Произведение «Хатти, адыги, абхазы и их некоторые верования. » (страница 1 из 12)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 4
Читатели: 3280 +2
Дата:
Предисловие:
Рассмотрены некоторые культово-мифологические представления хатти, адыгов и абхазов. Предпринята попытка толкования этимологии некоторых значимых теонимов этих этносов, а также таких этнонимов как адыгэ, абешла, абаза; некоторых сакральных терминов. Обосновывается предположение о том, что первая волна мигрантов-каску поя¬вилась в западной части Северного Кавказа не позднее 3900 г. до н.э..

Хатти, адыги, абхазы и их некоторые верования.

   
                                          М.И. Зильберман
                    Хатти, адыги, абхазы и их некоторые верования.

I. Хатти. Некоторые культово-мифологические представления.
Народ "хатти" - одна из древнейших "ветвей" автохтонного населения Анатолии, по всей вероятности, союз больших близкородственных племён. Упоминание об анатолийской «стране Хатти» впервые встречается на клинописных табличках из Месопотамии периода Аккадской династии. В этих текстах ассирийские торговцы (представители северо-аккадских племён) взывают о защите к царю Саргону Древнему (2316-2261 гг. до н.э.), жалуясь на притеснения в хаттском городе Бурушхаттум (Бурусханда). Так, предполагается, что Саргон Аккадский (Древний) воевал с хаттским царём с наименованием "Нурдагал (Nurdag(g)al)", имя которого (Нур-да-гал(ь)), в переводе с языка "черноголовых" (где - акк. «нур» - «свет», а шум.-дравид. "галь" - "великий") означает "Свет (светильник) великого бога (Великий божественный свет)", (заметим, что Нергал - акк. бог войны). Существует и предание о том, что Нарам-Син (2290-2254 гг. до н.э.), царь Шумера и Аккада (внук Сар¬гона), сражался с коалицией из 17 царей, среди которых упоминается и царь анатолийской «страны Хатти» по имени Памба (заметим, что это предание содержится в вавилонской табличке, датир. ок. 1700 г. до н.э. (старовавилонский перод); несколько иной вариант того же предания был записан ок. 1400 г. до н.э. (касситский период).
Попутно заметим, что термин (этноним) "hatti" фигурирует в тексте упомянутого (связанного с Нарам-Сином) документа (КВо, HI, 13=2BoTU, 3). Термин же "hattili" обычно принято переводить: "по-хаттс¬ки»; вместе с тем, шум.-акк. "ili" означает "мой бог". И если "hattili" представить как "ha-at-ti-ili", то это выражение можно трактовать как "Мой бог - это божество жизни (жизнь)", т.е. здесь говорится о Великой матери Ву¬русеме, владычице жизни и смерти (вероятность велика). 
При этом (попутно) отметим и следующее. Излагая предание, записанное ок.1400 г. до н.э., О.Р. Гарни ("Хетты") пишет: "В ту же коалицию (с царём Памба) входил царь (Ха)Амурру (страны амореев (которая в данном случае не в Ханаане)), чье имя - "Хуварува". Легко видеть, что данное имя, представленное как "Ха-вар-ава" - "Ха-бар-аба" - древнеарамейское, и означает "(Это) сын (бога- (или своего)) Отца" (так, в Новом Завете рассказано об избежавшем распятия разбойнике Варавве; а у драматурга Кристофера Марло (1564-1593 гг.) фигурирует персонаж - еврей Варавва). Следовательно, в рассматриваемом выше тексте речь идёт о племенах арамеев, которые в III тыс. до н.э. вместе с амореями мигрировали из Аравии в Евразию ("Древний человек и божество". Т2). 
Так, из «Царской надписи (бога) Мардука» (литературного текста, стилизованного под царскую надпись), в частности, следует, что Мардук (старовавилонский период) установил свой трон в «стране хатти» (в Малой Азии). И бог Мардук (т.е. амореи) оставался там в течение 24 лет и следил за торговыми связями между странами Хатти и Вавилоном.
Установлено, что племена хатти (т.н. «прахетты») населяли центральную и юго-восточную части Анатолии (Дж. Маккуин. «Хетты и их современники в Малой Азии»). Существует мнение, что хатти либо пришли в Малую Азию к VI тыс. до н.э. (как носители культуры «керамический неолит»), либо (что более вероятно) они - исконные анатолийцы (теория В.В. Иванова и Т.В. Гамкрелидзе), первоначальная область расселения которых охватывала районы реки Галлис (современный Кызыл-Ирмак; Каппадокия). Известно, что в III тыс. до н.э. хатти занимали территорию в излучине Галлиса. С хаттским этносом исследователи соотносят и погребения вождей XXIV-XXII вв. до н.э. из Алишара и Аладжи (К. Биттель, Э. Акургал и др.; согласно же Дж. Мелларту, эти погребения датируются более древним периодом). Предполагается, что у хатти существовало теократическое правление (царь-жрец типа "эн/лугаль" у шумеров).

