Рецензия Кузнечик дорогой на рассказ Ляман Багировой
Во всех отношениях замечательный рассказ Ляман Багировой «Кузнечик дорогой» повествует о судьбах одной женщины и одного мужчины – Вилены и Дарова, которые встретились , однажды, и разошлись. А мало ли таких случаев в жизни мы с вами знаем? Но. в рассказе есть нечто , заставляющее усомниться в простоте истории, потому, что слишком непроста героиня рассказа.
Автору удалось создать образ женщины, на которую многие наши современницы хотели бы походить. Она самодостаточная, умная, очень привлекательная, с шармом и ореолом некоторой тайны, при этом, легко живёт, не будучи никому и ничем обязанной. От цветка к цветку - настоящая стрекоза или кузнечик. «Что же плохого в этом образе?» - подумают они, дочитав рассказ до конца, - «мало ли людей мы встречаем на своём жизненном пути, нужно ли помнить о них и задумываться о следе, который мы оставили в их судьбах. Закрыл одну дверь, открыл другую».
Вилена – человек абсолютно уверенный в себе, настолько, что ей не нужно прилагать усилий, чтобы быть замеченной, достаточно небольшого штришка в поведении или поступке, чтобы все поняли – кто хозяйка положения. Она понимала, чем можно взять интеллектуала и красавца Дарова (даром взяла, без усилий). Позже, также легко, обрела статус замужней женщины, когда захотела, стала матерью. Она удивительно цельная натура. Ничто н никто не может вывести Вилену из душевного согласия с самой собой, Её внутренний мир цепок и холоден, не уступая ни в чём миру окружающему. Напротив, окружающий мир и люди в нём должны подстраиваться под потребности и желания Вилены и быть благодарными за её снисхождение. Она могла бы стать актрисой, преподавателем, да кем угодно, но везде существует конкуренция и нужно каждый день доказывать, что ты чем-то лучше других. Зачем? Она самая лучшая, все усвоили это , видимо со времён ученичества, и слава идёт впереди девушки. Возможно, её поведение заслуживает уважения потому, что предоставляет возможность толкаться локтями и идти по головам другим? Она выше этой возни.
Каковы же цели нашей героини? Они просты. Помните меткую характеристику, данную Вилем Липатова в повести « И это всё о нём» одной героине « она пасётся». Наш очень дорогой кузнечик тоже пасётся, употребляя только достойное и полезное на наших общественных полях. И ничего взамен. Никому и ничем кузнечик не обязан. Стихотворение, которое читает на экзамене Вилена, автор настолько точно ввёл в канву рассказа, что оно стало ключом к пониманию всей истории.
«Что видишь, всё твоё; везде в своём дому;
Не просишь ни о чём, не должен никому».
А каково место Дарова в рассказе? Этот персонаж появляется на экзамене, где был восхищён неординарным выбором своей студентки, Вилена нашла средство удовлетворения амбиций – лучшего из окружающих её мужчин. Казалось бы, взрослый мужчина, а в цепкие лапки кузнечика угодил. Он переносит и личные и литературные представления о женском идеале на дорогого кузнечика и впускает его в своё сознание. А тот превращается в холодного расчётливого и безжалостного монстра, разлучившего мужа с женой, отца с детьми, и убившего самого Дарова. Самый страшный эпизод рассказа –« лёгкое» расставание любовников. А Даров – то был и умён, и красив, и уважаем, и любим, и семьянин. Всё у него было по-людски, пока не появился кузнечик
Не будем ужасаться страшной монстром, Вилена – тип современной европейской женщины – свободной, лишённой комплексов. Во главу всего поставлено её право - потреблять без ограничений, в том числе, и нравственных. Никаких семейных ценностей ей не привито. (родители разведены, живёт у двоюродной тёти, потом с Даровым, который оказался «не в счёт». У неё нет привычки - любить родных и близких, дружить Люди существуют для такой женщины, как средство достижения желаемого, от них, после истечения срока годности , можно избавиться, как от старой кофемолки.
Автору рассказа Виленя представляется чужеродным элементом в нашей жизни, так как сам автор живет в иной системе ценностей, где семейные отношения любви, тепла, ответственности крепки.
Но идеологи общества потребления уверены, что индивиды, наделённые свободой воли, должны выбирать не только материальные ценности, но и духовные, либо отказаться от них.
На мой взгляд, автор подводит нас к пониманию – духовного кризиса, переживаемого обществом: выхолащиваются и вытесняются мужские и женские сущности человека, и эти процессы протекают на наших глазах, мы сами , порой, чем-то походим на героев рассказа.
Завершая повествование, автор, негативно воспринимающий подобное отношение к жизни, констатирует: «Таков удел». Удел, или доля не случайно употребляется и в значении судьбы, и в значении части чего-то. потому, что судьба каждого человека – доля общей судьбы народа , общества.
Оценка произведения: 10 |