Рецензия «Рецензия на стихи "Лунная соната" от автора Анжелика Тринц»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Лунная соната
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 739 +1
Дата:

Рецензия на стихи "Лунная соната" от автора Анжелика Тринц

Лунная соната

(Л)уна взошла. Звучит пурги роман(С).
(У)ютно светится знакомое окошк(О)...
(Н)елепо оборвался наш рома(Н),
(Н)о я люблю тебя... Засыпана дорожк(А)
(А)журным снегом. И следами кан(Т)
(Я) нарисую вновь до твоего порожк(А).
________________________________

Итак, перед нами очень интересное по своему строению стихотворение. Акростих и телестих в одном компактном произведении. Те, кто писал хотя бы акростихи, должен понимать повышенную сложность процесса. А акростих + телестих = означает сложность в квадрате. За такое по-любому оценка будет повышена.


Но! Вне зависимости от формы стихотворение должно оставаться стихотворением, то есть должны быть по максимуму соблюдены все признаки добротного творения. Попробуем поискать недостатки.

Рифма "романс - роман" - однокоренная. Вроде бы минус... Но на самом деле здесь придраться по сути не к чему. Объясню почему.
Во-первых, несмотря на то, что рифма однокоренная, всё же это два удаленных друг от друга по смыслу слова: "романс" - музыкальное произведение, "роман" - любовные отношения.
Во-вторых, написать рифмованный телестих, как правило, невыполнимая задача... По причине того, что для образования качественной рифмы должны быть одинаковые или близкие окончания у  рифмующихся строк. Однако слово по вертикали справа, как правило, этого не допускает.
Автора здесь выручила находчивость и тот факт, что стихотворение короткое. :) В таких жестких условиях рифма "романс-роман" скорей уже не недостаток, а находка :).

Итак, в рифме трёх строк прозвучало "ан", хотя во всех трех случаях последние буквы разные: "с", "н" и "т". Это слова: "ром-АН-С", "ром-АН" и "к-АН-т". Еще раз отдадим должное находчивости автора.
В другой рифме на трёх оставшихся строках тоже не всё просто: "о", "а" и "а". Это слова "ок-ОШК-О", "дор-ОЖК-А" и "пор-ОЖК-А". Всё корректно.

Теперь по существу самого стихотворения.

ПУРГА́ - по определению это сильная снежная вьюга, снежная буря, снежный ураган.
Если в ночное время имеет место "пурга", то, как мне кажется, в таких условиях вряд ли возможно участнику отмечать восход луны. Может, следовало бы "пургу" заменить на нечто иное?

Далее: "уютно светится окошко". Здесь есть смысловой нюанс. Когда мы, например, говорим, что уютно светит лампа, то это означает, что нам уютно. То есть "уют", выраженный наречием "уютно", отражает душевное или физическое состояние наблюдателя. Ему уютно.
В стихотворении же наблюдатель находится снаружи теплого дома в самой гуще пурги, и вряд ли ему "уютно", даже несмотря на видение яркого, теплого окошка.
Но ситуацию, ИМХО, легко поправить, написав метафорично: (чем?) "уютом" ... "светится окошко". То есть свет в окне отражает уют внутри дома. Но это мое личное мнение.

И ещё мне до конца не понятно, как следами рисовать кант. "Кант", как я полагаю, в данном контексте и согласно словарному значению  - это "край" чего-то или "по краю" чего-то. Вряд ли он означает некий предмет, линию или узор. Впрочем, можно пройти по краю дорожки, и тогда "кант" будет "узором" края дорожки... Всё бы здорово, но зачем героине ходить по краю дорожки, каков смысл такой ходьбы? Неужели токмо рифмы ради? Тогда это "минус". Впрочем, с учетом формы стихотворения, это небольшой минус.

Непонятна роль слова "вновь" в последней строке. То есть героиня не первый раз рисует по краю дорожки "кант". Почему героиня возвращается "вновь" к окошку понятно. Но для чего она всякий раз рисует по краю дорожки кант? Но раз так, то создается впечатление, что такой способ ходьбы или такой рисунок на снегу героиню забавляет больше, чем цель её путешествия - окно и её любимый. Вот так маленький штришок, маленькая помарка иногда искажает нечто более значительное.

