Фейсом об тейбл, или Эпоха литературного менеджмента(некоторые отдельные мысли о сегодняшнем литературном процессе)
Пожалуй, одна из главных бед современной российской литературы заключается в том, что в ней сегодня нет авторов-лидеров и нет Героев (прошу не путать последних с героями литературными, то есть, теми литературными персонажами, на которых «завязан» сюжет произведения). Я имею в виду Героев как Явление, как основу для создания литературного персонажа, и эта основа зачастую имеет вполне реальный прототип. Так и хочется заломить руки и горестно-патетически воскликнуть: где же вы, сегодняшние пушкины и грибоедовы, толстые и достоевские, бондаревы и астафьевы? Где вы, волконские и печорины, кудеяры и данко, капитаны ермаковы и лешки шестаковы?
Нет, заламывать руки и восклицать что-то не хочется. Довольно скучное это занятие. Азарту в нём нет. Куражу. Как говорится, без стакана –не в кайф.
И всё-таки, если серьёзно: а почему сегодня нет авторов и героев? Кто-нибудь из сегодняшних литературных критиков и литературоведов задавался этим вопросом? Может, и задавался, но я таковых сегодня не вижу ( последнее «капитальное» сочинение на эту тему, которое мне удалось-посчастливилось прочитать – книга известного советского литературоведа Лидии Гинзбург «О литературном герое», изданная тридцать с лишним лет назад. И всё!). На мой взгляд, причины «НЕгероизма» вообще, и литературного, в частности, гораздо шире именно воспитательно-пропагандистских рамок. Наша страна, наше сегодняшнее общество вступило в эпоху этакого всеобщего пофизгизма-менеджеризма. «Нам думать не надо – нам денег девай!». ЛИКВИДНОСТЬ ТОВАРА ( в том числе и литературного) – вот кредо сегодняшнего дня!
Нет-нет, не собираюсь встраиваться в хор нытиков и, заламывая руки (дались мне эти заламывания и эти руки, которые ломать – не переломать!) стонать-причитать о исчезновении великой русской литературы, о её растворении в поганых западноевропейских и американских постмодернизмах и нонконформизмах. Да и не в этих модных течениях дело! У нас «особенная стать»: как Россия во всякие смутные времена «прирастала» именно провинцией, так и русская литература растёт и развивается сегодня за счёт именно провинции (примеров – масса, и один из конкретных: литературно-художественное издание «Коломенский альманах», которое выходит ежегодно вот уже в течение последних пятнадцати лет, и если не является флагманом современной российской литературы (это было бы чересчур самоуверенно, да и не ставит он перед собой такой фантастической цели), то уверенно держит свою позицию уже не на местечковом коломенском, а именно на общероссийском уровне).
И ещё об обществе и его героях. Наше сегодняшнее общество не столько аморально, сколько инертно и безразлично – вот и лидеров нет. Всё как у Высоцкого: «Настоящих буйных мало – вот и нету вожаков.».
И ещё. Без государственной поддержки литература стала одной из отраслей народного (пардон, рыночного) хозяйства, в котором заправляют не «властители душ», а литературные менеджеры. А у менеджера какая главная задача, она же –главная цель? Правильно, очень простая: «нарубить побольше бабок». И всё. И никакое творчество в эти его задачи и цели совершенно не вписывается.
Кстати, то же самое можно сказать и о современном российском кинематографе. Где они сегодняшние иваны бровкины и сергеи луконины, штирлицы и жегловы-шараповы? Вместо них – совершенно безликая, серая масса-мешанина из ментов (называть их милиционерами язык не поворачивается), спецназовцев, бандитов и бизнесменов. Причём масса эта настольно однородна и ОДНОтипична, что между псевдо-представителями этих, скажем, так, занятий (именно занятий, но никак не профессий, потому что никаким профессионализмом, как сюжетным, так и актёрским, здесь и не пахнет)!) нет никакого принципиального различия: что мент, что бандит, что бизнесмен, что «суровый спец» - всё один и тот же, мягко говоря, «мужественно-гламурный» фейс, который не вызывает никаких желаний, кроме как смачно приложить его об тейбл (table - в переводе с английского «стол». Перевожу специально для господ менеджеров, «свободно» говорящих по-английски.).
|
Но есть интересный и самобытный Прилепин, Есть Пелевин, есть Сергей Алексеев, даже в ширпотребе есть относительно интересный Акунин. Есть Дина Рубина (хотя и в Израиле живет), есть Петрушевская... Липскеров, в конце-концов... Быков, опять же...