Любая рецензия – это субъективное восприятие чужого стихотворения. Поэтому прошу автора и читателей простить меня, если что не так.
Есть разные системы критериев, более простые и краткие, как правило, используются при оценке конкурсных стихов, когда на тщательный кропотливый разбор не остается времени, ибо конкурсантов обычно бывает много. В данном случае я выберу более развернутую схему разбора и анализа, поскольку просьба автора данного стихотворения стала первой после моей заметки о заказах на рецензии.
1. Стихотворение называется «И ВОТ СЕНТЯБРЬ...». Его название выделено заглавными буквами. Вопрос, конечно, есть. С какой целью? Но пойдем дальше. Стихотворение современное, опубликовано на сайте 23 сентября текущего года, никаких сведений об истории его создания нет, как и посвящения кому-либо – тоже.
2. Тематика произведения определила его отнесение к жанру пейзажной лирики и здесь никаких возражений нет. Во всех строчках стихотворения рассматривается именно выбранная тематика. Повествование о начале сентября ведётся от третьего лица спокойно, умело, на хорошем колоритном русском языке. Однако весьма спорно, на мой взгляд, что описываемое состояние характерно только для сентября.
3. В стихотворении, где главным мотивом является созерцание состояния природы, особых проблем нет. Тем не менее, в финале автор пытается сопоставить эту гармонию в одном из уголков природы с тем, что наблюдается на Земле в целом. И вот здесь финальный вывод вновь отводит нас к дате написания стихотворения. Сентябрь. 2016 г. Военные действия в Сирии, в Ираке. Затянувшаяся проблема несогласия в Украине. Роль России в мире.
4. Идея стихотворения, на мой взгляд, и состоит в том, чтобы показать это противоречие, и само описание природы только предваряет реализацию главной линии в финале. Автор делает это легко, без излишнего пафоса.
5. Хотя повествование и ведется от третьего лица, и главный лирический герой как бы за кадром, но он есть, вдумчивый, пытливый и неравнодушный ко всему происходящему.
6. Немного о стихосложении. Ритм, размер, рифмы, фабула, динамика – все здесь на хорошем уровне. Использованы разные тропы: лексические художественно-выразительные средства в виде смелых эпитетов и метафор (крикливые гуси, бедолога-горностай, злючки мухи, вредные нахалюги, изящная лосиха).
7. Не могу сказать, какое место данное стихотворение занимает в творчестве автора, поскольку читала не все его произведения, но уже по одному этому стихотворению видно, что автор имеет свой стиль и собственный взгляд на происходящее. Ему доступны средства поэтического искусства
8. Может ли его стихотворение претендовать на особое место в русской поэзии? Думаю, что пока нет. Ибо сетевых авторов, пишущих на уровне автора рецензируемого стихотворения, достаточно много, кто из них будет признан, никто не знает. Вряд ли я смогу ответить на эти вопросы.
Теперь о замечаниях к технике стихосложения. Пройдемся по тексту:
И вот сентябрь… По солнечной дорожке (11)
пришёл, стесняясь, с утренним лучом, (10)
сверкнувшим над заброшенной сторожкой, (11)
уснувшей под зелёным кедрачом.(10)
Стихотворение написано пятистопным ямбом; каждая его строфа состоит из четырёх стихов с перекрёстными рифмами.
К первой строчке первой строфы небольшое замечание: «и вот», читается слитно, как « ИВОТ». Что за зверь этот сентябрь? Задумаемся и улыбнёмся.
Во второй – сомнение вызывает слово «стесняясь». Одушевление неодушевленного – литературный прием, но тогда его нужно провести по всему стихотворению и выписать полный портрет сентября (стеснительный, застенчивый, тихий, ласковый и прочее).
Далее, вторая строфа:
Рассвет в тайге… Гусей крикливых стая,
спикировав на озерцо с небес,
спугнула бедолагу горностая,
и он в подлеске без следа исчез…
В качестве придирки к первой строке : инверсия - «гусей крикливых». Допустимо в поэзии, но лучше бы не нарушать порядок слов в предложении.
Третья строфа:
Молчание в природе. Тихо-тихо…
Ни писка комаров, ни звона мух.
Идёт, виляя задом, барсучиха,
распространяя барсучиный дух.
«Звон мух»? Может жужжанье?
«Барсучиный дух» - во-первых, рядом однокоренные слова, во-вторых, эпитет «барсучиная» у меня вызвал некоторые сомнения, хотя в обиходной речи он есть. Но в двух авторитетных орфографических словарях Лопатина и Розенталя его нет даже с пометкой "просторечие": зато есть "барсучий" и даже "барсуковый".
Четвертая строфа:
Проник чрез облака небесный лучик
и осветил собой прибрежный луг,
и разбудил два роя мошек-злючек,
непобедимых вредных нахалюг.
Нехарактерное для современного стиля слово «чрез», лишнее слово «собой», «два роя» - кто считал сколько именно?
И наконец, финальная строфа:
Могучий лось с изящною лосихой
на водопой, шурша травой, пришли.
И не случилось в этом месте лиха…
Вот так бы и в других краях Земли…
«Шурша муаром по тротуарам»
Шурша сухой травой – было бы более понятно.
Подведем итог и оценим представленное на рецензию стихотворение.
1. Соответствие теме.
1 балл, так как не все описание можно отнести только к сентябрю.
2. Техника стихосложения.
Ритм - 1 балл, нет явных сбоев.
Рифмы – тоже 1 балл.
Стихотворный размер выдержан точно.
Фабула, динамика – всё хорошо.
Однако автор, на мой взгляд, мог бы уплотнить текст стихотворения, подобрав более точные слова, вписывающиеся в выбранный размер стихотворения.
Всего 2 балла за техничность.
3. Художественные образы.
На высоте. 2 балла:
4. Поэзия.
Сложно оценить, но произведение цельное, логичное, оставляющее хорошее чувство после прочтения.
2 балла.
5. Фонетика.
Сниму 0,5 балла за слияние «ИВОТ», т.е. - 1,5 балла.
Таким образом, стихотворение оценено на 8,5 баллов, округляем в пользу автора, получается 9 баллов.
Надеюсь, что автор не обидится и успехов Вам, Юрий, в шлифовании Вашего несомненного поэтического дарования!
| Помогли сайту Реклама Праздники |
А слово "барсучиный", к сожалению, изобрел не я.))) Например, в степях среднего Енисея есть местечко Барсучиный Лог, где обнаружены свидетельства древней карасукской культуры. Но это так, к слову.
Ещё раз благодарю вас за прочтение и профессиональный разбор стихотворения. Мне, графоману, было очень приятно получить высокую оценку.