И наступит критический миг,
Когда болью в душе отзовётся
Одинокий мучительный крик,
Загляни в свою душу поглубже
И найдешь ты ответ на вопрос.
Может, вовсе тебе и не нужен
Над собой надоевший допрос.
Бесконечных путей не бывает
И от пропасти можно уйти,
Каждый день для тебя открывает
Только новые в жизни пути.
Может, всё изменить изначально,
Полюбить окружающий мир.
Даже если начало печально,
Будет всё же когда-нибудь пир.
Мы живём в это трудное время,
Неприятностей масса вокруг,
Одному тяжело это бремя,
Оглянись, поищи, будет друг.
Но, а если ничто не поможет,
Пообщайся ты с Богом в душе,
Он разумные мысли подскажет
И духовность возвысит в тебе.
_________________________
После последней рецензии, в которой я оказался слишком строг к автору (наверное, потому что автор был отнюдь не новичок), мне захотелось слегка придушить в себе Зоила. Но в конечном итоге возможность быть добрым и щедрым критиком в значительной степени зависит от помощи в этом деле самого автора. Если автор помогает читателю своим творчеством, то читатель обязательно будет добр. Посмотрим, чем нас порадует сегодняшнее прочтение.
__________________________
Поехали.
Когда мир от тебя отвернётся
И наступит критический миг,
Когда болью в душе отзовётся
Одинокий мучительный крик,
Загляни в свою душу поглубже
И найдешь ты ответ на вопрос.
Может, вовсе тебе и не нужен
Над собой надоевший допрос.
Глагольная рифма "отвернётся - отзовётся", не последняя в этом стихотворении. Слишком простая и избитая рифма "миг - крик" - односложная в одном падеже. На фоне последних рифма "вопрос-допрос" уже настораживает.
Здесь необходимо понять, что подобная рифма, как "миг-крик" может случиться у любого, пишущего стихи, от Пушкина и до последнего графомана. Поэзия на этом не сходится клином. "Богатое" содержание может переплюнуть любые мелочи. Но когда одно складывается с другим, с третьим, десятым... От поэзии мало чего остается. Поэтому "будем посмотреть" дальше.
Когда мир от тебя отвернётся
И наступит критический миг
- хотелось бы подробностей от автора, чтобы понять о чем именно речь. Далее автор никак не раскрывает сути этого момента, поэтому приходится воспринимать интуитивно, на доверии. Будем считать, что автор описывает момент сильнейшего кризиса в отношениях лит. героя с окружающим миром (надо понимать, с людьми).
Когда болью в душе отзовётся
Одинокий мучительный крик
- обычно так отстраненно о собственном крике не говорят. Как будто душа лит. героя существует отдельно, крик отдельно, и автор об этом повествует как-бы со стороны.
Загляни в свою душу поглубже
И найдешь ты ответ на вопрос.
Может, вовсе тебе и не нужен
Над собой надоевший допрос.
Допрашивать, опрашивать, вопрошать - однокоренные слова, близкие по смыслу и различающиеся в методах и обстоятельствах. Допрос - это тот же опрос (ряд вопросов), но ведущийся в процессе суда над кем-то.
Отсюда тривиальнейшая рифма "вопрос-допрос" вроде "ботинок - полуботинок".
"Над собой надоевший допрос" - если я не ошибаюсь, это сказано не по-русски, и звучит коряво. Допрашивают кого-то, а не ведут допрос (допрашивают) НАД кем-то. А НАД кем-то вершат суд, измываются, подшучивают.
Затем, почему "допрос"? Лит. герой или автор себя судит? Осуждает в чем-то? В чем именно? Об этом в стихах ни слова.