В итоге, возможную ошибку с луной в пургу я опускаю. Так как не знаток, не попадал сам ни разу в такую ситуацию. Будем считать, что луну в пургу можно наблюдать. "Уютно" - "уютом" - тоже незначительная помарка. Только история с "кантом" мне кажется сомнительной.

С учетом высокой сложности (акро-, теле-) стихотворения, моя оценка 9 баллов. Очень недурно!
Тем не менее, подобные стихи больше подходят на роль образца экспериментальной поэзии (мое мнение). Но конкурс можно и выиграть. :)

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
                            (оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________

Оценка произведения: 9

Реклама
Обсуждение
Гость      13:43 27.03.2019 (2)
Комментарий удален
     22:49 27.03.2019 (1)
1
Николай, замечательный экс!!! Но, больше всего тронуло и очень порадовало, то что раньше у Вас не было особо интереса к подобным вещам и вдруг, такой экс!
С теплом
Гость      06:31 28.03.2019 (1)
Комментарий удален
     15:08 28.03.2019
     19:17 27.03.2019 (1)
1
:)
Это как бы ответ?
Гость      19:56 27.03.2019 (1)
Комментарий удален
     21:14 27.03.2019 (1)
1
Лишь пару раз в жизни писал акростихи... Но эта забава быстро надоела.
Хотя в делах любовных - верный ход :)) И в эпиграммах, думаю, тоже :)
Гость      06:18 28.03.2019 (1)
Комментарий удален
     10:01 28.03.2019
Да, было дело такое :)
     09:14 27.03.2019 (2)
1
Видима ли Луна в пургу? Иногда, да. Пурга происходит при сильном ветре с тучами, которые несут сильные снежные заряды. Сильный ветер рвёт тучи в клочья и иногда Луна на некоторое время может показаться в небе.
Насчёт "уютного окна", рецензентом хорошо подмечено и поправка на "уют окна" очень кстати.
Кант - что это такое? Кто служил в армии прекрасно знает это словечко, "подшивать воротник" - делать кантик на воротнике из белой ткани, потому как солдат подшивает воротник каждый день. На мой взгляд, у автора с применением слова "кант" всё нормально - "...следами нарисую кант...", только не понятно зачем ходить по краю дорожки, когда всё засыпано снегом, логично идти по дорожке.
     22:42 27.03.2019 (1)
1
Благодарю, Сергей! Особенно рада была услышать  Ваше мнение!
С теплом
     23:05 27.03.2019 (1)
1
Вот видите, Анжелика, какие интересные стихи Вы написали - столько обсуждений! Класс!
     15:01 28.03.2019
Спасибо, Сергей))), давно собиралась заглянуть на Вашу страничку, сегодня вечером обязательно забегу.
     19:31 27.03.2019 (1)
1
Отчего у меня были сомнения насчет пурги?
Я считал, что "пурга" это синоним обычной "метели".
Луну можно не видеть не только из-за туч, но и по причине этой снежной кутерьмы.
Однако в Википедии я нарыл следующую фразу:
"Пурга́ — сильная низовая метель. Пурга может идти при отсутствии снегопада и ясном небе".
Таким образом, наши представления о пурге (тучи, снегопад) - верны не для каждого случая :)

А о "канте" я так и написал... Край ли это материала или материал на краю - это всегда подразумевает "край". А всякий раз ходить по краю дорожки - странновато и никак не обосновано. Поэтому "кант" мог появиться не от сюжетного резона, а от необходимости рифмы.
     20:02 27.03.2019 (1)
1
К чему Вам Википедия?
Я так и сам знаю, чем отличается метель от пурги - выше я описал это явление, к тому же метель более затяжная и может продолжаться несколько дней.
Кантик вышивается другой материей, чтобы подчеркнуть край элемента одежды, в рассмотренном случае следами подчёркивается край тропинки. Находка - да, но не совсем логично в контексте стихотворения. Согласен с Вами.
     20:36 27.03.2019 (2)
2
А не врёт ли, простите, Википедия насчёт пурги?
Крайне удивило толкование пурги как некой низовой метели да ещё и без снега.
Эк накрутили!
На Сахалине и Камчатке, где я жила, именно снегопад с сильным ветром
называют пургой. Однажды в пургу я чуть не погибла.
----------
Поискала значение этого слова в Советском энциклопедическом словаре.
Дословно (включая и сокращения): "Пурга - название сильной метели гл. обр. в сев. р-нах СССР",
а метель, в свою очередь, всегда со снегом. Правда, низовая метель - это перенос ранее выпавшего снега
ветром с места на места. При сильной метели участвуют и осадки снега из облаков.
СССР уже нет, но северные районы остались.)

