Произведение «Кропоткин. Каддафи. Ливия.» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 7
Читатели: 1156 +1
Дата:
Предисловие:
                   Ливия при М Каддафи

ВВП на душу населения — 14 192 $.
На каждого члена семьи государство выплачивает в год 1 000 $ дотаций.
Пособие по безработице — 730 $.
…Зарплата медсестры — 1 000 $.
За каждого новорожденного выплачивается 7 000 $.
Новобрачным дарится 64 000 $ на покупку квартиры.
На открытие личного бизнеса единовременная материальная помощь — 20 000 $.
Крупные налоги и поборы запрещены.
Образование и медицина бесплатные.
Образование и стажировка за рубежом — за счёт государства.
Сеть магазинов для многодетных семей с символическими ценами на основные продукты питания.
За продажу продуктов с просроченным сроком годности — большие штрафы и задержание подразделениями спецполиции.
Часть аптек — с бесплатным отпуском лекарств.
За подделку лекарств — смертная казнь.
Квартирная плата — отсутствует.
Плата за электроэнергию для населения отсутствует.
Продажа и употребление спиртного запрещены — «сухой закон».
Кредиты на покупку автомобиля и квартиры — беспроцентные.
Риэлторские услуги запрещены.
Покупку автомобиля до 50% оплачивает государство, бойцам народного ополчения — 65%.
Бензин стоит дешевле воды. 1 литр бензина — 0,14 $

Кропоткин. Каддафи. Ливия.

