Произведение «Мой первый живой поэт (эссе)»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 48
Читатели: 743 +1
Дата:
«Мой первый живой поэт (эссе)» выбрано прозой недели
27.08.2018
«Андрей Вознесенский»
Предисловие:
Это фотография из сборника А.Вознесенского "Ахиллесово сердце".

Мой первый живой поэт (эссе)

  Помните это детское восприятие великих имен? Это почтение к умершим?
Большая домашняя библиотека – парад памятников. Собрания сочинений, стоящие в ряд за стеклом. Огромные тяжеленные фолианты на нижней полке. Когда мы с братом использовали их в наших разнообразных играх в качестве книгам несвойственном, нас ругали и всячески стыдили.
  На ночь мама рассказывала наизусть сказки в стихах А.С. Пушкина, папа - свои любимые сказки об Италии М. Горького.
Я не любила читать великих мертвецов, и меня пугали беспросветным будущим неуча, «не имеющего идеалов».
  И вдруг в дом принесли маленькую, почти квадратную книжку. На черном переплете серебристая буковка «а» (не заглавная, а строчная), внутри буквы – крохотное алое сердце. Родители читали и перечитывали эту книжечку, спорили, смеялись… Когда их читательское возбуждение утихло, книжку вручили мне. Мне! Обычно первым что-то новое читал старший брат. Я была удивлена. Интрига достигла апогея, когда отец сказал:
- Хочешь познакомиться с живым поэтом? Вот читай. Андрей Вознесенский. «Ахиллесово сердце».
  Первое стихотворение, открывающее сборник - «Плач по двум нерожденным поэмам» - я читала почти месяц. Пятая – восьмая страницы самые ветхие в этой книжице, самые зачитанные. Я постигала язык поэзии, расшифровывала метафоры, перекладывала умозрительные образы на ритм трепещущего уязвимого сердца, ахиллесова сердца, потому что другим эту поэзию нельзя было постичь.
  1967 год. В школе мы учим стихи В.Маяковского, М.Исаковского, поем «Гренаду» М.Светлова, моя подружка на сборе пионерской дружины, рыдая, читает «Смерть пионерки» Вс. Багрицкого. А дома…

На черной Вселенной любовниками
отравленными
лежат две поэмы,
как белый бинокль театральный…

  В маленькой книжице жил, пульсировал, обжигал гортань чистым кислородом другой мир. В нем «убитые горем дороги» дыбом вставали над городом, потому что оплакивались несбывшиеся мечты, нереализованные планы, нераскрывшиеся таланты.

Минута молчания. Минута – как годы.
Себя промолчали – все ждали погоды.
Сегодня не скажешь, а завтра уже
не поправить.
Вечная память.

  О, какой я ощущала восторг, когда, продравшись через частокол метафор, незнакомых слов и имен, пережив шторма рваного ритма, перешагнув ступени строк, мне удавалось добраться до сути стихотворений, в которых не было ничего привычного.
  Эту маленькую книжицу я читала дольше, чем четыре тома «Войны и мира», потому что это было написано о мире, где я живу, и о войне красоты, поэзии, человеческих чувств с бездушием, жестокостью, агрессивностью серости и хамства.
  Это Андрей Андреевич Вознесенский познакомил меня с мифами древней Греции, с Борисом Пастернаком и Семеном Кирсановым, с Эрнстом Неизвестным и Мерлин Монро, Ф. Г. Лоркой, В. Солоухиным, Б. Ахмадулиной…
Вознесенский мне совсем по-другому рассказал о трагедии разрушенного землетрясением Ташкента, о техническом прогрессе, который может превратить человека в робота, об ослепленных железом строителях храма Василия Блаженного, о жизни, о смерти, о любви… О ЛЮБВИ!

Наши спины – как лунные раковины,
что замкнулись за нами сейчас.
Мы заслушаемся, прислонясь.
Мы – как формула жизни двоякая.
…………
Мы как сосуды
налиты синим,
зеленым, карим,
друг в друга сутью,
что в нас носили,
перетекаем.
…………
Противоположности свело.
Дай возьму всю боль твою и горечь.
У магнита я печальный полюс,
ты же – светлый. Пусть тебе светло.
Дай тебе не ведать, как грущу.
Я тебя не огорчу собою.
Даже смертью не обеспокою.
Даже жизнью не отягощу.

  Я читала стихи, которые легко перетекали, меняя ритм, которые вдруг становились верлибрами или поэтичной прозой. Суть определяла форму, довлела над нею, поглощала меня, заставляя не замечать переходов.

