Вы знаете, как нашли стоянку человека, проживавшего 15 тысяч лет назад на Брянщине, в Юдиново? Полвека тому назад, житель села строил дом с подвалом и нашёл кости мамонта. А, если б, не строил? Тогда бы, археологи ничего не нашли. Так и я, строил баню (в 1973 году) и много чего нашёл интересного! Даже летопись какая-то есть, по которой и расшифровал «Русское Слово» (так называлось). Самому до такого додуматься несложно, а просто невозможно. Недаром, два века умные головы ломаются, и никак. Если бы не нашёл, тогда бы историкам, медиевистам и филологам было бы нечем заняться на работе. Летопись, наверное, не самое главное в находках. Артефактов просто море! На глубине 2,5 м нашёл берестяную грамоту. В ней всего пять отчётливых строк, а дальше порча текста и какие-то символы: Вол Тевс (или Зевс). Буквы сфотографировал и постарался без искажения перенести на бумагу:
Яха тупо кинул: Пош, Елво, Ева — Тьчт, обз — емлю Крест!
Янам вгрен: Аде от дать проща; и те, — Род.
Ны — епроща — и те, друзь.
Ягре нада — грен Ад!
Агре надамо — Яха тупо кинул… (далее неразборчиво)
Молитва? Заклинание или рассказ? Речь о купце или политике? Там обычно «кидают», таковы первые ассоциации, сравнивая древний текст с современным жаргоном. Однако можно ли судить по одному слову? Берестяная грамота, где много не сообщишь. Всё предельно кратко. Культурный слой находки соответствует примерно, XI—XII вв. Текст, сложный и явно философского содержания. Когда встречаются: Ева, Эль, Крестъ, Ад — тут долго думать не приходится. Фрагмент раскрывает какую-то историю Яши (Яха) и Рода. Главный герой тупо (бездумно, жестоко) кинул (вероломно) неких Янов. Те горели (вгрен) Адским пламенем, отдавая дань прощения душам; и, те в Роду, горели, которые не простили Яну, и те «друзи» — одним словом, все иномышленники. Видимо, родоначальники племён (княжеств), которых «кинули», и перечислены выше. Тёмным местом можно считать Тьчт — видимо Тать (вор), что соответствует смыслу рассказа. Если «тату» в значении отец (папа), то речь действительно зашла о судьбе рода. Итог всему, «емлю Крест!», и есть результат вероломного действия, т.к. значение слова вероломный — ломать веру.
Ягре и Агре, которым предстоит Ад, видимо народ, почитающий Ра. Повтор терминов, стоящих рядом, с изменением начальной буквы (звука), легко объясним. По всей видимости, это один народ (вера и занятие):
Ягре — язычники, сокращённо: Яро-слава-Ра.
Агре — земледельцы, аграрии, ра-таеве.
Яша — ящер, змий, зло — сломал веру, учинил Ад.
Всё просто, а Янам (ён, он, i, ян, Я) — им гореть, очищаться, спасать душу. Тот факт, что кто-то и кого-то тупо кинул, очевиден: начало рассказа соответствует финалу — им «надомо», т.е. — заслужили.
Запев короткого и яркого рассказа из жизни раннего средневековья, проходит красной, даже нервной и напряжённой нитью, свивая воедино сюжет до самого финала. Автору удалось донести смысл через поколения. Короткая записка, а как лаконично и точно! Несколько ярких образов и уже композиция, цельная картина бытия. Кем были эти Пош, Елво, Ева, почему Яша их кинул обземь (обз), это ещё предстоит разгадать. Несомненно, одна из важнейших фигур в сообщении на бересте — Тьчт. Вряд ли это конспирация (тогда ещё не умели обманывать), скорее всего утраченные для русского языка, понятия. Легко находимые объяснения значения (батя или вор), не должны останавливать ум исследователя. Почему, не «точка»? Она предполагает окропление, капельку росы, кроп, а koper (словен), это растение укроп, а его предпочитают употреблять в пищу только русские. Потом, звук koper напомнит обычное, копирование. Отец? Интересное возвращение к одному из первых предположений. Кому-то отец родной, а кому и, вор? Очень важен, в таком случае, род героя — почему, не мать? Вспоминая, "мати городов русских", что до сих пор читаем в летописи...
Предположим, кинуть «обземь» и «поиметь Крестъ» — всё одно, что «кинуть на землю» — оставить без Земли, Родины и Веры. Таким образом, присвоив и то и другое, и всё разом... Возможно. А, у кого не было Земли, из летописей X века? Редкий случай! Запись на коре многовековой берёзы, полностью соответствует представлениям из традиционной истории. Кто-то из местных жителей на простом и внятном тогда языке, зафиксировал основные события Смуты. Вот и весь смысл перевода. Так показалось...
Полная, ясная, тем и неожиданная развязка сюжета нас ожидает во Второй части Исследований «Слова о полку Игореве» — мне, всё же, удалось в деталях восстановить ход событий и имена героев. Видимо не случайно, летопись и береста находились рядом — случай с одним памятником помог восстановить второй. «Слово» и «дело»? Случайностей не бывает, когда их больше двух, уже есть повод, задуматься. Объясните, что же делать, если их не три, а триста тридцать три? Сто раз ткнуть в одно место, трезубцем? Опять проблема, ведь учёные до сих пор, точно не подсчитали, сколько всего зубов на символе. Если на трезубце, окажется всего два зуба, то тыкать придётся больше. Само слово «трезубец» может означать треск (не три), или шум. Допустим, в голове, и он распространяется, что ветер свищет...
Товарищи ученые! Не сумневайтесь, милые:
Коль что у вас не ладится - ну, там, не тот aффект, -
Езжайте (к нам автобусом) – с лопатами и с вилами,
Денёчек покумекаем – и выправим дефект!
(Спасибо, Высоцкому!)
Рекомендую посмотреть в ютубе лекторий Алексея Кунгурова и других соратников на тему засыпанных городов и искажения прошлого России.
С уважением.