Название стихотворения «Человек дождя» сразу же обращает нас к незабываемому образу Раймонда, воплощённому блестящей актёрской работой Дастина Хоффмана в одноимённом фильме режиссёра Барри Левинсона. Но,в сюжете стихотворения нет никаких аналогий с фильмом, и в названии стихотворения, скорее, присутствует ирония. Хотя но герой Николая Нидвораева и не савант, и не аутист, он человек одинокий, мыслящий и способный различить в шуме дождя то, чего не слышат другие.
Созерцая городской осенний пейзаж, он не просто переносит состояние природы на себя и становится её продолжением. Автор вместе со своим героем превращает осень в действующий персонаж рассказанной им истории.
«Зарыдала, захандрила
Осень - сирота
Влагой мутною, унылой
Вымыла цвета…
И, с доверчивостью редкой
Для бездомных чад,
Хнычет городу в жилетку
Много дней подряд» –
С одной стороны, автор очеловечивает явление природы и сострадает ей, с другой – иронизирует над её, и возможно, своей доверчивостью и надеждой вызвать сострадание у кого-то.
«Очень хочет сиротина
(не пойми, накой)
Поделиться беспричинной
Серою тоской»
На этом месте стихотворение о поздней осени могло бы благополучно закончиться. Действительно, о чём можно беспричинно тосковать, если всё предопределено и всё сказано. Но автор поступает иначе, он понуждает пребывающего в философском настроении к действиям.
«Соберусь, надену папин
Старый макинтош»
И решительно шагну я,
Лёгок и тверёз,
Прямо в осень, прямо в струи
Этих буйных слёз…»
Вероятно, сравнив себя с плаксивой осенью, он решает коренным образом изменить ситуацию. Что для этого нужно? Создать иной внешний облик. Папин прорезиненный плащ убережёт от дождя, а в надвинутой на лоб шляпе не будет никем узнан. Как будто, в осень выходит совершенно иной человек- лёгкий на подъём и трезво мыслящий, способный найти правильное решение.
Первая мысль, связанная с макинтошем хороша, но в нашем случае это не совсем просто. Вербальная популярность слова макинтош чрезвычайно велика. Мы встречаем его в произведениях О. Уайльда, у В. Набокова, у И. Северянина. В СССР оно стало очень популярным после появления песни И. Беляева «Жора подержи мой макинтош» и особенно после шутки о «деревянном макинтоше в комедии Л. Гайдая.
Видимо, макинтош в сознании мужчин и женщин, символизирует некую свободу воли, от молодцеватость, удаль и решительность
И действительно нашему герою всё удаётся:
«Ты откроешь дверь босая,
Тёплая со сна,
Удивишься… и растаешь,
Глядя на меня:»
А как не растаять перед человеком в макинтоше, называющим себя человеком дождя. Она ведь тоже знает – кто такой человек дождя, почти Дастин Хоффман
Пред тобою – в макинтоше,
(Тих, как никогда) –
Непутёвый, но хороший
Человек дождя…»
И догадайся, что капает на его лицо- дождевая вода или слёзы любви и раскаяния.
«А с полей помятой шляпы,
С ямочки косой,
Будут мерно слёзы капать
На моё лицо…» В этот миг она обо всём забыла и простила, сказав только одно слово: «Проходи!»
Так, мягко ступая, и сделав всего пять шагов, наш герой из осенней слякоти попадает в тёплую постель. Осень появляется ещё раз в последнем эпизоде произведения с рифмой просинь, продолжая плакать, но уже от ревности.
Стихотворение легко и приятно читается. В нём много точных метафор и эпитетов, позволивших автору создать антропоморфный образ времени года, ставший действующим лицом произведения. В первой строфе есть примечательная строка: «Влагой мутной и унылой вымыла цвета» и действительно, во всём тексте мы не встречаем ни одной краски, кроме утренней просини. Автор не использует никаких контрастов и в заключительной части произведения, где они должны были бы появиться. Вместо этого – ощущение уюта: «тёплая со сна», «длинный вечер» «жечь свечи». «пить вино», «мятая постель», т.е. обжитая людьми. За затворёнными окнами не слышно плача осени. Мы не знаем о чём разговаривали эти двое, да это и неважно, атмосфера последней очень лиричной части такова, что читатель вместе с героями произведения успокаивается. Всё у них будет хорошо. Человек дождя нашёл женщину, с которой. ему тепло в холодном и безразличном мире. Рифмы в стихотворении в большинстве случаев удачны, кроме очень узнаваемой «просинь- осень», неудачна «со сна – меня».
Впечатление от стихотворения не портят некоторые неточности в рифмах:
Со сна – меня, никогда- дождя, потому что оно находится в гармонии с умонастроением читателей, оживляет в душах воспоминания, рождает ожидания.
| Помогли сайту Реклама Праздники |