Первосвященник Иисус. Послание Апостола Павла к Евреям
ГЛАВА 1
От начала создания мира
Бог всегда говорил с людьми, чему есть множество примеров в Библии — Адам,
Каин, Авраам, Моисей и множество других людей, - самим фактом этого общения
являя людям Свою безграничную любовь и Свое особое отношение к Своему прекраснейшему
творению — человеку. С теми, чье сердце было открыто для Бога, с людьми,
любящими Его, Бог говорил иногда непосредственно и через этих же людей Бог
обращался к остальному миру — Бог всегда, практически непрерывно, разговаривает
с миром через Своих верных служителей. И в этом отношении верность Богу
занимает более важное значение, чем стремление к служению Богу или же само
служение, ибо невозможно служить Богу, не являясь при этом максимально Ему
верным: «Если бывает у вас пророк
Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с
рабом Моим Моисеем, — он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с
ним, и явно, а не в гаданиях» (Чис.12:6-8).
В некоторых ситуациях
Бог открывает людям Свои намерения как относительно какого-либо человека, так и
относительно народа («И сказал Господь:
утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» (Быт.18:17)). Пророки обличали
неверных Богу людей и предрекали неминуемое возмездие в случае упорства
человека. Также пророки говорили и о будущем искуплении грехов всего мира, о
страданиях, смерти и воскресении Сына Божьего Иисуса Христа. При этом пророки
не являлись провидцами – никто из людей не способен своими усилиями прозревать
будущее — они лишь возвещали то, что открывал им Бог и были обязаны передать
людям Его слово. Особенного внимания заслуживает то, что (в ветхозаветный
период) Бог обращается со Своим призывом, увещанием, обличением и наставлением
единственно к народу израильскому и более ни к какому другому народу («Он возвестил слово Свое Иакову, уставы
Свои и суды Свои Израилю. Не сделал Он того никакому другому народу, и судов
Его они не знают» (Пс.147:8-9)), что неоспоримо свидетельствует о
совершенно особом статусе этого народа в отношении исполнения Божьего намерения
- спасения грешников. При этом важно понимать, что в создании Богом народа
израильского и в особом к нему отношении Бога явлена любовь Божия ко всему миру
в целом, а не только к одному Израилю, ибо намерения Божии относительно
созидания народа Божьего не ограничиваются одним только Израилем.
Бог говорил с Израилем
многократно и многообразно, что свидетельствует не только о постоянстве
взаимных отношений Бога и Израиля, но и о желании Бога открывать Себя
избранному народу и побудить его следовать нормам, изложенным в святом законе
Божьем. И это более, чем естественно, если учитывать особое положение Израиля
по отношению к Богу и те цели, которые Бог определил достичь посредством этого
народа.
Несмотря на то, что
Творец всего сущего пожелал иметь эти особенные, близкие отношения с избранным
Им народом, Израиль часто отворачивался от своего Бога, обращаясь к язычеству и
даже в те времена, когда он не обращался к исполнению языческих обрядов и
поклонению идолам, его отношение к Богу обретало не форму взаимного диалога, а
скрупулезного исполнения буквы закона и следования установленным традициям, что
ни в коей мере не могло быть угодным Богу по той причине, что обрядовость не
всегда отражает истинное отношение человеческого сердца к Богу, так как,
исполняя обряды, человек делает то, что он должен делать и не всегда в этом
участвует сердце человека - "Слушай,
народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я
Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда
предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои
все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на
полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и
все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в
жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби;
Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня" (Пс.47:7-15). Нельзя полностью
исключить обряды из духовной жизни человека, но обряд ценен и полезен только
тогда, когда он является выражением любви человека к Богу. В противном случае
обряды не только бессмысленны, но даже вредны, ибо больше свидетельствуют о
лицемерии и гордости человека, чем о знании им своего Творца. 1
Но несмотря на то, что
Израиль часто отворачивался от своего Бога, Бог не прекращает обращаться к
народу, Своей силой удерживая его в рамках исполнения закона посредством
периодического воздействия на народ наказаниями - исполнение замыслов Божиих не
может претерпеть изменения и находиться в зависимости от поведения человека: «Они ели, насыщались, тучнели и
наслаждались по великой благости Твоей; и сделались упорны и возмутились против
Тебя, и презрели закон Твой, убивали пророков Твоих, которые увещевали их
обратиться к Тебе, и делали великие оскорбления. И Ты отдал их в руки врагов
их, которые теснили их. Но когда, в тесное для них время, они взывали к Тебе,
Ты выслушивал их с небес и, по великому милосердию Твоему, давал им спасителей,
и они спасали их от рук врагов их. Когда же успокаивались, то снова начинали
делать зло пред лицем Твоим, и Ты отдавал их в руки неприятелей их, и они
господствовали над ними. Но когда они опять взывали к Тебе, Ты выслушивал их с
небес и, по великому милосердию Твоему, избавлял их многократно»
(Неем.9:25-28). Это убеждает нас в том, что любовь Бога неизменна и не
зависит от поведения человека – хотя великий Бог и не остается равнодушным к
грехам человека и подвергает его наказанию, все же любви Своей Бог не лишает
человека никогда, да и что есть наказание, как не свидетельство Божией любви,
желающей не гибели, но исправления виновного?