     23:02 27.03.2019 (1)
1
Врёт, Наталья, Вики врёт и не в первый раз
Пурга сильнее метели в разы, да такая, что ни земли, ни неба не видать, а потом вдруг небо выясняет, но ветер не прекращается, а через некоторое время опять снежная стена, это явление я наблюдал и не раз на полярной гидрометеостанции (довелось поработать в молодости), но она не длится сутками и возникает на открытой не лесистой местности, от силы 3-4 часа, а вот метель может длится сутками, ветер менее сильный, умеренный и продолжительный. Метель нудная, пурга яркая и мощная. Сильнее пурги разве что буран.
     23:31 27.03.2019
В споре рождается истина, что мы сейчас и наблюдаем.
А пурга тоже бывает всякой по длительности, как я уже писала выше.
И даже небо не выясняет. Вокруг всё бело; слепит глаза, забивает
дыхание снежными шлепками ветра. И идёшь по колено и выше в снегу.
Спасибо, Сергей, за мощный, как пурга, комментарий.)))
(Может, напишу миниатюру о пурге).
     21:12 27.03.2019 (1)
1
Я ранее не делал разницы между пургой и метелью. Но "низовую" метель спокойно представляю. И даже, кажется, видел. Именно такую, когда метет (без снегопада и даже без туч) по асфальту перемещает уже выпавший снег.
Но при относительно слабом ветре. Сильного низового ветра не видел никогда
     21:21 27.03.2019 (1)
2
Добрый вечер, Александр!
Про низовую метель я тоже не слыхала, а искала в энциклопедии в связи с её упоминанием
в комментариях. Если метели различают по силе (позёмка и низовая), то пурга всегда явление мощное.
Бывает она сутки и более.  Помню, одноэтажные дома заносило снегом по крыши от пурги. Откапывали
снаружи двери, чтоб люди могли выйти. Анжелика неудачно применила фразу "Звучит пурги романс".
Пурга не поёт, не звучит - она гудит о обильного снега и ветра.
     22:47 27.03.2019 (1)
1
Благодарю, Наталья, за отклик! Может и не совсем удачный образ, но мне лёг на душу! В Москве немного другие метели и завывания пурги мне вызвали ассоциацию с романсом(хотя не помню кто, по-моему Олгус, в свое время мне предложил поменять на "зимы романс"), довольно интересный образ, но я все-таки видела(или слышала))) это по своему.
С теплом
     23:01 27.03.2019 (1)
1
Добрый вечер, Анжелика!
В Москве, как и в центральной полосе России , слово "пурга" (возможно, ошибаюсь) непопулярно.
На той же Владимирщине (километров 300 от столицы), где живу последние годы, обычно говорят: метель, вьюга.
Вспомнилась пушкинская "Метель", где описана очень сильная метель, сродни северной пурге.)))

     14:59 28.03.2019
1
     08:14 23.03.2019 (1)
Искренне благодарю, Александр! Полностью согласна с тем, что Вами подмечено. Единственное, что стих написан от лица мужчины(я сама забыла это указать), а так действительно, сложно понять))) и опять же угадали— на конкурс).
С уважением, Анжелика
     19:32 27.03.2019 (1)
1
Конкурс - не угадал..., а увидел в комментариях.
А стих получился универсальным. И от мужского лица, и от женского.
     22:39 27.03.2019
Согласна))) Ещё раз благодарю за достойный разбор, Александр! Кстати, совсем забыла изменить "уютом светится...." Пошла менять))) Благодарна всем, кто написал отзывы, спасибо дорогие авторы!
С теплом
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама