Рецензия «Надежда - компас земной. (Рецензия на рассказ Евгении Евтушенко " Портрет на холсте"»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 18
Читатели: 793 +2
Дата:

Надежда - компас земной. (Рецензия на рассказ Евгении Евтушенко " Портрет на холсте"

Есть замечательная, сейчас почти забытая поэма Симонова "Пять страниц". История жизни, упоительное начало отношений и разлад в конце.Болезненный.
И пронзительное наблюдение в поэме:

Вот и гости пришли. Мы особенно шумно галдели,
Нашу утлую мебель поставив в два счёта вверх дном,
Мы старались шуметь, чтоб не думать о собственном деле,
Мы старались не думать - и думали всё об одном.
Что впервые в гостях мы себе облегченья искали,
Что своими руками мы счастье своё отдаём.
Чем тоскливее было, тем дольше гостей не пускали.
Наконец, отпустили и снова остались вдвоём...

Там начало конца, где желая остаться глухими,
В первый раз своё горе заткнули мы криком чужим.


Евгения, на мой взгляд, деталь, когда молодожены моют посуду, бессознательно оттягивая близость, говорит о многом.
Не было счастья в отношениях героев, была молодая пена, а под ней пустота. Да пены было немного.
Знаете, как писала Марина Цветаева: "Не суждено, чтобы сильный с сильным соединились бы в мире сем"
Героиня ваша Лиза - сильная. Это она только кажется простушкой-хохотушкой. На самом деле, у нее есть ум, сердце, воля, характер и интересы в жизни.
Но в любви, это известно - один любит, а другой позволяет себя любить. Это всегда так.
Если людей устраивает такое положение дел, то они могут прожить долго и счастливо. Помните рассказ Мопассана "Счастье", где девушка из богатой знатной семьи бежала с молодым красивым корнетом, крестьянином, сама стала крестьянкой, разделила с ним все тяготы тяжелой деревенской жизни, но ни разу не пожалела о своем выборе. Она любила своего мужа и полностью растворилась в нем.
Но, может, это всего лишь новелла.
В жизни, это трудно, особенно если люди интеллектуально развитые, с собственным мнением и интересами.
В самом деле, когда Катарина говорит Петруччио, что на небе светят звезды при ясном солнце, только потому что так хочет муж, то это всего лишь комедия Шекспира. Искусство условно.
А вот в жизни это тяжело. И самое страшное, что такие любящие, полностью растворившиеся в любимых мужьях жены очень быстро прискучивают. А зачем? Ведь мужья, на самом деле любившие и любящие только себя, уверены, что жена как зубная щетка, где положил, там и должна лежать и быть счастлива лишь тем, что ее два раза в день возьмут в руки, чтобы почистить зубы.
Евгения, как же плохо, когда люди не умеют радоваться друг другу, видят рядом с собой не человека, а только средство для комфорта и достижения своих целей.

Особо мне хочется отметить роль деталей в этой "маленькой повести",как назвала это произведение автор. О детали с мытьем посуды, среди неприятных запахов, я уже говорила. Примечательно сравнение Максима с мыльным пузырем. Да, радужный, да радующий блеском и цветом, но ведь... пузырь. А нутро мелочное, эгоистичное, завистливое. Как он завидует коллегам, которые попали в Москву. Да, работает над собой, повышает профессиональный уровень,но ведь все и всех подчинил своей идее-фикс. Подчинил настолько, что уже не в состоянии оценить порыв жены, дарящей ему картину, и лишь недовольно высказывает: "На картину деньги есть, а мне на книжку - нет.
Да, картина у Лизы - это прихоть, но ведь и книжка у Максима - тоже прихоть.  Но, очевидно, должны выполняться только его прихоти.

Вначале Лиза - хохотушка с непокорными упругими кудряшками. "Лиза  была  маленькой, кругленькой хохотушкой, с кудрявыми непокорными  темными волосами."
Затем, когда жизнь дает трещину и разлад неминуем - "Потеряли  упругость прежде  непокорные кудри. Жалкими неприбранными прядками свисали  они  вдоль лица."
И потом, когда в героине вновь просыпается интерес к жизни - "вновь вились упрямые кудри."
Эта градация очень тонкая и многозначительная. Кудрявые волосы делают человека моложе и веселее, прямые или слегка волнистые - элегантнее и сдержаннее.
Когда  они у нее висят просто неприбранными прядками, не уложенными - это говорит об очень глубокой душевной драме молодой женщины. Когда женщине уже не хочется ухаживать за собой, значит она сильно подавлена.
И как знать, может быть недаром автор проводит параллель с пациенткой Лизы, женой художника.  Как зеркальное, едва заметное, но все же напоминание о том, что могло бы случиться и с самой Лизой, если бы она не впустила в свою жизнь...Жизнь.

Я уже не раз отмечала, и сейчас подчеркну, Евгения, самое ценное в ваших произведениях - надежда. Вы даете ее как лучик своим героям.
Хочется, чтобы у вашей героини Лизы, у всех ваших героинь, которым солнце улыбнулось из-за туч, все сложилось хорошо. Чтобы судьба, дав им хлебушек счастья в руки, не отнимала бы его потом.
Жаль, что такое редко бывает в жизни. Что многие из боязни, лени, страха проходят мимо тех, кто мог бы стать счастливой судьбой.
Это неправда, что счастье само тебя находит. Такое бывает исключительно редко и называется чудом. Фортуна - дама хозяйственная, по гостям ходит редко, все больше к себе зовет, если кто понравится.
В случае с вашими героями, Фортуна позвала их к себе в гости.

Спасибо, вам, Евгения, за ТИХОЕ ТЕПЛО вашего творчества. По нынешним временам, это много значит.

Оценка произведения: 10

Реклама
Обсуждение
     21:19 01.11.2015 (1)
Уважаемая Ляман!  В который   раз  убеждаюсь в глубине вашего проникновения в суть произведения.  Да, мне действительно  хотелось показать, как непросто складываются человеческие взаимоотношения.  Героиня, увлекшись внешним блеском Максима, тем фальшивым блеском, который  Вы удачно назвали "пеной",  быстро убеждается в том, что рядом с ней холод и   пустота чувств. Мыльный пузырь, сверкнув радугой, лопнул.  Такое в жизни случается нередко. Но я убеждена -  хороших людей  судьба выводит  на верный путь. Фортуна может позвать к себе в гости, и подает нам к этому свои сигналы. Надо только заметить их,   и  следовать тому, что предначертано. Вот и у моей героини  первым сигналом была встреча с поразившей ее картиной, неожиданно подчеркнувшая, как ей  холодно  и зябко с ее мужем   И не случайны потом и ее возникший интерес к живописи, и встреча с художником, и вспыхнувшее взаимное тяготение их к друг другу.  Возвращение художнику  любимой картины, их встреча,  тепло  их  любви - звенья одной цепи, которая в руках той же Судьбы. Думаю, что это не искусственно выстроенная схема. Такова жизнь. Я оптимист. Счастье обычно приходит к тому, кто умеет ждать.
Еще раз спасибо. Мир и счастье Вашей душе.  
     21:58 01.11.2015 (1)
Да, Евгения. "Добрый человек и в неясном своем стремлении всегда Имеет сознание прямого пути".
Этот афоризм Гете можно отнести к вашим героям. Проплутав по жизни, ошибаясь и страдая, они все же вышли на прямую дорогу, ведущую их друг к другу."
     22:51 01.11.2015
Ляман!   Я согласна  с вами " Искусство условно." В жизни все  тяжелее,сложнее, и Фортуна не всегда добра к нам...
Реклама