Думаю, что стихотворение («Я никто…», лирика, автор Сергей Сиднев) предоставлено на рецензирование с некоторой долей юмора, однако заказ есть и, стало быть…
Разделяю ту точку зрения, что не каждому нынче (в век всеобщей грамотности или, что, наверное, вернее, дремучей безграмотности) даются стихи, особенно, когда «от сохи». Тут сразу всплывает строка, написанная в начале прошлого века: землю попашем, попишем стихи.
Мне импонирует авторская самокритика, не может не нравиться трезвый взгляд на свое поэтическое творчество, но самоуничижение (я никто) со стороны литературного героя не склонен приветствовать. Он, то есть герой, - человек и это куда важнее умения писать стихи.
Соглашусь на все сто процентов и вот с этими авторскими словами:
«Знаю стих мой неладно сшит,
Нет размера и рифмы, вроде...».
Уточню лишь: не «вроде», а на самом деле. Кстати: после слова «знаю» нужно двоеточие. Что знает герой? А именно: стих его неладно скроен. По этой причине необходим знак препинания.
Понимаю и последнюю строфу:
«Что же делать когда болит,
И уверен в дурном исходе...
Да, прощёный, меня простит,
ТАМ, прощёных, клеймят.
При входе...».
Понимаю, но не принимаю.
Во-первых, где «там»? На небесах или в преисподней? Может, в другой галактике?
Во-вторых, для чего слова «при входе» вынесены в конец внеплановой, пятой строки? Не вижу надобности.
В-третьих, по какой такой причине кавардак со знаками препинания? В первой строке после слова «делать» нужна запятая; в третьей строке после слова «прощёный» запятая не нужна; в четвертой строке после слова «там» также запятая не нужна и, тем более, это слово нет смысла писать заглавными буквами.
Автор знает кое-что про существование знаков препинания, однако и в других строфах применяет не к месту или вообще не применяет. Например, вот в этих строках второй строфы:
«Но, что делать когда болит,
А, верлибр, уж давно не в моде...»
После местоимения «но» запятая не нужна, а после глагола «делать», наоборот, крайне необходима. Во второй строке после «а» не вижу смысла в запятой и после слова «верлибр» также не требуется запятая.
Автор меня поразил наповал знанием слова «верлибр». Почему? Ну, знаете ли… Даже великий Ожегов в своем толстенном однотомном словаре не нашел места для столь мудрёного слова. Тут же… Причем, что характерно, автор употребил к месту. В самом деле, верлибр, то есть свободный стих, давно вышел из моды, но, к счастью тех, которые не хотят рифмовать, точнее, не хотят искать подходящую рифму, сейчас, в двадцать первом веке, мода возвращается и находит много поклонников и последователей. Лично я – к ним себя не отношу, поэтому нахожусь в великом затруднении: как мне быть?
С одной стороны, в ряде мест отсутствуют размер и рифма, а, с другой стороны, - это не грех нынче, ибо достаточно обозвать стих свободным и – взятки гладки с автора. Против верлибра не попрешь, а если и попрешь, то скорёхонько получишь щелчок по носу. Получается, что обязан оценить высоко. Например, на «семерку» по фабулаевской шкале ценностей.
С другой стороны, полный кавардак со знаками препинания, что игнорировать не могу, даже в том случае, когда авторы склонны эту функцию полностью свалить на редактора или корректора, не заморачивая свою голову лишними знаниями.
Я иду на компромисс: за «верлибр» ставлю «семерку», а за грамотность «двойку». Вывожу среднеарифметическое, и получается? 4,5! Проявив щедрость души, добавляю сверх плана половину балла. Итог: «пятерочка».
Дорогой читатель! Надеюсь, я не переборщил с оценкой?
| Помогли сайту Реклама Праздники |