Борис Викторович Сударушкин
Африка для Яны
1
Новый международный аэропорт «Платов» в 29 километрах от Ростова-на-Дону со своей взлётно-посадочной полосой в 3600 метров способен принимать воздушные суда всех типов, включая гигантские Аэробусы и Боинги. Но в тот июньский вечер диспетчеры с интересом ожидали грузовой рейс из Афин [Греция]... Огромный турбовинтовой Антей - Ан-22, списанный из ВВС Российской Федерации и перекупленный частной грузовой авиакомпанией, был редким гостем...
Дело в том, что гигантских широкофюзеляжных АнтЭев , которые начали летать ещё в конце 60-х годов прошлого века, осталось на службе всего несколько штук и внимание к рейсу ЕА-55 было особым... В Афинах была дозаправка, а сам транспорт перевозил два вертолётных двигателя из африканской республики Мали на кап.ремонт в РостВертол — Ростовский Вертолетный Завод.
С небольшим запозданием КВС [командир воздушного судна] вышел на связь:
- Подход, это ЕА-55, каков наш порядок следования? - услышал диспетчер Алексей Соколов запрос от КВС Ан-22...
- ЕА-55, вы на канале подхода, переходите на канал посадки..., - ответил Алексей
- ЕА-55 перешёл на канал посадки, снижение 400...
- ЕА-55, продолжайте заход ВПП-19...
На мгновение эфир замолчал...Но лишь на несколько секунд:
- "Платов", это ЕА-55, прошу разрешение на заход по-афгански, - услышал в наушниках Алексей и даже не сразу понял командира Ан-22 :
-ЕА-55 повторите...
- ЕА-55 прошу разрешение на заход по-афгански, - повторил КВС, по всем правилам называя себя [ЕА-55] перед каждой репликой...
- Какой заход по-афгански.., - начал было Алексей, но сосредоточился, и снова перешёл на сухой язык регламента проводки воздушных судов: - КВС ЕА-55, у вас всё в порядке на борту с техникой и в экипаже?
- ЕА-55 мы сегодня "чёрный тюльпан", прошу разрешение на заход по-афгански...
Алексей взглянул на старшего диспетчерской смены, но тот, слыша переговоры с АнтЭем, уже сам во все глаза смотрел на Алексея...
Заход по-афгански это заход со снижением с противоположной стороны, далее с резким креном и с разворотом приземление на ВПП [взлётно-посадочную полосу]. Самолёт уязвим при посадке - скорость уже мала, и в него легко попасть из любого оружия. Поэтому в Афганистане советские лётчики использовали ускоренную посадку, чтобы не быть сбитыми на этом этапе. Самолёт приходилось направлять вниз к земле носом и при заходе на посадку по-афгански иногда первое касание с ВПП происходило на переднюю стойку шасси - транспортники Ил-76 и Ан-12 к этому приспособлены, но выполнить такой трюк на гигантском АнтЭе Ан-22 чрезвычайно опасно... Чёрный тюльпан - это прозвище самолётов, которые из Афганистана доставляли гробы с погибшими на Родину, а потому через 30 лет после окончания афганской войны слова КВС звучали как какой-то бред ...
Старший диспетчерской смены вмешался в переговоры:
- ЕА-55, что значит "чёрный тюльпан"?... Продолжайте заход по обычному регламенту...
-ЕА-55 у нас боевая потеря члена экипажа...прошу заход по-афгански, - повторил КВС.
Старший смены зажал рукой микрофон и чертыхнулся:
- Да он пьяный, зараза...или под наркотой...Лёха, я аккуратно и вежливо с ним поговорю, а ты врубай тревогу - пожарку, скорую - всех на поле. Отменить все посадки и взлёты...
Глубоко вздохнув, старший смены снова обратился к КВС:
- Еа-55, вижу вас, ситуацию понял, афганский заход отставить, снижайтесь по обычному регламенту, удаление 9 левее курса 1000 метров...
- Вас понял, левее курса 1000 метров...
- ЕА-55, полосу видите?
- Так точно.
- ЕА-55 левее курса 300 на глиссаде...
- ЕА-55 левее курса 300 - выравниваюсь...
Вроде по технике посадки КВС был вполне вменяем и мандраж на диспетчерской "вышке" прекратился:
- ЕА-55, ветер у земли 260 градусов 5 метров в секунду, удаление 5 000, на курсе на глиссаде, - продолжал спокойно говорить старший диспетчерской смены...
- Принял информацию, вошел в глиссаду, шасси выпущены, готов к посадке по команде, - ответил КВС.
- ЕА-55, посадку разрешаю впп-19
- Посадку на впп-19 разрешили, выполняю...
Огромная машина аккуратно коснулась бетонки и с замедлением покатилась к ангарам...
2
Начальник службы безопасности полётов аэропорта "Платов" подъехал к АнтЭю почти одновременно с пожарными и скорой...Поджидая экипаж, он думал, что будет делать, если КВС откажется от медицинского освидетельствования - может сразу полицию вызвать?
Но скандала не хотелось - судя по документации КВС был человеком заслуженным - полковник военно-транспортной авиации в отставке, возраст под 60, ветеран Афганской войны со многими наградами - теперь вот летал пилотом в частной транспортной авиакомпании...
Двое лётчиков из Ан-22 подошли к начальнику службы безопасности... Поздоровались за руку:
- А где третий член экипажа? - спросил начальник.
КВС вдруг будто вспомнил что-то, покачал головой и странным монотонным голосом произнёс:
- Боевая потеря.
Начальник службы безопасности взглянул на второго пилота, но увидел лишь рассеянное выражение лица...Под пристальным взглядом начальника второй пилот кивнул и просто закрыл глаза... Он так и остался стоять с закрытыми глазами чему-то улыбаясь про себя...
