Рецензия «Рецензия на произведение автора Аделия «Творение стиха»»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 17
Читатели: 536 +1
Дата:

Рецензия на произведение автора Аделия «Творение стиха»

           Творение стиха
 
  Люблю перебирать слова, как бусы.
  В восторге от звучания иных
  Творений современных молодых,
  И древних, сохранивших предков вкусы.
   
  Слова к друг другу тянутся по смыслу.
  Изящности добиться не легко
  В строке, взлетевшей в небо высоко,
  Красой затмившей радуг коромысла.
   
  На музыку легко ложатся фразы,
  Мотив рождает песню на лету,
  Стиха являя миру красоту,
  Которую не видели ни разу.
   
  Творение стиха, как сборка пазла -
  Картину портит лишний элемент.
  Успеха добивается поэт,
  Когда идея в буквах не увязла.
 
            Анализ данного стихотворения представил для меня определённую трудность.
С одной стороны, в фонетическом смысле никаких особых замечаний нет, звукоряды производят естественное впечатление, рифмы достаточно «богаты», то есть при чтении не спотыкаешься на корявых выражениях. Есть, пожалуй, три замечания по синтаксису:
«В строке, взлетевшей в небо высоко,
Красой затмившей радуг коромысла» и более явное:
«Стиха являя миру красоту,
Которую не видели ни разу»  (в обоих случаях синтаксис утяжелён инверсиями), также избыточное, на мой взгляд, употребление подряд нескольких определений:
«иных
Творений современных молодых,
И древних, сохранивших предков вкусы».
            С другой стороны, стихи производят впечатление чего-то тяжёлого, неподвижного, я бы сказал, механистичного.
            Попробуем разобраться. «Перебирать слова, как бусы» в начале и «паззл» в финале, как мне кажется, противоречат заявленной теме: «Творение стиха». «Бусы» и «паззл» принадлежат к миру механическому, а «творение» - к миру органическому. Бывало в истории, что некоторые поэты начинали утверждать «механистический» принцип «сборки» стиха. Однако крупные деятели поэзии (Гумилёв, например, Маяковский) проповедовали  это недолго и, берусь утверждать, из некоторого кокетства; они не могли не понимать, что стихи «творятся», «растут», «всплывают в сознании» - что угодно, только не «собираются», как паззл, слова не нижутся бусинками на бусах. Я бы скорее сравнил слова в стихах с пельменями, всплывающими по мере готовности в кипящей воде. Это сравнение несколько рискованно своей приземлённостью, однако  «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда»… - написала когда-то Ахматова, которая, как и Гумилёв, и Маяковский, к счастью для себя даже и не ведала понятия «паззл». А в стихотворении описано как раз не «творение» стиха, не его «рост», а некая «сборка». Это главное замечание по содержанию стихотворения.
            Отражена эта «механистичность» и в форме. Всё стихотворение – в настоящем времени, оно неподвижно. Лермонтов тоже, в противовес Пушкину, у которого почти в каждом стихотворении просто изменением глагольных форм изображено течение времени, - Лермонтов, как правило, концентрировался на мгновении. Но это мгновение у него трагически противопоставлено вечности. В данном стихотворении есть попытка гармонизировать неподвижное абстрактное время в финале:  «Успеха добивается поэт,
Когда идея в буквах не увязла», но это именно попытка, потому что просто формулируется вполне банальное утверждение.
            Общая оценка – 7 баллов, потому что, несмотря на все приведённые замечания, проявлено стремление автора адекватно выразить поэтическую мысль. Автор действительно ищет.


 

Оценка произведения: 7

Реклама
Обсуждение
     13:31 30.06.2017 (1)
1
Здравствуйте, уважаемый Андрей, пишите еще рецензии. Очень интересно читать. Спасибо.
     13:39 30.06.2017
Вам спасибо за оценку.
Гость      14:52 27.06.2017 (1)
Комментарий удален
     14:57 27.06.2017
1
Ну, в общем, я в этом направлении и размышлял. И совершенно с Вами согласен. Если интересно, посмотрите мою книжку под простеньким таким названием "Что такое искусство?" Там есть рассуждения и по этому поводу.
Реклама