                                          Дохеттский период в Малой Азии.
     

 

Представление об этническом типе анатолийских хатти можно составить на основе изображений людей на многих исторических памятниках. Так, турецкий учёный Е. Акургал (Ekrem Akurgal "The Hattian and Hittite Civilizations, Publica-tions of the Republic of Turkey: Ministry of Culture". 2001) пишет: «Солдаты с крупными носами, обозначенные как «хатти» на изображениях битвы при Кадеше в храме «Рамессеум», представляют собой совершенно иной этнический тип, чем хеттские цари индоевропейского происхождения в той же сцене», и обоснованно полагает, что автохтонные «хатти всё ещё составляли значительную часть населе¬ния [Анатолии] в хеттский период». Того же мне¬ния придерживался и проф. Оливер Р. Гарни («Хетты». 1980): «анатолийский (арменоид¬ный)» тип (хатти) представлял основную массу (автохтонного) населе¬ния цар¬ства хеттов (а также демонстрировал и степень их (хеттов) ассимиляции). Знаменитый Бедржих Грозный ("Хеттские народы и языки", ВДИ №2, 1938) пишет о том же: "так называемый «хетт¬ский» или «арменоидный», с большим носом, тип, вероятно, относится именно к этому коренному населению Малой Азии".
Так, тщательно выполненные египетские памятники демонстрируют, по крайней мере, два типа хеттов, один из которых являл собой ярко выражен¬ные «арменоидные» черты. В храме же бога Атона «Рамессеум», построенном Рамсесом II, сохранились статуи, на некоторых из которых, всё ещё окрашенных, арии-хетты изображены светловолосыми и белокожими (М. Мюррей «Египетские храмы». 2008). В частности, А.Э. Каули (1920 г) писал, что на изображениях, оставленных самими хеттами, они предстают как «явно  короткоголовый  арменоидный (анатолийский)  тип» (различие между «арменоидным» типом с большим «крючковатым» носом и покатым лбом, - такими, как у бегущих фигур в Язылыкая, у стража ворот в Богазкёе или у золотой статуэтки из Британского музея; и между более пло¬скими, прямыми лицами, - такими, как у сфинксов в Богазкёе и статуэток, найденных там же, - отчётливо просматривается).
Характерно, что на хеттском рельефе (примерно VIII в. до н.э.) из Телль-Халафа (рис. "Мужчи-на..."; В. Замаровский "Тайны Хеттов". 2000) изображён "Мужчина", а на рельефе из Каркемиша (рис. "Хеттские жрицы"; В. Замаровский. 2000) женщи¬на ("Жрица") - типично анатолий-ской/арменоидной внешности (см. рисунки).
                             
