Рецензия Увядание жизни на рассказ Ляман Багировой "Комната с видом на горы"
«Стоял конец октября. Если можно было бы собрать все золото мира и набросить его звенящим плащом на деревья, горы, лохматые и низкие облака, то оно не передало и сотой доли того богатства, что окружало маленький домик отдыха. Все оттенки желтого – от густой камеди, до нежного цвета свежесбитого масла соперничали друг с другом, и все же складывались в роскошную картину осени в горах. Но в роскоши этой, нет-нет, да и протягивалась черная ниточка гнильцы. Словно по Пушкину: «так бури осени холодной в болото обращают луг и обнажают лес вокруг».
Я начала рецензию на превосходный рассказ Ляман Багировой именно с этого, замечательно схваченного и мастерски переданного нам автором пейзажа, потому что горы по замыслу писателя являются и естественной и аллегорической преградой, отделяющих героев повествования от мира, наполненного полноценной жизнью. Один из любимых писателей Л.Багировой – К. Паустовский. И вполне, естественно, что в ее творчестве есть тонкое отзвук творчества волшебника слова и певца природы.
Рассказ является несомненной удачей автора, сумевшего поставить перед читателем важнейшие социально-психологические вопросы. Образы главных героев и других персонажей рассказа написаны кистью мастера, их портреты узнаваемы. Автору удалось раскрыть характеры героев и, передать настроения и заставить читателя задуматься над .
В центре рассказа образ девушки – Маши случайно, после жизненных передряг устроившейся на работу в дом отдыха. Расставание с любимым мужчиной, отсутствие постоянного заработка привели её в этот тихий, райский уголок. И работа несложная, и контингент отдыхающих невелик, но что-то тяготит девушку и в конце рассказа она увольняется без объяснений и уезжает, вслед за покинувшими дом отдыха отдыхающими.
Чтобы понять причину такого решения героини, следует обратиться к образу, являющемуся, на мой взгляд, центральным. Это уединённый в горах дом отдыха, место покоя. Почему-то, читая описание дома, я вспомнила «Мастера и Маргариту». Герои романа за страдания в жизни удостоились покоя, как и старики - актёры, поселившиеся в доме с видом на картину великолепного умирания природы. Будущего больше нет, и благостный покой выглядит, как генеральная репетиция « жизни вечной». Здесь ещё живут воспоминания, они как бутылка прекрасного фалернского вина разогревает остывающую кровь и возвращает туда, где актёры, полные энергии и таланта создают на сцене образы разных героев, живут их страстями. Им рукоплещут поклонники и сами они сжигают себя любовными страстями. Они привычно капризничают, отпускают старомодные комплименты,, восторгаются мелочами, будто получили от поклонника цветы, или брошь в подарок. Глядя на мир покоя, старая балерина Римма убеждает Машу покинуть это место. Она знает, как быстротечна жизнь и приводит слова испанского поэта Гонгоры: «Любите, пока вас любят, пока вас время голубит. Все прахом пойдет под старость, что в молодости не растратишь. Оглянешься, а уж поздно – судьбу за уздцы не схватишь».
Жизнь актёра коротка, часто трагична: не все, или не те роли сыграны, актёр отдал часть своей души, оживляя образы литературных героев, но постарел, ему не предлагают ролей, и жизнь его закончилась в массовке, дальше жалкая пенсия. Как говорил известный советский актёр А.Ф. Милляр: «Актёр – кладбище несыгранных ролей!» У балерин и того быстрее, наступают на пятки талантливые и прыгучие семнадцатилетние, а зритель больше не хочет видеть своих прежних кумиров.
Именно для того, чтобы подчеркнуть проблему увядания жизни человека, автор и привозит в дом отдыха не шахтёров, к примеру, а актёров. Человек угасает оттого, что более не востребован и ему мало одного комфорта. Старая балерина не сопереживает Маше, она гонит её прочь от стены, отгораживающий мир из «царства полутеней» Маша всё поняла, как и мы с вами. Стихотворение Льва Озерова «Старые актрисы фактически завершает повествование, мы представляем сидящих в станционном буфете Лялю и Римма , а мимо мчатся поезда в направлении рассвета. в одном из них Маша
«Две старые актрисы
Вглядываются в темень.
- Который час?— спрашивает первая.
- Уже поздно!— отвечает вторая».
Оценка произведения: 10 |