Рецензия «Рецензия на стихотворение автора Лимпапо "И вот сентябрь..."»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: И ВОТ СЕНТЯБРЬ...
Оценка: 4.8
Баллы: 11
Читатели: 592 +1
Дата:

Рецензия на стихотворение автора Лимпапо "И вот сентябрь..."

Любая рецензия – это субъективное восприятие чужого стихотворения. Поэтому прошу автора и читателей простить меня, если что не так.
Есть разные системы критериев, более простые и краткие, как правило, используются при оценке конкурсных стихов, когда на тщательный кропотливый разбор не остается времени, ибо конкурсантов обычно бывает много. В данном случае я выберу более развернутую схему разбора и анализа, поскольку просьба автора данного стихотворения стала первой после моей заметки о заказах на рецензии. 

1. Стихотворение называется «И ВОТ СЕНТЯБРЬ...». Его название выделено заглавными буквами. Вопрос, конечно, есть. С какой целью? Но пойдем дальше. Стихотворение современное, опубликовано на сайте 23 сентября текущего года, никаких сведений об истории его создания нет, как и посвящения кому-либо – тоже. 

2. Тематика произведения определила его отнесение к жанру пейзажной лирики и здесь никаких возражений нет. Во всех строчках стихотворения рассматривается именно выбранная тематика. Повествование о начале сентября ведётся от третьего лица спокойно, умело, на хорошем колоритном русском языке. Однако весьма спорно, на мой взгляд, что описываемое состояние характерно только для сентября. 

3. В стихотворении, где главным мотивом является созерцание состояния природы, особых проблем нет. Тем не менее, в финале автор пытается сопоставить эту гармонию в одном из уголков природы с тем, что наблюдается на Земле в целом. И вот здесь финальный вывод вновь отводит нас к дате написания стихотворения. Сентябрь. 2016 г. Военные действия в Сирии, в Ираке. Затянувшаяся проблема несогласия в Украине. Роль России в мире. 

4. Идея стихотворения, на мой взгляд, и состоит в том, чтобы показать это противоречие, и само описание природы только предваряет реализацию главной линии в финале. Автор делает это легко, без излишнего пафоса. 

5. Хотя повествование и ведется от третьего лица, и главный лирический герой как бы за кадром, но он есть, вдумчивый, пытливый и неравнодушный ко всему происходящему. 

6. Немного о стихосложении. Ритм, размер, рифмы, фабула, динамика – все здесь на хорошем уровне. Использованы разные тропы: лексические художественно-выразительные средства в виде смелых эпитетов и метафор (крикливые гуси, бедолога-горностай, злючки мухи, вредные нахалюги, изящная лосиха). 

7. Не могу сказать, какое место данное стихотворение занимает в творчестве автора, поскольку читала не все его произведения, но уже по одному этому стихотворению видно, что автор имеет свой стиль и собственный взгляд на происходящее. Ему доступны средства поэтического искусства 

8. Может ли его стихотворение претендовать на особое место в русской поэзии? Думаю, что пока нет. Ибо сетевых авторов, пишущих на уровне автора рецензируемого стихотворения, достаточно много, кто из них будет признан, никто не знает. Вряд ли я смогу ответить на эти вопросы. 

Теперь о замечаниях к технике стихосложения. Пройдемся по тексту: 

И вот сентябрь… По солнечной дорожке (11) 
пришёл, стесняясь, с утренним лучом, (10) 
сверкнувшим над заброшенной сторожкой, (11) 
уснувшей под зелёным кедрачом.(10) 


Стихотворение написано пятистопным ямбом; каждая его строфа состоит из четырёх стихов с перекрёстными рифмами. 

К первой строчке  первой строфы небольшое замечание:  «и вот», читается слитно, как « ИВОТ». Что за зверь этот сентябрь? Задумаемся и  улыбнёмся.
 
Во второй – сомнение вызывает слово «стесняясь».  Одушевление неодушевленного  – литературный прием, но тогда его нужно провести по всему стихотворению и выписать  полный портрет сентября (стеснительный, застенчивый, тихий, ласковый и прочее).

Далее, вторая строфа: 

Рассвет в тайге… Гусей крикливых стая, 
спикировав на озерцо с небес, 
спугнула бедолагу горностая, 
и он в подлеске без следа исчез… 


В качестве придирки к первой строке : инверсия  - «гусей крикливых».  Допустимо в поэзии, но лучше бы не нарушать порядок слов в предложении.
 