Я был пророчески смешон,
но наш патрон, мадам Ланшон,
сказала: «0-ля-ля, мой друг!..» И вдруг —
город преобразился,
стены исчезли, вернее, стали прозрачными,
над улицами, как связки цветных шаров, висели комнаты,
каждая освещалась по-разному,
внутри, как виноградные косточки,
горели фигуры и кровати,
вещи сбросили панцири, обложки, оболочки,
над столом
коричнево изгибался чай, сохраняя форму чайника…

  Это было даже не чтение, а захватывающее путешествие в необыкновенный мир. Поражала всеобщая взаимосвязь событий, чувств, поступков, предметов и явлений, где совсем не обязательно человек - центральная фигура, где только что придуманные слова казались единственно возможными, а древняя история современней вчерашнего дня. И еще я поняла, что боль может быть синонимом жизни и что поэтом становится только человек с «ахиллесовым сердцем».

В час осенний,
сквозь лес опавший,
осеняюще и опасно
в нас влетают, как семена,
чьи-то судьбы и имена.

  Вот таким осеняющим семенем влетело в меня имя Поэта.
  Когда 1-го июня 2010 года  СМИ сообщили о смерти А.А.Вознесенского. я нашла в шкафу старенький сборник его стихов: «Ахиллесово сердце» ИХЛ Москва 1966. Открыла и почувствовала - жив. Он для меня и во мне жив.
  Не может умереть мой первый живой поэт.
Реклама
Обсуждение
Гость      01:04 01.09.2018 (1)
Комментарий удален
     08:04 01.09.2018
Пока человека помнят, он живет в нашей душе. Долгой и светлой памяти Андрею Андреевичу.
Спасибо, Александр, за отзыв и за добрую память.
     00:09 30.08.2018 (1)
Поэт не умирает, он остаётся стихами в наших сердцах! Мне зелёную книжицу стихов Владимира Фирсова (1937-2011) совсем ещё девочке подарил папа "Чувство Родины" (1971). "Родина суровая и милая"...
     06:09 30.08.2018
У каждого был свой "первый живой поэт".
Спасибо, Анна, что заглянули на мою страничку.
     18:21 27.08.2018 (1)
А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, В. Высоцкий - все они оказали и на меня огромное впечатление.
Хорошо написала, Саша.
 
     19:50 27.08.2018 (1)
1
Писала от души, а уж получилось как получилось!
Нам повезло быть современниками целой плеяды талантливых поэтов!
     19:58 27.08.2018 (1)
Талантливых - да. Но: по условиям советского времени мы не разглядели выдающихся (если не гениальных): Тарковского, Самойлова, Сапгира, Кушнера, Чухонцева... (Бродского оставляем отдельно).
     20:08 27.08.2018 (1)
Ну почему не разглядели? Просто и Арсений Тарковский, и Давид Самойлов в широком доступе появились позже. А Фёдоров с его "Женитьбой Дон-Жуана" - это ж какая прелесть! А ещё Ирина Волобуева, Ю.Мориц. Роберт Рождественский со своей "Поэмой о разных точках зрения", я уже не говорю о его лирике, с десяток стихотворений легко и сейчас воспроизведу на память. Ещё Юрий Левитанского... Да невозможно всех перечислить. И это мы ещё не добрались до бардовской поэзии...
     20:56 27.08.2018

в широком доступе появились позже.

Я и говорю, что причиной не наше нелюбопытство, а - условия существования.
     12:29 18.08.2018 (1)
1
Впервые познакомил в 9 классе наш замечательный учитель литературы... А школах тогда такого не проходили. Извините, вру. Впервые во дворе: "Плачет девушка в автомате..." Время прошло... Любовь осталась.
Спасибо, Александра!
     14:05 18.08.2018
Да, вам с учителем точно повезло! 
У меня сын был долгое время равнодушен к поэзии. Им в восьмом классе задали выучить стихо любого современного поэта. Я ему потсунула "Озу", вернее главу: "В час отлива возле чайной я лежал в ночи печальной...", где у ворона один аргумент: "А на фига?" Весь класс после этого подсел на Вознесенского. Волшебная сила поэзии!!!
Спасибо, Петр, за добрую память!!!
     03:39 18.08.2018 (1)
1
Моё любимое у Него; с далёкой юности запомнилось...


