Если вы удостоитесь чести быть представленным его семье, вам непременно покажут не только старинные групповые фотографии, запечатлевшие разного рода знаменитостей (он третий слева, в 4-м ряду), но и, в первую очередь, страничку в БСЭ, где о нем напечатана биографическая справка в 5 строк (а в википедии – целая страница!)
Затем на свет будут извлечены сборники самых известных его работ – толстые нотные тетради "Концертов для гитары и симфонического оркестра" и "Самоучитель игры на баяне", изданные полстолетия назад большим тиражом, но более не переиздававшиеся. Держа в руках эти пожелтевшие, потрепанные книги, вы невольно содрогнетесь от восхитительного осознания того, что вот сейчас соприкоснетесь с частью истории музыки. Истории, творившейся в те далекие времена, когда ваши родители, простые советские труженики, еще не помышляли о вашем рождении. Сам композитор перестал творить эту историю, но остался частью ее в тот самый год, когда вы появились на свет.
Он учился в Московской консерватории по классу композиции у самого Глиэра и окончил ее уже в зрелом возрасте, в 27-м году, вместе с другими будущими знаменитостями, и тут же стал давать уроки композиции прославленному гитаристу Иванову-Крамскому. В том же году, ориентируясь на прогрессивные эстетические установки известного Кюна, он пишет оперу "Пир во время чумы", стремясь превзойти старика, в творчестве которого уже тогда наметились романтическая условность и ходульность образов. Однако дипломная работа молодого талантливого Прокофьева (финальная сцена из одноименной оперы) несомненно превзошла по выразительности его творение, носившее черты ограниченности и консерватизма, и опера так и не была поставлена. Впрочем, она была включена в список его произведений в БСЭ наряду с другими, более известными.
Так, в 33-м году, под влиянием времени, была написана и сразу же поставлена в нескольких периферийных театрах опера "Броненосец Потемкин". Его "Колхозная сюита", "Русская увертюра" и "Квартет на темы народов Северного Кавказа" нередко звучали на концертах, посвященных очередному партийному съезду.
В 37-м году, когда страна готовилась отмечать 100-летие со дня смерти Пушкина, он, как и все люди искусства, не остался в стороне. В честь великого события им были написаны 3 романса и 2 детских хора на слова великого русского поэта, которые явились большим вкладом в развитие советской музыки.
Во время Великой Отечественной войны он, как и все патриоты, стремился на фронт, но все его просьбы остались без удовлетворения, так как "отец всех народов" желал сохранить генофонд , и деятелям искусства разрешалось лишь изредка выезжать с концертами в точки боевых действий, чтобы поддержать дух советских солдат.
Годы войны композитор провел в эвакуации на Северном Кавказе, переезжая из одного глухого аула в другой. Как раз тогда наметилось основное направление его дальнейшей творческой деятельности, и последующие 25 лет своей жизни, по окончании войны, он посвятил исследовательской и собирательской работе по изучению чечено-ингушской музыки (народной музыки вайнахов). Написанные им сборники образцов народного творчества "Чеченские и ингушские народные мелодии для фортепьяно в две руки" несут большую смысловую нагрузку и представляют особую ценность для исследователей фольклора. Именно за эти произведения композитор был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Чечено-Ингушской АССР и, в связи с этим, получил обширный дачный участок с деревянным двухэтажным домом в поселке Композиторов неподалеку от Абрамцева.
В этом доме он и прожил оставшиеся годы своей жизни, и здесь же написаны им пьесы для баяна и гитары, концертино для балалайки, концерты для скрипки, виолончели и фортепьяно, сюиты для народных оркестров и знаменитая русская народная песня "Ноченька" в свободной обработке – для балалайки.
Впрочем, все это – сплошная литература, и такие подробности о творчестве знаменитого композитора вы сможете отыскать лишь в пыльных архивах публичных библиотек и на малопосещаемых сайтах Интернета.
Внуки же композитора непременно расскажут вам более реальные и интересные подробности из жизни деда. Ну, например, о его немалочисленных интрижках и о едва несостоявшемся браке с дочерью потомка чеченского князя; о дружбе и соперничестве с Ащкенадзе и другими композиторами, в общем, обо всем том, что может заинтересовать читателей глянцевых журналов.
Затем вам сообщат, что вот эту веранду, на которой вы сейчас пьете чай, дед построил своими руками. И что именно по его велению дом и участок до сих пор остаются в первозданном виде (деревянные резные некрашеные ставни, обрушившийся балкон, печное отопление, колодец и удобства - во дворе), и в доме никогда не производилось капитального ремонта. Впрочем, эту версию наверняка опровергнут соседи, доверительно сообщив, что потомки композитора никак не могут поделить доставшегося им наследства и ведут бесконечные тяжбы в стремлении овладеть сразу всем.
Под большими раскидистыми елями, привольно растущими за шатким прогнившим забором, на земле, усыпанной хвоей, после дождя в изобилии растут грибы. На солнечном участке – аккуратные грядки огурцов и клубники, разделенные проволочной сеткой (чтоб не перепутать, где чьё).
Тяжелый старинный ламповый радиоприемник настраивают на волну классической музыки ради гостя, интересующегося известным в прошлом композитором. Но если в этот момент зазвучит "Концерт для гитары и симфонического оркестра" без объявления диктором имени автора произведения, хозяева вряд ли узнают эту мелодию.
Ведь никто из них не имеет не только высшего, но и музыкального образования и не в состоянии отличить сюиту от сонаты.
Примечание: БСЭ – большая советская энциклопедия.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Я так поняла, что заметка о Чишко.
Если не путаю, были нотные сборники с его участием или под его редакторством, по которым делала первые шаги игры на фортепиано.