Второе короткое стихотворение от автора Аноним
Кошмары
У вечера губы скотчем
Залеплены — смолкнул крик.
Гнилыми зубами ночи
Прикушен закат-язык.
Кошмар-мары-мары-мары
Во сне мнятся ей и мне.
Машин одиноких фары
Горят, словно ад, в окне.
__________________________
Гнилыми зубами ночи
Прикушен закат-язык.
Творческая находка, однако... ;) Оригинально и красочно, ... но не вкусно. Это я про метафору "гнилыми зубами".
Тут же находится возражение: а почему должно быть обязательно вкусно? Есть же стихи, например, о войне, о сан части, где в воздухе витает гнойный дух гнилого мяса и т.д. И всё это может быть талантливо написано. Очевидно, в жизни кроме парадного фасада присутствуют далеко не праздничного вида стороны... И это наша жизнь, а она подчас требует искреннего освещения. С одной праздностью да парадностью поэзия - не поэзия. И вот здесь судьею - чувство меры. Это как порция соли в супе - чуть меньше - пресно, чуть больше - есть противно. К сожалению, а, может, к счастью, вкус и мера у всех разные... Как по части соли, так и по части: о чем следует писать, а о чем - нет.
Лично я не проникся авторским настроением настолько, чтобы посчитать "гнилые зубы ночи" соразмерным сравнением. Для меня получилось "пересолено". Но это на мой вкус. Однако, эта метафора наиболее сочная во всём стихотворении.
Кошмар-мары-мары-мары
Во сне мнятся ей и мне.
Машин одиноких фары
Горят, словно ад, в окне.
"Мнится" - откровенный устаризм. Мой добрый совет: по возможности обходить в творчестве устаризмы, избегать слова вроде власы, ланиты, взоры, лики, перси и т.д. Стихи современного поэта без устаризмов выглядят более зрело, актуально и не похожи на подражания виршам пушкинской эпохи.
Бывает, человеку что-то снится..., бывает ему что-то мнится/кажется/чудятся. Но кошмар, который кажется во сне... - по мне слишком мудреная "конструкция". А то, что один сон (крик, закат, фары ...) может быть на двоих ("ей и мне") - слишком, на мой вкус, фантазийно. Затем, одиноких/редких машин фары, видимые не с расстояния вытянутой руки (например, когда попадаешь в аварию), а в окне - это всего лишь яркие точки... или больше..., но не представляются (не "горят") мне "АДОМ". По мне "АД" - это, скажем, когда всё вокруг полыхает огнем. Да и огонь должен, наверное, сопровождаться значительным негативом, чтобы ассоциироваться с адом.
Бывают случаи, когда ассоциация малой искорки с адом может быть корректна. Например, если мы рассуждая о звездах, переходим, благодаря мысленному масштабированию, от точки на небе к термоядерным реакциям в недрах колоссальных звезд. Но это совсем иной случай, это не процесс бега электронов в раскаленной нити галогенной лампы.
Короче говоря, прикушенный гнилыми зубами закат и свет одиноких машин для меня малое основание считать сон "кошмаром-маром-маром-маром". ;)
Но написано хорошо.
Однако по силе общего впечатления баллов на 6. И это не оценка автору, и даже не оценка стихотворению... - это оценка впечатлению от него, от описанной картины...
И всё же:
Гнилыми зубами ночи
Прикушен закат-язык.
- это интересная находка. Поэтому всё же 7.
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
(оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Другое дело, что кошмары могут сниться, а не мниться.
Здесь просто не точное слово - поэтому оно дисгармонично звучит, нарушает органику стиха.
Хотя, если встать на сторону авторского замысла - кошмары надуманы героями, они лишь кажущиеся,
так бывает, когда люди забывают о любви и в их жизни вдруг становится всё невкусным, пресным, нищим...
То что кошмары снятся обоим - глубоко символично: лиргерои живут в аду, в кошмаре, в нездоровой атмосфере.
Так что это глубоко психологично и точно сказано.
Никаких особых фантазий не вижу я тут - наоборот, с точки зрения поэтики очень даже сильный ход в тексте.
Образ ада как образ движущихся фар за окном - это безусловно авторская находка и удача.
Очень сильный образ.
Первый этаж, это ад, когда окна выходят на проспект, на дорогу с движением.
Это стихи. И не сказал бы я, что это стих новичка.
Есть объективные вещи, рецензент должен быть объективным (даже если ему не нравится образ, нравится не нравится - это на танцах, а в поэзии - как и в эстетике вообще - не допустимо).
Имхо.