Рецензия «Рецензия Поэтические страсти на стхотворение "Поэты или ода ненависти" автора "палач&»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: ПОЭТЫ или ОДА НЕНАВИСТИ
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 732 +2
Дата:

Рецензия Поэтические страсти на стхотворение "Поэты или ода ненависти" автора "палач&

                               
        Автор стихотворенияhttp://fabulae.ru/poems_b.php?id=278251 «палач» назвал  своё произведение «Поэты или ода ненависти» Подобное название может обескуражить читателей и настроить на негативное восприятие произведения. Но это только уловка, которую  предпринял автор, привлекая наше внимание к произведению.
          Стихотворение, на мой взгляд, можно отнести  не  только к философским размышлениям,  но и к ироническим.  Автор повествует о структуре взаимоотношений, существующих в творческой среде  «вне  времени – пространства», т.е. существовавших во все эпохи и  существующая для того, «чтоб не распалась связь времён». И это - чистая правда. Кроме того, стихотворение  может быть примером рассмотрения одного из проявлений бинарности (любовь-ненависть), а также  - иллюстрацией  одной из центральных идей психоанализа; Фрейд связывал одновременность проявления любви и ненависти, т.е. их амбивалентность (двойственность) с неизбежно возникающими конфликтными ситуациями.
Обратимся к стихотворению.
Первая строфа – зачин стихотворения отражает именно эту точку зрения:
«Мы ненавидим мир, в котором проживаем,
Любовь нас греет, но не мир тому виной,
Мы в наших строках в прах друг друга разбиваем,
Чтоб завтра встретиться и взять не по одной»
Конечно,  речь идёт не о мире вообще,  а о сравнительно небольшом круге людей, в среде которых происходит непосредственное общение, связанное не с бытовыми,  но с исключительно творческими  вопросами. В самой сути этих отношений – соперничество. Оно порождается и  внутренними амбициями  поэта и поощряется его почитателями и поклонниками. Вот здесь и возникает деструктивное чувство «ненависть», отражающее неприятие, враждебность к человеку или группе лиц.
В 4 и 5 строфах автор развивает мысль о характере взаимоотношений в творческой среде:
«Порой сквозь зубы мы кому-то цедим оду,
Что позволяет, есть и пить какой-то срок…»
«Мы воспеваем героические битвы,
Хотя их глупость очевидна нам сейчас,
Известны нам времён язычества молитвы,
Хоть адресаты их не дожили до нас»
Это объединительные мотивы  поэтического сообщества – статусной группы, разделяющей общие ценности и нормы поведения.
Одним из возможных объяснений тесной связи этих чувств является идея о том, что чем больше общего мы имеем с другим человеком, чем сильнее связь между нами, тем сильнее мы оказываемся вовлечёнными в любые отношения, и, вследствие этого конфликт, если он возник, будет протекать с большей интенсивностью. Агрессия в данном случае не разрушает отношения, напротив, она создаёт условия для созидания – творчества, о чём говорит автор в следующих строках:
«Храним подолгу мы в нечистых наших душах
Не столько дружбу, сколько прозвища врагов,
И, кто сказал, что пламя ненависти сушит? –
Оно надёжней согревает, чем любовь».
Вторая часть стихотворения содержит авторские размышления о любви не только творческой.  В отношениях с любимой женщиной  творчество является для поэта главными, ей может достаться только часть ( в лучшем случае половина).
Стоять в углу, отведённому ей и любить – в  определённых пределах.
«Любовь толкает вечно нас на компромиссы –
В пустой надежде: нас навечно удержать,
Желанья наши вечно режет биссектрисой,
Но ей в урезанном углу самой стоять».
Далее автор сообщает, что даже ради любви поэт не может оказаться от своих принципов
«Мы прём на подвиги во имя наших милых,
Но всех убить готовы, стоя на своём,
Не от любви мы горько плачем на могилах,
Не от любви на них и пляшем, и плюём»
Действительно не от любви. Поверженный враг означает только то, что он должен быть заменён другим врагом, иначе  жизнь теряет смысл . исчезает основной двигатель творчества, как и любой деятельности - противоречие.. Вначале поэт ошеломлён радостью  о кончине врага, но осознав последствия,  проливает слёзы, потому что  врага нет и срочно требуется его создать  из тех, кто есть.
Поэту не чужды удовольствия жизни
«Нас манят женщины и муза дальних странствий»
Но не это главное,
«Критиковать нас – это самый верный тон» Критика не только не  умаляет  значение творчества, наоборот, чем больше критикуют, тем более растёт интерес
читателей, общества. Если интерес к поэту падает, его нужно подогреть скандалом, выходкой.  Круг сторонников и противников поэта увеличивается.
Чем зловреднее критика, тем ярче и значительнее кажутся произведения поэта. И далее  следует рефрен произведения:
«А мы живём себе вне времени-пространства»,
Следим за тем, чтоб не распалась связь времён» 
Ироничное замечание автора имеет под собой прочные основания. О поэтических состязаниях нам известно с древнейших времён. Страсти кипели нешуточные, не только высокие гонорары, ценой могла быть жизнь поэта. Традиция жива.  Порой нам кажется, что столкновения поэтов не имеют отношения к жизни общества.
Это не так.  Любой человек, в том числе и поэт, не свободен от общества, которое  существует в определённом месте и  в определённом отрезке времени. Но я не склонна спорить с поэтической метафорой.
        Во все эпохи  писателей, сказителей, бардов, менестрелей и других  сочинителей, условно называемых автором поэтами выделяли , как творческую элиту, обслуживающую власть, но была и другая  творческая группа, как правило,  выступающая в качестве оппозиции, но нередко, занимавшая места придворных ( почти всегда). И эта оппозиционная часть находится в  состоянии той же абивалентности.
  Может быть, автору стоило показать  и эту особенность творческой жизни
В произведении  заметна тема взаимоотношений поэта и  общества. Перечитаем эти строки:.
«Нас упрекают в нелогичности и пьянстве,
Толкают в бок и учат жить со всех сторон»,
«Нас убивают, или раздают награды
За то, что славим, иль ругаем дураков»
«Известны нам времён язычества молитвы,
Хоть адресаты их не дожили до нас.»  Соглашаемся и с этими  авторскими высказываниями