К оригинальности я рвался с юности,
Пленен помадами, шелками-юбочками.
Ах, экстра-девочки! Ох, чудо-бабы!
То сигареточки, то баобабы.
Картины Рубенса, клаксоны «Форда»,
Три сивых мерина на дне фиорда.
Три пьяных мерина, две чайных ложки,
Старухи пылкие, как в марте кошки.
Глядят горгонами, шипят гангренами,
Кто с микрофонами, кто с мигрофенами.
Но мчусь я в сторону, где челок трасса,
Расул Гамзатов кричит мне: «Асса!»
«Шуми!» – басит он. И я шумлю.
«Люби!» – кричит он. И я люблю.
Мотоциклисточки, чувихи в брючках,
Мне в руку лижутся и в авторучку.
Но я избалован и двадцать первую
Согну в параболу, швырну в гиперболу.

Я был в соборах, плевал на фрески,
Смотрел к монашкам за занавески.
Стоят и молятся, вздыхал печально я,
А сущность женщины – горизонтальная!
Гоген, Растрелли, турбин аккорды…
И вновь три мерина на дне фиорда.
Три пьяных тени, сирень в бреду.
Чернила в пене… Перо в поту…
Чего хочу я? О чем пишу?
Вот если выясню – тогда скажу!
1962

От "выделенного" особенно балдею...


     05:54 18.08.2018 (1)
1
Спасибо, Олег, рада, что наши поэтические пристрастия в чём-то совпадают!
     10:17 18.08.2018
     08:11 18.08.2018 (1)
2
Можно и не быть поэтом,
Но нельзя терпеть, пойми,
Как кричит полоска света,
Прищемленная дверьми!(с)- для меня в этих четырех строчках - весь Вознесенский. 


Прекрасное эссе. Спасибо Александра!
     10:11 18.08.2018
1
Как приятно, что столько людей помнит этого яркого поэта! Когда-то было модно говорить, что нравится Вознесенский, потом было модно его ругать. А теперь его читают только настоящие поклонники.
Спасибо за отклик, Алиса!!!
     20:55 17.08.2018 (1)
2
Александра, то, что Андрей Вознесенский прошёл вместе с Вами по жизни - ощущается очень сильно.
На Вашем восхищении его произведениями держится всё эссе.
А когда постоянно повторяешь строчки любимого поэта, он остаётся жить в тебе навечно.
Спасибо Вам большое. Очень хорошо написано.
     21:21 17.08.2018 (1)
2
У меня есть и другие любимые поэты, просто Андрей Вознесенский был первым, кто научил меня поэзию понимать.
Вам, Магдалина, спасибо за тёплые слова, за Ваше внимание к тому, что публикую на этом сайте.
     21:38 17.08.2018 (1)

есть и другие любимые поэты

А кто? Расскажите!

     22:43 17.08.2018 (1)
1
Ранний Владимир Маяковский, Борис Пастернак, Марина Цветаева, Семён Кирсанов, Иосиф Уткин... Ой, боюсь, что список получится очень длинным... 
     22:59 17.08.2018 (1)
1
Удивительный список.
     23:28 17.08.2018
1
Почему удивительный? Про Пастернака и Северянина можно было догадаться, я здесь публиковала подражания этим поэтам, Кирсанов легко укладывается в логику увлечения футуризмом, а поэма о Рыжем Мотеле Уткина - это такая глубокая философия и ироничность, которая без вышеназванных авторов была бы для меня непонятна... Цветаева - мне очень близка по духу, гораздо больше всех известных женщин поэтов, её поэзия напоминает мне порой прозу Набокова, особенно его "Защиту Лужина". Вот как-то так...
     22:44 17.08.2018 (1)
1
Великолепное эссе! Мне очень понравилось, с какой любовью автор описывает свой роман с Поэзией.
     22:51 17.08.2018
2
Это только начало романа. В студенческие годы я тяжело переболела футуризмом, чтобы много позже прийти в Лермонтову и Пушкину. Поэты и поэзия - тема бесконечная.
     20:50 17.08.2018 (1)
1
Саша, великолепно! Так все гармонично, пропущено через "ахиллесово сердце" мудрого читателя.
Утащила в избранное. Так светло, с такой любовью написала! 
     21:17 17.08.2018 (1)
2
Я просто люблю раннего Вознесенского.
Мне так приятно, Лана, что тебе это эссе пришлось по душе!!!
     21:18 17.08.2018 (1)
1
Очень личностное и живое.
     21:24 17.08.2018
3
Мне кажется, что эссе и должно быть таким, а не псевдонаучным словоблудием. Это один из самых моих любимых жанров, как я его понимаю.
Реклама