- Вам нужно пройти мед.обследование, - сказал начальник. - Пройдёмте пожалуйста в машину скорой помощи - вас отвезут...
- Вы правы, - кивнул КВС. - Голова какая-то странная, будто сплю...
Усадив пилотов в машину скорой, начальник подошёл к сотрудникам аэродромных служб и отдал распоряжение:
- Осмотрите самолёт прямо сейчас, ещё до разгрузки - может там борт-инженер у них вообще в отрубе спит, если даже эти двое в таком состоянии...
3
Начальник службы безопасности полётов не сразу вернулся к себе в кабинет... Проходя мимо кафе в аэропорту, он решил перекусить.
Он успел съесть первое и второе, налил молоко в кофе, и уже хотел отведать выпечку, когда заиграла мелодия звонка на мобильном:
- Это с Ан-22, - раздался взволнованный голос в трубке. - У них в холодном отсеке два трупа - африканцы в камуфляже...
- Господи, - вырвалось у начальника . Такого он просто не ожидал: - А борт-инженера нашли?
- Никак нет, но уже ничему не удивимся...
- Обыщите каюты сопровождающих - там на АнтЭе спальные места есть, - автоматически сказал начальник и подумал: "Это даже не в полицию и не в транспортную прокуратуру, а в ФСБ надо звонить" ...
Он стал лихорадочно перебирать телефонные номера в контактах мобильника, понимая, что первый доклад должен быть в ФСБ, но ещё не успел нажать кнопку вызова, когда снова раздался звонок с АнтЭя:
- Мы нашли девушку !!!, - теперь уже помощник просто кричал в трубку, - Чёрная девушка, африканка ! - она жива, но без сознания!... что-то ей вкололи, Скорую нужно!!!
...
4
Следователь по особо важным делам Следственного Комитета РФ Олег Корнилов служил в весьма интересном подразделении Центрального Аппарата СК РФ в Москве - в "Управлении по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов войны".
Уже само грозное название этого Управления наводит на мысли о контр-разведке, а может даже и непосредственно о разведке, которыми в России, вообще-то, занимается другая, всем хорошо известная организация. Где проходит тонкая грань между этими упомянутыми выше службами мало кто знает, но для начавшейся в аэропорту "Платов" истории с Ан-22 это особого значения не имело - достаточно было понимать, что в таком подразделении СК работают люди с неординарными навыками и знаниями, далеко выходящими за кругозор обычных следователей...
Олегу было всего 29 лет, а он уже носил звание подполковника юстиции... Как говорила его мама:
- Ты к 30-ти годам успел всё, кроме самого главного...
Самым главным мама подполковника юстиции считала создание семьи - а он пока не был женат. Об этом я пишу не случайно. Дело в том, что при распределении дел, потенциально связанных с командировками, семейные следователи настолько тяжелы на подъём, что дело Ан-22 в Ростове-на-Дону почти автоматически попало именно к Олегу - и даже не из-за командировки в Ростов - нити тянулись в Грецию и дальше в африканскую Мали, и Бог весть куда ещё, учитывая географию полётов Антея...
Перед Олегом лежала схема внутренних отсеков Ан-22 и он внимательно читал тех.документацию:
"Носовой отсек Ан-22 представляет собой самостоятельную гермокабину с избыточным давлением воздуха 0,4 кгс/см2. В нём расположена двухпалубная кабина экипажа. На нижней палубе в носовой части расположена кабина штурмана, а за ней два кубрика пассажирской кабины. На верхней палубе в носовой части расположена кабина остальных членов экипажа, а за ней третий кубрик пассажирской кабины (всего для 21 человека сопровождающих груз).
Средний отсек также герметичный, в нём находится грузовая кабина под избыточным давлением 0,25 кгс/см2. Грузовой пол с рифлёным настилом из титанового сплава. Снаружи грузовой кабины вдоль бортов расположены обтекатели основных опор шасси. Кроме стоек шасси, в обтекателях находится часть оборудования самолёта и входные коридоры с дверьми.
Хвостовой отсек включает часть грузовой кабины , грузолюк и НЕгерметичный отсек. В стенке гермошпангоута имеется люк для прохода в негерметичную зону.
Четвёртый негерметичный отсек образует хвостовую законцовку фюзеляжа. В верхней панели законцовки имеется эксплуатационный люк для выхода на стабилизатор [хвост самолёта, иначе говоря]."
Именно в четвёртом кормовом негерметичном отсеке и были найдены замороженные трупы двух африканцев...
Живая африканка была найдена в герметичном носовом отсеке на нижней палубе в кубрике за кабиной штурмана - она лежала в спальном мешке на полу под койкоМестом, и потому её не увидели сразу...
Надо понимать в чём разница герметичных и не герметичных отсеков в самолёте - во первых герметичные отсеки обогреваются и в них поддерживается нормальное давление и уровень кислорода. А НЕгерметичные отсеки - это практически морозилки, где давление скачет в зависимости от высоты полёта - например в небольшом транспортнике Ан-12 грузовой отсек НЕ герметичен, и именно поэтому Ан-12 использовался как "чёрный тюльпан" в Афганистане - можно было цинковые гробы не запаивать - при температуре на земле + 20 градусов тепла в НЕ герметичном отсеке на высоте 10 000 метров стоит мороз минус 40 градусов Цельсия: это потому, что с подъёмом на каждый километр над уровнем моря температура опускается на 6 градусов - отсюда и снежные вершины гор в самых южных странах...
Таким образом Олегу сразу стало понятно, что девушку хотели оставить в живых - и тёплый спальный мешок и герметичный обогреваемый отсек не оставляли сомнений
Помогли сайту Реклама Праздники |