«Не всем мы нравимся, как пирожок с повидлом,
Под наши тексты не устроишь перепляс,
Нас не поёт, попсой обдолбанное быдло,
Но вся элита завтра вырастет на нас» 
В отношении  «попсой обдолбанного быдла» не соглашусь.  Часть общества, малообразованная, лишенная или ограниченная материально и духовно и даже вполне себе благополучная легко становится «быдлом», усвоив простые и доступные их пониманию лозунги. История изобилует фактами. Социальная ненависть (ненависть как чувство группы людей) сопровождает тяжелейшие конфликты в обществе (беспорядки, войны[, геноцид) и является одной из причин дискриминации. Мне не нравятся  крепкие выражения, оскорбляющие человеческое достоинство и достоинство отдельных  социальных групп. Быдло – это рабочий скот. Так гордые польские паны презрительно называли украинских крестьян.
Кроме того, поэты заинтересованы в том, чтобы их произведения (настоящая литература) дошли до большего числа людей. Нужно, чтобы пели и читали. В конце Х1Х века  И. Д.Сытин наладил производство копеечных книг, и в дом рабочего и крестьянина пришли книги в бумажных переплётах.  Благодаря деятельности «мирискусстников» на  обёртках мыла и конфет  печатались репродукции с картин «Передвижников». В Древней Греции каждый школьник знал наизусть Илиаду. О нравственном здоровье народа заботится только литература. Больше некому. Так что - поэтические потасовки нормальное явление поэтической среды. Но «поэт в России больше чем поэт» (Е. Евтушенко.)
Стихотворение написано в энергичной манере автора. Его можно было бы, как авторскую песню, исполнять под гитару в  кругу единомышленников и  противников, но собратьев по  перу. Иногда эти столкновения кажутся нам забавными, порой отвратительными, но они не прекращаются
«И, кто сказал, что пламя ненависти сушит? –
Оно надёжней согревает, чем любовь».
Спасибо автору за  поэтическое  осмысление амбивалентности и конфликтов в творческой среде. Новых  успехов ему!.









Оценка произведения: 9

Реклама
Обсуждение
     23:26 03.12.2017 (1)
Серьёзный труд, Таня.
Жаль, что я не умею ни анализировать литературные произведения,
ни писать рецензии. Умею только по-белому завидовать.
     23:34 03.12.2017
1
Спсибо, Юра. Я стараюсь.
Реклама