Станцую прощальный фокстрот, и пулей к тебе на лиман!
Быть может, с последней звездой сюда заскочу не для скуки -
На старом пиратском корыте расправлю потрёпанный флаг,
Задраю неверной рукой слегка заржавелые люки
И выйду к тебе на орбиту, собрав межпланетный аншлаг.
Быть может, бездонная грусть расплавится в детскую нежность,
И терпкие капли вина накроют меня с головой.
Быть может, я завтра проснусь, и зримая бесконечность
Покажется из-за угла и властно возьмёт на постой.
Быть может, финальный аккорд пригрезится странным узором,
И тени танцующих нот присядут на мягкий диван.
А я, обретая восторг, таинственным мажордомом
Станцую прощальный фокстрот.
И пулей к тебе на лиман!
___________________________
Начнем-с.
Для начала отмечу, что некий ритмический рисунок, как правило, указывает на одно из коренных отличий стихотворения от прозы. И я понимаю, что если выгнать из текста ритмический рисунок, то стихотворение отнюдь не обезобразится, а превратится, возможно, в прозаическое стихотворение или просто в неплохую прозу. У автора данного стихотворения много перебоев. В середине каждой строфы - отсутствие звука, слога, или присутствие паузы. Вполне допустимый прием. Смысловая цезура. Но есть и две строки, содержащие по две паузы:
_ ! _ _ ! _ _ ! П _ ! _ _ П _ _ ! _
"Быть может, я завтра проснусь, и зримая бесконечность"
и
"А я, обретая восторг, таинственным мажордомом"
Кто-то может посчитать второй перебой ошибкой - другой скажет, что здесь введена пауза для того, чтобы сделать акцент на словах "бесконечность" и "мажордом". Лично я приверженец стихов, неосложненных фонетическими изысками, рассчитанными на умудренных в поэзии читателей, либо, наоборот, ритма не чувствующих.
О смысловой стороне стихотворения:
Имеет место полет авторской фантазии, чем-то напоминающей Маяковского:
"Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?"
В таких фантазиях, как в космосе "ненашенского" бытия, не только иногда не находишь смысла, но порой не отличишь верха от низа. Невесомость как-никак. И всё-таки попытаюсь это сделать, а иначе зачем это всё пишу.
Быть может, с последней звездой сюда заскочу не для скуки -
На старом пиратском корыте расправлю потрёпанный флаг,
Задраю неверной рукой слегка заржавелые люки
И выйду к тебе на орбиту, собрав межпланетный аншлаг.
Надо полагать, "пиратское корыто" предназначено бороздить просторы космоса. Я бы бэ-у-шное себе такое прикупил... недорого (мечтательно).
В каком-то смысле начало соответствует традиционным пиратским песням новейшей эпохи. С начала 60-ых годов прошлого века каждый уважающий себя "бард" из клуба авторской песни (коих с того времени плодилось по стране обильно) считал для себя должным написать хотя бы одну пиратскую песню. Не избежал этого я, и похоже, не обошла сия участь автора стихотворения. Впрочем, заранее соглашусь с тем, что, возможно, автор не имел и не имеет никакого отношения к клубам бардовской песни и написал это стихотворение совсем по иным побудительным мотивам.
В бравых пиратских песнях лирический герой обязан был держать штурвал недрогнувшей рукой. Впрочем, рука могла бы дрожать и даже стать "неверной" в результате боевого ранения или, например, по причине старости капитана. А тут ни боя, ни ранения, ни тем более старости, а герой "неверной рукой" задраивает люки. Отход от традиций, однако... Или отступление от образа? А, может, современные капитаны такие пошли. Выберем лучший вариант: будем считать, что руки дрожали от волнения в предвкушении встречи.
Далее...
Быть может, бездонная грусть расплавится в детскую нежность,
И терпкие капли вина накроют меня с головой.
Типа, наемся крошкой хлеба, напьюсь каплей вина. Или "пронзю себе сердце скобой канцелярской". И, вообще, интересно кто посмел опрокинуть вино на голову героя? Ревнивый соперник? Посчитаем момент за метафору, вроде: "И любовь накроет меня с головой".
Быть может, я завтра проснусь, и зримая бесконечность
Покажется из-за угла и властно возьмёт на постой.
Автор олицетворяет бесконечность, сжимает её до зримой и отправляет не в угол, но за угол, дабы та эффектно появилась перед лит героем. При этом оставляет ей власть хозяйки постоялого двора, надо полагать.
Ни в коем случае не следует искать глумления в моих словах. ОлГуса всегда считал за доброго поэта и не стал бы смеяться над его произведениями. Но радостно улыбнуться вместе с ним и его литературными героями, став невольным гостем его веселого, разудалого, полного позитива стиха, считаю за святое дело.
Быть может, финальный аккорд пригрезится странным узором,
И тени танцующих нот присядут на мягкий диван.
Очень образно. Строки, звуки оживают под пером поэта и становятся полноценными участниками событий
А я, обретая восторг, таинственным мажордомом
Станцую прощальный фокстрот.
И пулей к тебе на лиман!
Концовка вызвала некоторое сомнение. Лихой пират внезапно (для читателя и рецензента) превращается (непонятно зачем) в "мажордома" (управляющего поместьями местного феодала), затем, теряя терпение, в одиночку (!) танцует фокстрот и уже без ставшего ненужным космического корыта, уматывает на лиман. :))) Хотя наличествует авторская версия лимана, дрейфующего на орбите.
Концовка оставляет противоречивое чувство. Словно автор таки пытается сыграть мелодию фокстрота на флейтах водосточных труб средневекового замка, при котором лит герой состоит мажордомом, мечтающем захватить в плен прекрасную незнакомку, загорающую на Одесском лимане, отделившемся от Украины путем выхода на космическую орбиту. :)
Автор стихотворения проявил недюжинную фантазию. Заставил недоброго рецензента по-доброму улыбнуться, чем заработал повышенную оценку. Итого 8 баллов.
И пусть высокий балл не станет основанием для упреков со стороны тех, кто столь высокой оценки не добился ранее. Но нужно понимать, что минута доброй улыбки прибавляет добрый день жизни рецензенту, а это многого стоит в глазах последнего. Жить-то хочется! (А должностью пользоваться надо!) :))
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
____________________________________________
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |
================
На этом и рецензии конец))
==================
Чего это меня за такую "недюженную фантазию" не печатали при СССР?
===============================================
"Половые ресурсы Степунка". Звучало ведь? 1984 кажется)
=======================================
Мысли о стихе понравились.
Олегу я говорил о манерности.
====================
Последний крик души ( рецензии ) всё ставит на свои места... Рецензент хочет быть рецензентом.