Третья строфа: 

Молчание в природе. Тихо-тихо… 
Ни писка комаров, ни звона мух. 
Идёт, виляя задом, барсучиха, 
распространяя барсучиный дух. 


«Звон мух»? Может жужжанье? 
«Барсучиный дух» - во-первых, рядом однокоренные слова, во-вторых, эпитет «барсучиная» у меня вызвал некоторые сомнения, хотя в обиходной речи он есть. Но в двух авторитетных орфографических словарях Лопатина и Розенталя его нет даже с пометкой "просторечие": зато есть "барсучий" и даже "барсуковый".
 
Четвертая строфа: 

Проник чрез облака небесный лучик 
и осветил собой прибрежный луг, 
и разбудил два роя мошек-злючек, 
непобедимых вредных нахалюг. 


Нехарактерное для современного стиля слово «чрез», лишнее слово «собой», «два роя» - кто считал сколько именно? 

И наконец, финальная строфа: 

Могучий лось с изящною лосихой 
на водопой, шурша травой, пришли. 
И не случилось в этом месте лиха… 
Вот так бы и в других краях Земли… 


«Шурша муаром по тротуарам» 

Шурша сухой травой – было бы более понятно. 


Подведем итог и оценим представленное на рецензию стихотворение.
1. Соответствие теме.
1 балл, так как не все описание можно отнести только к сентябрю.
2. Техника стихосложения. 
Ритм - 1 балл, нет явных сбоев.
Рифмы – тоже 1 балл.
Стихотворный размер выдержан точно.
Фабула, динамика – всё хорошо.
Однако автор, на мой взгляд, мог бы уплотнить текст стихотворения, подобрав более точные слова, вписывающиеся в выбранный размер стихотворения.
Всего 2 балла за техничность.
3. Художественные образы. 
На высоте. 2 балла:
4. Поэзия. 
Сложно оценить, но  произведение цельное, логичное, оставляющее хорошее чувство после прочтения.
2 балла.
5. Фонетика. 
Сниму 0,5 балла за слияние «ИВОТ», т.е. - 1,5 балла.
Таким образом,  стихотворение оценено на 8,5 баллов, округляем в пользу автора, получается 9 баллов.
Надеюсь, что автор не обидится и  успехов Вам, Юрий, в шлифовании  Вашего несомненного  поэтического дарования!

Оценка произведения: 9

Реклама
Обсуждение
     16:01 06.11.2016 (1)
1
Благодарю вас, Лилия, за тщательный и придирчивый разбор моего нехитрого опуса. Все хорошо. Только вот военные действия в Сирии, нерешаемые проблемы политического свойства в других краях Земли к этому пейзажу не имеют никакого отношения. Да и никакого места в русской поэзии я никогда не искал и не ищу. Пишу исключительно для собственного развлечения.
А слово "барсучиный", к сожалению, изобрел не я.))) Например, в степях среднего Енисея есть местечко Барсучиный Лог, где обнаружены свидетельства древней карасукской культуры. Но это так, к слову.
Ещё раз благодарю вас за прочтение и профессиональный разбор стихотворения. Мне, графоману, было очень приятно получить высокую оценку.
     16:14 06.11.2016 (1)
1
Вы знаете, Юра, я во всем и везде ищу глубинные смыслы. И пусть моя фантазия  Вас не шокирует. Было очень приятно Вас читать. 
     16:39 06.11.2016 (2)
Согласитесь, Лилия, что слово барсучиный более благозвучное, чем барсучий.
     16:52 07.11.2016 (1)
А те, кто не знает про существование местечка Барсучиный Лог, воспринимают "барсучиный" в контексте стиха как эпитет. Понятно конечно, что автор написал именно так по какой-то своей причине, а не по ошибке... Но все-таки, со стороны читателя сразу бросается в глаза орфографическое несоответствие.
     18:09 07.11.2016 (1)
1
Спасибо, Стелла, что обратили внимание на орфографическое несоответствие. И все-таки я считаю, что не так уж и велика эта ошибка, по крайней мере мере у нас в обиходной речи используются оба варианта, во-вторых, слово барсучиный мне самому нравится гораздо больше, чем барсучий, и в третьих, из всех читателей только вы с Лилией обратили внимание. И в четвёртых, язык - это же подвижный инструмент общения? Я верю, что настанет время и этот орфографический нонсенс получит право на место в словарях. Только бы дожить...
     18:21 07.11.2016 (1)
Да и я, честно сказать, обратила внимание только благодаря рецензии Лилии - настолько невнимательно мы читаем чужие стихи...
     18:40 07.11.2016 (1)
Ну вот, а вы написали, что сразу бросается в глаза со стороны читателя...)))
     18:47 07.11.2016 (1)
ага, понимаю, ответная ловля на слове...
     18:52 07.11.2016
1
Я, вообще-то, пошутил. Извините.
Сначала у меня было "распространяя свой барсучий дух", но мне не понравилось и я решил заменить на "барсучиный". Не думал, честно сказать, что это станет предметом дискуссии. Но я даже рад.
     16:42 06.11.2016 (1)
1
Соглашусь. Автору всегда виднее.  И он знает, о чём он говорит. Но критик не имеет права пройти мимо того, что увидел. И это все субъективно.
     16:48 06.11.2016 (1)
Как раз критик-то и должен стремиться к об'ективности.))) Но я не в претензии.
     12:14 08.11.2016 (2)
Интересно, что автор " не в претензии". А "Баба-Яга - против"!
Рассвет в тайге… Гусей крикливых стая, 
спикировав на озерцо с небес, 
спугнула бедолагу горностая, 
и он в подлеске без следа исчез… 