Почему Бог говорил
непосредственно только с Израилем и больше ни с каким другим народом на земле?
Разве не является каждый живущий в мире человек творением Божиим? Писание
неоднократно указывает на то, что Бог вникает в дела всех людей и путь каждого
человека проходит пред Его взором; что это исключительно по воле Божией
зарождаются и исчезают народы и что это Он определяет границы обитания этих
народов? «От одной крови Он произвел
весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив
предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян.17:26). Почему же
тогда Бог оставляет как бы в стороне все народы земли и обращается только к
одному маленькому народу — Израилю? Все остальные народы пребывают как бы в
забвении и, более того, некоторым из них в будущем предстоит быть полностью
уничтоженными. Справедливо ли это и так ли уж виновны те, с кем Бог не пожелал
иметь такие же отношения, какие Он имел с Израилем?
На этот вопрос может
быть только один ответ: Бог не обращается ко всему человечеству в целом по той
причине, что человечество неспособно воспринимать Божьи откровения: «Велико развращение человеков на земле, и…
все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5).
Создав человека, Бог не отворачивается от него даже после его грехопадения и,
рассеяв людей по всему лицу земли, Бог ожидает, что они будут искать Его: «…дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и
не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся
и существуем» (Деян.17:27-28), причем возможность искать и найти Его есть у
каждого человека на земле, но многие ли Его ищут? Ведь что из себя представляет
мир, в котором мы живем, как не прекраснейший и величественнейший дворец,
который наполнен сиянием Божьей славы, созерцание которого не может не вызывать
восхищения перед мудростью и величием создавшего его Мастера: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и
Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20) – видимы
каждому человеку без исключения, а не только горстке избранных людей; стоит только задуматься о совершенной
красоте мира и мудром его устройстве
и мысли сами приведут человека к пониманию того, что за всем этим величием и
красотой стоит Тот, по Чьей воле все сотворено и существует. Бог никогда не
судит человека за, что он сделать не в состоянии, но познать Бога в творении и
преклониться перед Ним доступно для каждого человека, но «как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог
превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды»
(Рим.1:28-29) – «праведен суд на таковых» (Рим.3:8).
Итак, Бог содержит
Израиль в определенных рамках, не позволяя ему окончательно отпасть и
совершается это ради всего остального человечества, ради спасения людей, а это
спасение невозможно без жертвы Христовой. Таким образом, целью особых
взаимоотношений Бога с Израилем является ни что иное, как последующее
благословение всего мира, которому надлежало совершится таким образом, что
призыв ко спасению не может остаться незамеченным и спастись может всякий,
желающий спасения, но совершиться это должно было в определенное время: только
тогда, «когда пришла полнота времени,
Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился
закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал4:4-5).
Но на определенном этапе спасения (а то, что спасение есть процесс, а не
сиюминутное действие, нам показывает История) Бог обращается непосредственно только
к Израилю - «Блажен народ, у которого
Господь есть Бог, - племя, которое Он избрал в наследие Себе» (Пс.32:12).
Служение пророков
Израиля совершалось до определенного времени — до явления в мир Сына Божьего
Иисуса Христа. Это служение состояло в том, чтобы быть для народа
провозвестниками Божьей воли. Пророки говорили народу о грядущих событиях, при
необходимости обличали в неверности Богу, говорили о грядущем Мессии и о
судьбах мира. Пророк ничего не мог говорить от себя лично, но только лишь то,
что повелевал сказать ему Бог.
Пророчества
прекращаются за четыреста лет до пришествия в мир Иисуса Христа, но, конечно
же, это ни в коей мере не означает, что Бог перестал обращаться к избранному
народу и перестал контролировать его жизнь. Все особо значимые пророчества
записывались и после того, как было возвещено и записано пророчество пророка
Малахии, завершилось составление книг Ветхого Завета и Священные Писания
приняли на себя роль пророческого служения.
Последним же пророком
ветхозаветного периода стал Иоанн Креститель, на долю которого выпало
возвестить Израилю об уже пришедшем в
мир Мессии и указать на Него людям, засвидетельствовать, что именно Он и есть
Христос: «Ибо все пророки и закон
прорекли до Иоанна» (Мф.11:13); «И вот свидетельство Иоанна, когда
|