Запись передачи для программы "AD OCULUS"
Итак, кто же был первым?
Кто был тот человек, который оторвался от насущных повседневных забот и задумался над вопросами, совершенно бесполезными в быту и хозяйстве. Например: какие главные основания космоса? Или - из чего происходит всё, что мы называем природой? И вообще - какие главные причины (не боги) лежат в основании всей реальности?
Иначе говоря, кто был тот первый человек, который начал философствовать?
На заре XX века немецкий психолог Карл Ясперс ввёл в научный оборот термин - осевое время. Суть термина такова: в 8-6 веках до нашей эры, то есть примерно три тысячи лет назад, произошёл резкий духовной переворот в жизни человеческих обществ, находившихся на территории Греции, Палестины, зороастрийского Среднего Востока, Индии и Китая. Переворот этот был одномоментный, вероятность общения людей, живших на столь удалённых расстояниях, равнялась нулю, и, следовательно, в каждой географической области автономный.
По мнению Ясперса именно в этот исторический период на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует и поныне. Практическим результатом стало резкое повышение производительных сил и фундаментальные открытия, положившие начало научно-техническому прогрессу.
Термин этот спорный, вызвавший и вызывающий до сих пор множество нареканий. Очевидно, что в античном мире не было антагонизма между мифологической и философской формами мышления, они вполне мирно уживались между собой, уже на закате Античности появилось такое явление как философский миф, как главный инструмент борьбы против набирающего силу христианства.
Неясны до конца и причины, почему этот духовный переворот произошёл именно в это время и именно в этих географических местностях. Существует множество объяснений - от того, что люди стали жить сытнее и у них появилась возможность задуматься не только о хлебе насущном до инопланетных пришельцев, которые научили наших предков уму-разуму. Ни одно из этих объяснений не даёт полной исчерпывающей и окончательной картины событий, и пожалуй, именно в этом заключается великая тайна - тайна появления философии, которая переводится с греческого очень просто - любовь к мудрости. Вряд ли эта тайна когда-нибудь будет разгадана и, наверное, это очень хорошо.
В своей программе я буду рассказывать о мыслителях и переломных исторических моментах западной цивилизации. Той цивилизации, которая в течении последних нескольких тысяч лет бурно (пожалуй, часто излишне бурно) развивается на просторах Европы, Азии и Северной Африки, и породила три великие монотеистические религии - христианство, иудаизм и ислам, научно-технический прогресс, и болезненный поиск своего предназначения в этом грешном мире.
Я не стану касаться цивилизации незападной, то есть цивилизации Индии, Китая и Дальнего Востока, потому что, с моей точки зрения, понять и принять незападную философию может только человек незападный, а сегодняшнее повальное увлечение йогой, дзен-буддизмом и восточными единоборствами есть лишь банальный продукт общества потребления, которому в соответствии законами рынка всё время требуется новые матрёшки, в красивой упаковке и с выхолощенным содержанием. Кстати говоря, ведь и знаменитая русская матрёшка была всего лишь скопирована художником Сергеем Милютиным с японской деревянной куклы Дарума, олицетворявшей Бодхидхарму - первого патриарха чань-буддизма, мудреца, относившегося к миру с плохо скрываемым сарказмом. Эту куклу привезла в Россию жена купца Мамонтова из путешествия на остров Хонсю в самом конце XIX века. Поэтому не будем говорить о подражаниях, будем вспоминать, как всё начиналось.
По иронии судьбы, которая по глубочайшему убеждению людей античного мира правит всем и даже богами, древнегреческая философия появилась совсем не там, где мы сегодня традиционно размещаем Древнюю Грецию и была основана вовсе не эллином. Уже со времен Гомера (8 век до нашей эры) древним грекам не сиделось на месте в горах юга Балканского полуострова, довольно скудных и не слишком пригодных для сельского хозяйства, невзирая на красивое название Эллада. Победа над Троей привила этим вполне авантюрным людям вкус к путешествиям (недаром главной книгой Гомера считалась "Илиада", а самой популярной, говоря современным языком, была "Одиссея"). Меньше чем за сто лет они основали огромное количество колоний - в Сицилии и Италии (спустя века Августин Блаженный назовёт эту территорию - Великая Греция), в Крыму и Северном Причерноморье, самая дальняя называлась Ольвия и находилась в районе сегодняшнего украинского города Очаков, и в Малой Азии, на её западном берегу, там, где сегодня процветают турецкие курорты, эти колонии получили общее название Иония, сочиняя по ходу дела прелестные сказки про Сциллу и Харибду, Медузу Горгону, остров Лесбос, населенный обольстительными и коварными девами, страшного исполина Циклопа. В этом народном творчестве звучит неподдельное удивление перед миром, который открывали бедняки со скалистых берегов Балканского полуострова, то самое удивление, которое в значительной степени является предтечей философского взгляда на окружающую действительность.