По сути, автор призывает заглянуть в душу поглубже и поискать ответы на вопросы. Иначе говоря, предлагает учинить душе опрос/допрос. И в то же время темой вопроса является мысль о том, что может не стоит допрашивать/опрашивать себя, то есть, свою душу. То есть, автор спрашивает себя, стоит ли себя спрашивать. Интересный ход мысли! Есть, чтобы не есть, лгать, чтобы не лгать, говорить, чтобы не говорить и допрашивать себя, чтобы не допрашивать! Хочу сказать о том, что не знаю о чем хочу сказать?
Идем дальше...
Бесконечных путей не бывает
И от пропасти можно уйти,
Каждый день для тебя открывает
Только новые в жизни пути.
Может, всё изменить изначально,
Полюбить окружающий мир.
Даже если начало печально,
Будет всё же когда-нибудь пир.
Рифмы "мир - пир", "бывает - открывает" - без комментариев.
"Бесконечных путей не бывает" и "от пропасти можно уйти" - сложное предложение с двумя смыслами, не однородными, никак не связанными друг с другом, почему-то объединены союзом "И". Или это не логично, не грамотно, или на основании двух предпосылок автор автор сделает вывод, то есть, построит "третий смысл". Ищем этот смысл далее:
Каждый день для тебя открывает
Только новые в жизни пути.
Открытие каждый день новых путей (третий смысл) никак не связан с двумя предыдущими. отсюда следует, что союз "И" был совершенно ни к селу. Более того, похоже грядет нагромождение смыслов, никак не связанных друг с другом.
Может, всё изменить изначально,
Полюбить окружающий мир.
Ещё одна мысль, не связанная с предыдущими.
Кроме всего "всё изменить ИЗНАЧАЛЬНО" никак не возможно. Ну, не изобрели ещё машину времени. Хотя, если наречь каждый текущий момент времени "началом", то каждый последующий момент и будет "началом", а значит появится возможность всё менять "изначально". :)
Вспоминается фрагмент кинофильма "Графиня де Монсоро" диалог Шико с Горанфло:
– Да, очевидно, я попал впросак. Но мне страшно хочется съесть эту курицу и в то же время не согрешить. Послушайте, брат мой, сделайте милость – во имя нашей взаимной любви окропите ее несколькими капельками воды и нареките карпом.
– Чур меня! Чур! – заохал монах.
Простите меня, немножечко отвлекся. :)
Мы живём в это трудное время,
Неприятностей масса вокруг,
Одному тяжело это бремя,
Оглянись, поищи, будет друг.
Но, а если ничто не поможет,
Пообщайся ты с Богом в душе,
Он разумные мысли подскажет
И духовность возвысит в тебе.
Рифмы "время - бремя", "поможет - подскажет" (!), "душе - тебе" (!)... без комментариев. Кстати, "друг - вокруг" - тоже избито, но на фоне предыдущих вполне приличная рифма.
Мы живём в это трудное время,
Неприятностей масса вокруг,
Опять смысл, не связанный, с предыдущими, не вытекающий из них, не завершающий.
Одному тяжело это бремя,
Оглянись, поищи, будет друг.
- корявая фраза.
Но, а если ничто не поможет,
Пообщайся ты с Богом в душе,
Он разумные мысли подскажет
И духовность возвысит в тебе.
Бог в душе, как ни крути, это свое же Alter ego. Можно, веруя в Бога, провести внутренний диалог с самим с собой, фантазируя, будто общаешься с Богом. Это нормально. Каждый человек, то и дело разыгрывает в душе спектакли, в которых любой реальный или вымышленный персонаж/образ может быть участником. Но это не означает реального общения с образом, а остается внутренним диалогом с самим с собой, в котором, как правило, держится совет или задаются вопросы.
Таким образом, автор (будем считать, устами лит. героя) вначале стихотворения вел допрос самого себя же на тему "возможного отсутствия надобности в надоевших самодопросах". При этом на протяжении всего стиха вел с собою разговор (считай, вёл допрос) с тем, чтобы в конце стиха дать совет допрашивать в своей душе Бога (IMHO, самого себя).
