.
Шкаф - предмет магический. Шкаф как переход из одного мира в другой изображен в "Хрониках Нарнии". И не зря именно в шкафах прячут скелеты - личные и семейные тайны.
Шкаф представляется мне пространством между пространством личным, семейным, домашним и пространством публичным, прилюдным, принародным. В нем висят школьная форма и одежда на выход - то, что надеваешь перед выходом из дому и что снимаешь по возвращении домой. В шкафу хранятся как бы костюмы для исполнения социальных ролей.
И в буквальном смысле переходом из мира домашнего в мир публичный является подъезд - где разыгрался эпизод номер два.
Социальные роли, которые человек играет в соответствии с требованиями окружающего общества, называются Персоной. Персона скрывает уязвимые и болезненные места, слабости, недостатки, интимные подробности, а иногда и суть личности человека.
Неразвитая Персона делает человека слишком чувствительным, он ощущает угрозу даже в обычных взаимодействиях с окружающими. Именно это и показано автором - еще недостаточно развитая Персона девочки Оли. Особенно в первом эпизоде, когда Оля воспринимает визит незнакомого мальчика как угрозу со стороны социума.
Интересен образ соседского Валеры. "Мальчик – мелковатый, ниже меня ростом, не выделявшийся ни особой красотой или статью, ни умом или талантами". Мальчик без чувства такта и без понятий о приличиях. "Не слишком обремененный строгим воспитанием". Оля мысленно восклицает, комментируя его поведение: "Вот наглость-то!", "Святая простота!", "Дурак!" и "Опять дурак!"
Образ невоспитанного Валеры соответствует архетипу Трикстера - озорного, насмешливого духа, не подчиняющегося общепринятым правилам поведения. Во втором эпизоде Валера даже сидит буквально на потолке.
Наряду с темой о границе между личным и публичным, в рассказе присутствует тема имени Валера.
Имя Валерий было популярно в России в середине ХХ века. Оно даже входило в десятку самых популярных имен.
Девятилетняя Оля впервые слышит слово "валера" и еще не знает, что оно обозначает мужское имя. Незнакомое благозвучное слово вызывает в девочке "крайнее изумление, почти потрясение". Для меня такая реакция - свидетельство поэтических наклонностей Оли и ее чуткости к слову. А автор верит, что это было предчувствие.
"Через много лет в другом городе я встречу другого Валеру, который сыграет в моей жизни определённую роль. Вернее, откажется сыграть. Скажу, что встречи с ним я ждала почти всю жизнь – с той самой весны, когда он только что родился, а мне был один год."
Прочтя рассказ, я сострила: "С одним Валерой ты отказывалась играть, а другой Валера отказывался сыграть определенную роль в твоей жизни. Как бы отомстил за тезку".
И все же очень вероятно, что девочка Оля и в самом деле предчувствовала, какое значение будет иметь имя Валера в ее судьбе.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Очень сильно и профессионально