Не задержались эллины только в Северной Африке и на Пиренейском полуострове по очень простой причине - их там не ждали, их встретили смуглые, угрюмые, склонные к человеческим жертвоприношениям финикийцы, так не похожие на голубоглазых блондинов эллинов. Финикийцы активно осваивались в этих краях (Карфаген это их город), конкуренты им были не нужны, в морском деле, которое тогда являлось синонимом пиратства, они знали толк, древние греки по сравнению с ними были первоклашки. "Чудовищные люди" - называли финикийцев все греческие историки, начиная с Геродота, мы с ними из одной тарелки хлебать не будем, мир огромен, есть варвары и поспокойнее, без этой финикийской дури с богом Молохом, которому раз в неделю надо жертвовать младенца. Довольно редкий случай, когда надуманный и ложный пропагандистский штамп так удачно лёг на душу первым цивилизованным европейцам, что живёт до сих пор, демонстративно заявляя - нам с семитскими народами не по пути, даже если мы веками соседи по двору.
Жизнь в колониях была замечательная, сытая, спокойная, в некотором смысле изнеженная по сравнению с метрополией, где города-полисы очень быстро начали грызться друг с другом из-за каждого куска малоплодородной земли. А лучшей из колоний считался Милет, "жемчужина Ионии", как называл его Геродот, большой торговый центр в устье реки Меандр, впадающей в Эгейское море. Корабли из Милета пересекали Средиземное и Чёрное море, торговцы из Милета основали 90 колоний, модницы Милета задавали тон в эллинском мире, например, именно они первыми использовали для украшения янтарь, который запросто называли электрон, считая, что он попадает на Землю прямиком со звезды Электра из семьи Плеяд в созвездии Тельца. В общем, такой Нью-Йорк, Лондон и Париж одновременно. Правили этим райским уголком тираны, но правили умеренно, мягко, делегируя многие свои полномочия собранию граждан, выборному органу из представителей знатных семей. Рядом жили карийцы, народ добродушный, спокойный, трудолюбивый, восхищавшийся храмами Аполлона Дидимейского и Посейдона Геликонского со всей искренностью недалёких земледельцев. Карийцы так и называли жителей Милета - баловни судьбы, и это выражение очень быстро стало поговоркой.
Именно в этом городе примерно в 588 году до нашей эры поселился человек, которого звали Фалес. Диоген Лаэртский, античный историк, живший в III веке нашей эры, чья книга "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" является основным источником информации о досократиках - философах, творивших до Сократа, пишет, замечу, с постоянными оговорками, что Фалес, вероятно, родился в 1 год 39 Олимпиады (то есть на момент переезда в Милет ему было около 40 лет) и был по происхождению финикийцем, сыном Эксамия и Клеобулины из рода Фелидов, а род этот знатнейший, потомки Кадма, то самого Кадма, легендарного героя, внука Посейдона, подарившего людям первый алфавит. Впрочем, тут же Диоген добавляет, что, возможно, Фалес был и уроженцем Милета, уехавший странствовать в юности и вернувшийся домой спустя двадцать с лишним лет.
Трудно сказать, что здесь правда. Книга Диогена Лаэртского уже в раннем Средневековье была признана сборников анекдотов, слухов и сплетней, имеющих очень косвенное отношение к действительной жизни её персонажей. Фалес, первый философ человечества, неизменно в течении всей Античности открывавший список семи великих древнегреческих философов, имя которого, начиная с 5 века до нашей эры стало нарицательным для мудреца, Фалес, которого Аристотель, непререкаемый авторитет для всего ученого мира в течении двух с лишним тысяч лет, официально утвердил в звании величайшего философа мира,просто был обязан иметь среди предков такого замечательного деятеля, как Кадм. Так что Диоген Лаэртский в данном случае, судя по всему, выполнял социальный заказ. Здесь есть ещё одно любопытное подводное дно. Ведь если Фалес действительно был финикийцем, то есть принадлежал к народу варварскому, злейшему врагу эллинов, надо было кровь из носу добавить в его биографию ложку мёда. Диоген Лаэртский писал свою книгу спустя восемьсот лет после смерти Фалеса, в его время варвары уже вовсю кромсали дряхлеющую Римскую Империю, возможно, Диоген хотел увидеть хоть какой-то просвет надежды в этих диких лицах.
К сожаленью, можно констатировать следующий факт: достоверных сведений о жизни и трудах Фалеса Милетского у нас нет. Это вообще главная наша беда, по горькому выражению великого историка философии Мераба Мамардашвили "о греческой философии написано книг больше, чем от неё осталось". От Фалеса не сохранилось ни одного аутентичного, то есть не вызывающего сомнений в подлинности произведения, даже отрывка, даже самого ничтожного клочка. Я вообще не уверен, что он записывал свои мысли, точнее, диктовал рабу-писцу, потому что писать в те времена была обязанность невольника, а не свободного гражданина. Следует помнить важную деталь, античная культура это культура устной традиции, мысль должна передаваться по памяти из поколения в поколение, (как например, "Илиада" и "Одиссея", которые впервые были записаны христианскими монахами в X веке после рождества Христова и благодаря этому счастливому обстоятельству сохранились до наших дней). От слова к слову, от человека к человеку, если что-то забылось, значит, так угодно богам, алфавит это удел простонародья, для ведения хозяйства и скучных подсчетов, поэтому у эллинов не было необходимости придумывать цифры, все древнегреческие математические формулы записана буквами.
Итак, что приписывается Фалесу:
1. Он много путешествовал: побывал в Египте, Междуречье, Средней Азии и вроде бы даже в Индии.
2. Находясь в Египте, научил уму-разуму египетских инженеров, измерив высоту пирамид по их тени, дождавшись часа, когда наша тень одной длины с
| Помогли сайту Реклама Праздники |