Похоже автор своим стихотворением хотел сказать ... и говорил о том, что, может, не стоит говорить с собой. При этом говорил далее и закончил тем, что хорошо бы с собой поговорить (подразумевая собеседником Бога).
Мдя...
Подведем итоги.
Техническое исполнение стихотворения на уровне новичка (рифмы, словарное качество, построение фраз). Смысл произведения на всём своем протяжении не имел порядка, связанности, логичности ..., то есть, смысла было мало. Но стихи были полны эмоциональности. Как известно концовка стихотворения имеет наиважнейшее значение. Порою там раскрывается суть того, что хотел сказать автор.
На основании проведенного анализа делаю вывод:
если бы автор написал только одно четверостишие (последнее). Затем адаптировал бы первую строку под грамотное начало и поправил рифмы, то одно четверостишие вполне бы заменило всё стихотворение.
Когда мир от тебя отвернётся
...
Пообщайся ты с Богом в душе,
Он разумные мысли подскажет
И духовность возвысит в тебе.
При этом проявилась бы суть, и исчезли сами собой все перечисленные выше недостатки.
Мои впечатления от произведения на уровне 2-3-х баллов. То есть, уровень новичка. Итого в пользу автора 3 балла.
Не расстраивайтесь и не гневайтесь. Вы себе не помогли, поэтому такая оценка. Но потенциал есть. Советую не писать стихов из внутреннего побуждения что-нибудь написать. Старайтесь заранее оформить свои мысли, например, на бумаге в прозе. Подумайте насколько они связаны и логичны. Затем прикиньте, достойны ли мысли того, чтобы транслировать их читателю. То есть, есть ли в них свежая для читателей информация. Затем постарайтесь написать задуманное по возможности кратко и литературно.
Кстати, не воспринимайте похвалу от неважных, неопытных или начинающих авторов, как критерий истины. Равняйтесь по лучшим.
С уважением, Александр О.
____________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишите, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
____________________________________________
Автор так не думает. Бог - это Бог. Поэтому, автор предлагает в тяжелый момент, не изводить себя вопросами-допросами, а обратиться к Богу. Для верующего человека это очевидно.
По содержанию ясно, а в остальном... опять вспоминается произведение Лавренева.
"Главное в жизни Марюткиной – мечтание. Очень мечтать склонна и еще любит огрызком карандаша на любом бумажном клоке, где ни попадется, выводить косо клонящимися в падучей буквами стихи.
Это всему отряду известно. Как только приходили куда-нибудь в город, где была газета, выпрашивала Марютка в канцелярии лист бумаги.
Облизывая языком сохнущие от волнения губы, тщательно переписывала стихи, над каждым ставила заглавие, а внизу подпись: стих Марии Басовой.
Стихи были разные. О революции, о борьбе, о вождях. Между другими о Ленине.
Ленин герой наш пролетарский,
Поставим статуй твой на площаде.
Ты низвергнул дворец тот царский
И стал ногою на труде.
Несла стихи в редакцию. В редакции пялили глаза на тоненькую девушку в кожушке, с кавалерийским карабином, удивленно брали стихи, обещали прочитать.
Спокойно оглядев всех, Марютка уходила.
Заинтересованный секретарь редакции вчитывался в стихи. Плечи его подымались и начинали дрожать, рот расползался от несдерживаемого гогота. Собирались сотрудники, и секретарь, захлебываясь, читал стихи.
Сотрудники катались по подоконникам: мебели в редакции в те времена не было.
Марютка снова появлялась утром. Упорно глядя в дергающееся судорогами лицо секретаря немигающими зрачками, собирала листки и говорила нараспев:
– Значит, невозможно народовать? Необделанные? Уж я их из самой середки, ровно как топором, обрубаю, а все плохо. Ну, еще потрудюсь, ничего не поделаешь! И с чего это они такие трудные, рыбья холера? А?
И уходила, пожимая плечами, нахлобучив на лоб туркменскую свою папаху."