                Мужчина    Жрица          Статуэтки
Сопоставление этих изображений людей на рельефах с антропологическим типом (мужчина и женщина; Рис. "Статуэтки"), представленным на бронзовых статуэтках (ок. сер. II тыс. до н.э.) из Телль-эль-Юдейдеха (В. Замаровский. 2000), наглядно демонстрирует глубину ассимиляции ариев-хеттов. 
Следует отметить, что название «страна Хатти» (в Анатолии), согласно ассирий¬ским хроникам, употреблялось в течение ок. 1500 лет, примерно до 630 г. до н.э., но соотносилось уже с хеттами.
Обратимся к хеттам (как к источнику знаний о хатти). Итак (Дж. Меллаарт.1966), ок. 2100 г. до н.э. в Центральной  Анатолии (Кюльтепе,  Богазкёй  и  Аладжа), внезапно появи¬лась гончарная керамика с ангобом и блестящим лощением, по формам напоминаю¬щая метал¬лическую (а, как выяснилось, хетты в Анатолии впервые обнаруживаются на территориях между Канесом (ныне Кюльтепе) и верховьями Евфрата (Singer. 1981)). И поскольку (по К. Блегену) появление балканских праариев в Троаде (в Илионе) засвидетельствовано примерно в 1800 г. до н.э., то, в таком случае, хетто-лувийские племена мигрировали в Анатолию не через Балканы. Аргументом в пользу подобного утверждения может служить и следующее. Как известно, в нач./сер. III тыс. до н.э. в Анатолии, на южном побережье Черного моря, образовалась вследствие ассимиляции хетто-лувийского племени (принято полагать, что мигрировавшего (одна из ранних волн) в Малую Азию с севера и говорившего на индоевропейском языке) народность - т.н. "палайцы" (их язык принадлежит к анатолийской группе индоевропейских языков; вместе с тем, как отмечал Г.А. Меликишвили (ВДИ №1. 1965), выявлен "факт особенно сильного влияния протохеттского языка (вероятно, хатти-касков (см. ниже)) на язык наиболее восточных представителей «хеттско-лувийской» группы - палайцев"). Характерно, что многие боги палайцев тоже заимствованы у хатти-касков, к примеру, Катах-ципури (Царица-птица), Хасимили или глава пантеона палайцев бог Цапарва.
Так, если данный теоним ("Ца-п-ар-ва") представить в виде выражения "Зе-пе-ар-а(в/б)а", то оно может означать "(Это) Светящиеся уста Отца" (здесь о молнии и громе); т.е. он, как и считается, бог Грозы (то же выявляется у адыгов и абхазов, см. ниже). Вместе с тем, легко видеть, что имя "Цапар-ва" фонетически совпадает с частью одного из важных наименований Вурусемы - "Ципур-и" (и корень тот же [цпр]), означающего "птица", в таком случае "Цапар-а(в/б)а" значит "Отец-птица". И тогда, по всей вероятности, в данном божестве ("Отец-птица") должен видится орёл, как священная птица многих громовержцев; а "Цапарва" - небесный отец, владыка Неба, и известен также как глава пантеона; т.е. палайский Цапарва - арийский (типичный) бог-громовержец (а не просто бог грозы и бури, громовик).
Продолжая вышеизложенное, важно отметить, что проф. Ч. Барней, разделяя мнение Т.В. Гамкрелидзе о кавказском пути проникновения хетто-лувийцев в Малую Азию, усматривает в носителях триалетской (закавказской) культуры именно хеттов, датируя их появление в Триалети примерно в 2100-2000 гг. до н.э. (аналогии в орнаментации сосудов с северокавказским материалом среднекубанской эпохи и средней ("классической") трипольской культурой).. Ещё Б.А. Куфтин ("Археологические раскопки в Триалети". 1941), открывший триалетскую культуру, отмечал, что культовый церемониал, изображенный на серебряном кубке из Триалети, весьма близок к культовым сценам, изображенным на рельефе Язылыкая (памятник Нового царства хеттов). Следует отметить (см. ниже), что это появление в Закавказье в конце III тыс. до н.э. хатти-касков (ассимилировавшихся с палайцами, ибо триалетская культура установлена на основании раскопок погребений в группе больших курганов) - не первая волна касков на Кавказ.
И далее. Свое государство иммигранты-праарии (хетты), глубоко восприняв прежнюю (местную) традицию и в значительной степени этнически и культурно ассимилировавшись, называли (сохранили название) империей Хатти, а столицу - Хаттусой, а сами стали именоваться хаттами (хеттами их назвали учёные, чтобы отличать от хатти, "прахеттов"). Свой язык (и себя) пришельцы называли несийским/неситы (по названию города  Неша/Неса (ассир. Канес/Канеш, где "ка/ки" - шумерское, и которое можно толковать как "земля" Неш/Нес(итов)). Выявлено, что индоевропейский язык пришельцев-хеттов заметно перестроился под воздействием хаттского субстрата (Л.С. Клейн. 2007). И, как пишет Ю.В. Откупщиков ("Догреческий субстрат. У истоков европейской цивилизации". 1988): "В итоге хетты заимствовали так много лексики у хурритов, хаттов и других неиндоевропейских народов (Анатолии), что вскоре, после дешифровки Б. Грозного, один из известных лингвистов (Carl Darling Buck. 1926 г) заметил, что хеттский язык - индоевропейский по своей словоизменительной системе, но

Реклама
Обсуждение
     18:33 19.04.2021
Реклама