Творение стиха
Люблю перебирать слова, как бусы.
В восторге от звучания иных
Творений современных молодых,
И древних, сохранивших предков вкусы.
Слова к друг другу тянутся по смыслу.
Изящности добиться не легко
В строке, взлетевшей в небо высоко,
Красой затмившей радуг коромысла.
На музыку легко ложатся фразы,
Мотив рождает песню на лету,
Стиха являя миру красоту,
Которую не видели ни разу.
Творение стиха, как сборка пазла -
Картину портит лишний элемент.
Успеха добивается поэт,
Когда идея в буквах не увязла.
Анализ данного стихотворения представил для меня определённую трудность.
С одной стороны, в фонетическом смысле никаких особых замечаний нет, звукоряды производят естественное впечатление, рифмы достаточно «богаты», то есть при чтении не спотыкаешься на корявых выражениях. Есть, пожалуй, три замечания по синтаксису:
«В строке, взлетевшей в небо высоко,
Красой затмившей радуг коромысла» и более явное:
«Стиха являя миру красоту,
Которую не видели ни разу» (в обоих случаях синтаксис утяжелён инверсиями), также избыточное, на мой взгляд, употребление подряд нескольких определений:
«иных
Творений современных молодых,
И древних, сохранивших предков вкусы».
С другой стороны, стихи производят впечатление чего-то тяжёлого, неподвижного, я бы сказал, механистичного.
Попробуем разобраться. «Перебирать слова, как бусы» в начале и «паззл» в финале, как мне кажется, противоречат заявленной теме: «Творение стиха». «Бусы» и «паззл» принадлежат к миру механическому, а «творение» - к миру органическому. Бывало в истории, что некоторые поэты начинали утверждать «механистический» принцип «сборки» стиха. Однако крупные деятели поэзии (Гумилёв, например, Маяковский) проповедовали это недолго и, берусь утверждать, из некоторого кокетства; они не могли не понимать, что стихи «творятся», «растут», «всплывают в сознании» - что угодно, только не «собираются», как паззл, слова не нижутся бусинками на бусах. Я бы скорее сравнил слова в стихах с пельменями, всплывающими по мере готовности в кипящей воде. Это сравнение несколько рискованно своей приземлённостью, однако «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда»… - написала когда-то Ахматова, которая, как и Гумилёв, и Маяковский, к счастью для себя даже и не ведала понятия «паззл». А в стихотворении описано как раз не «творение» стиха, не его «рост», а некая «сборка». Это главное замечание по содержанию стихотворения.
Отражена эта «механистичность» и в форме. Всё стихотворение – в настоящем времени, оно неподвижно. Лермонтов тоже, в противовес Пушкину, у которого почти в каждом стихотворении просто изменением глагольных форм изображено течение времени, - Лермонтов, как правило, концентрировался на мгновении. Но это мгновение у него трагически противопоставлено вечности. В данном стихотворении есть попытка гармонизировать неподвижное абстрактное время в финале: «Успеха добивается поэт,
Когда идея в буквах не увязла», но это именно попытка, потому что просто формулируется вполне банальное утверждение.
Общая оценка – 7 баллов, потому что, несмотря на все приведённые замечания, проявлено стремление автора адекватно выразить поэтическую мысль. Автор действительно ищет.
| Помогли сайту Реклама Праздники |