"В качестве придирки к первой строке : инверсия  - «гусей крикливых».  Допустимо в поэзии, но лучше бы не нарушать порядок слов в предложении."-СЛОВА РЕЦЕНЗЕНТА.
И правда- придирка. Я и особой инверсии-то здесь не вижу. И  не "допустимо в поэзии", а необходимо. Инверсия присутствует в стихах Лермонтова многих классиков и современных поэтов, а великий Пушкин вообще считал инверсию одним из самых необходимых стилистических приёмов. "Инверсия необходима для благозвучности строк и удачной рифмы".
"Люблю я пышное природы увяданье" - в стихотворении "Осень".
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
 - в "Евгении Онегине"

"Нехарактерное для современного стиля слово «чрез" - это лексика старого стиля..Вполне допустимо.
"Звон мух", "барсучиный", "шурша травой" - это-то чем не нравится? такие слова и словосочетания только украшают стих, а уж трава - она и влажная шуршит.

Если уж "по полочкам " разбирать стих, то тут единственная нестыковка: 
Молчание в природе. Тихо-тихо… 
Ни писка комаров, ни звона мух. 

И тут же -
Гусей крикливых стая, 
спикировав на озерцо с небес, 

и 
Могучий лось с изящною лосихой 
на водопой, шурша травой, пришли. 

Гуси кричали и наверняка ещё долго не могли на озерце успокоиться. Два могучих лесных великана не только, наверное, травой пошуршали, а и веток немало сломали, нарушив тишину. Это нужно было бы указать, что тишина была нарушена.

И вот здесь:
И вот сентябрь… По солнечной дорожке (11) 
пришёл, стесняясь, с утренним лучом, (10) 
сверкнувшим над заброшенной сторожкой, (11) 
уснувшей под зелёным кедрачом.(10) 

много деепричастных оборотов в одном четвертаке- стесняясь, сверкнувшим, уснувшей...

Стихотворение замечательное...
     13:22 08.11.2016
Спасибо вам, уважаемая Татьяна, за прочтение и мнение. Никакой я не поэт. Пишу быстро, почти никогда не правлю и не шлифую. Как получилось, так и получилось. Единственное, с чем позволю себе с вами не согласиться, это с вашим мнением о том, что не такая уж тишина царит этим утром в природе. Гуси кричат, лоси шуршат, мухи звенят. Гуси немного покричали, сели на воду и замолчали. Шорох травы почти не слышен, звон мух тоже. Надо прислушаться до боли в ушах и в полной окружающей тишине, чтобы услышать эти присущие лесу звуки... Да и контраст, на мой взгляд, должен только подчеркнуть тишину. А деепричастные обороты... Это моя слабость. Люблю я их...)))
     12:44 08.11.2016 (1)
Стихи и правда хорошие! Плохих то мне никто и не предлагал ещё.
     22:01 08.11.2016
А давайте я вам плохие предложу?
Реклама