Общеизвестно, что философское наследие трудов П.А.Кропоткина исчисляется десятками работ, которые повлияли на мировоззрение сотен мыслителей, писателей, общественных деятелей. Но, на мой взгляд, мало внимания уделялось сопоставлению воззрений этого теоретика анархизма с политическими концепциями харизматических лидеров некоторых стран, использующих идеи социального равенства и свободы личности в целях легитимации собственных авторитарных режимов. В данном случае речь пойдет о лидере Ливийской Джамахирии – полковнике Муаммаре Каддафи.
После свержения королевского режима в 1969г. лидер ливийской революции сначала пытался воплотить в жизнь идеи «Национальной хартии» египетского президента Г.А.Насера. Однако через некоторое время он убедился, что они не подходят к ливийским условиям. И тогда Каддафи на основе так называемой «Третьей мировой теории» начал разрабатывать собственную концепцию «прямого народовластия», опиравшуюся на племенной менталитет бедуинов и выдвинутую в качестве новой модели общественного устройства, альтернативной государству. Одновременно с этим Каддафи начал досконально изучать труды виднейших теоретиков и философов. Ливийский лидер обратился в том числе и к наследию русских революционных радикалов, в первую очередь – М.А.Бакунина, П.А.Кропоткина, В.И.Ленина. Толчком к этому послужил набор работ В.И.Ленина, переведенных на арабский язык и направленных посольством СССР в Ливии в канцелярию ливийского лидера в качестве подарка по случаю столетия со дня рождения вождя мирового пролетариата. Одновременно для Каддафи в Лондоне были выполнены  переводы на арабский основных трудов русских теоретиков анархизма М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина, с которыми Ленин вел полемику. К 1975 году Каддафи прочел эти работы.
В этой связи возникает желание сопоставить взгляды Каддафи с воззрениями Кропоткина. Конечно, сопоставление «Третьей мировой теории» с философией анархо-коммунизма во многом условно. Условно потому, что один небольшой труд, которым является «Зеленая книга» Каддафи, не сравним по своим масштабам с многотомными сочинениями П.А.Кропоткина, развернутыми, всесторонними и глубокими. Но этот анализ поможет выявить, какие именно идеи Каддафи совпадают со взглядами русского философа.
В первую очередь хотелось бы рассмотреть отношение к институту государства. Кропоткин жестко критикует власть и правящее меньшинство. «Все, что нужно для производства, — земля, угольные копи, машины, пути сообщения, пищевые продукты, дома, воспитание, знание, — все было захвачено в свою пользу небольшой горстью людей…»[1]. Каддафи, как и анархисты, отрицает все существующие в  мире политические системы,  называя  их «порождением борьбы за власть между орудиями правления»[2]. Ливийский лидер подчеркивает, что победителем в этой борьбе «всегда выходит орудие правления — отдельная личность,  группа людей,  партия,  класс,  побежденным же  всегда оказывается народ…»[3].  Отвергая политические системы, Каддафи закономерно приходит к выводу,  что «государство — это искусственное политическое, экономическое, а иногда и военное устройство, никак не связанное с понятием человечества и не имеющее к нему никакого отношения»[4]. Эта цитата как будто бы перекликается с работой П.А.Кропоткина «Государство, его роль в истории»[5], где автор подробно излагает свои мысли о государстве как о некой искусственной, возникшей на определенном историческом периоде надстройке над обществом.
Критика парламентаризма и представительской демократии является закономерным продолжением отрицания института государства. «Парламенты стали узаконенным барьером, мешающим народу осуществлять свою власть, отстранившим массы  от участия в  политике  и  монополизировавшим  их  власть»[6], — пишет Каддафи. Оценивая парламентаризм, как атрибут власти господствующего меньшинства, он выдвигает лозунг «Никакого представительства от имени народа!» и считает, что «власть должна полностью принадлежать народу»[7]. Ливийский лидер отрицает и выборы, считая, что при выборах «наблюдается отказ от власти в пользу избранного лица, которое возносится над избравшими его людьми»[8].  Кропоткин также считает, что «когда народу приходится подавать голоса за всяких пройдох, добивающихся чести быть его представителями и претендующих на то, что они все знают, все сделают и все устроят, он, конечно, делает ошибку за ошибкою»[9], а  «представительское правление просто послужило буржуазии для того, чтобы воздвигнуть плотину против захватов королевской власти – не давая вместе с тем свободы народу»[10]. То есть Каддафи снова фактически дублирует выводы Кропоткина.
Наемный труд является атрибутом капиталистического общества, и он также подвергается жесткой критике. «Наемный труд есть результат присвоения земли и орудий производства несколькими лицами. Он был необходимым условием развития капиталистического общества и должен умереть вместе с ним…»[11], а «право на труд – это право оставаться всегда наемным рабом и эксплуатируемым завтрашним буржуа…»[12] — пишет Кропоткин. Эту мысль по существу повторяет Каддафи: «Наемные работники, как бы ни велик был их заработок,  — это те же рабы. Наемный работник находится в полурабской (здесь хочется вспомнить бакунинский термин «полурабы» – А.Р.) зависимости от нанявшего его хозяина»[13]. Он резко критикует марксизм за то, что  при отрицании капиталистического наемного труда практикуется «социалистический» наемный труд, когда работодателем является государство. Каддафи  считает,  что в основе рабства наемного работника – «работа,  за которую он получает плату от работодателя, независимо от того, является ли работодателем частное лицо или государство»[14].  И снова налицо сходство с кропоткинским взглядом на марксизм: «анархисты… отрицают возможность разрешить задачу при помощи государственного капитализма, т.е. захвата государством всего общественного производства или же его главных отраслей».[15]  Сходятся мнения и во взгляде на принцип заработной платы: «рабочие не могут купить на свою заработную плату того, что они произвели, раз им приходится, покупая товар, платить и ренту, и прибыль, и проценты капиталисту и банкиру»[16], — пишет Кропоткин. Каддафи также  указывает на  то,  что работник не имеет возможности пользоваться тем, что производит, а получает взамен этого заработную плату, поэтому «окончательное решение проблемы заключается в отмене заработной платы и освобождении  человека  от ее оков,  возвращение к естественным правилам, определяющим эти отношения до появления классов,  разных форм правления и законодательства,  созданных человеком»[17]. Взамен системы заработных плат Каддафи выдвигает лозунг «Партнеры, а не наемные работники», во многом сопоставимый с бакунинско-кропоткинской концепцией кооперации.
И Кропоткин, и Каддафи считают, что для освобождения народа необходимо уничтожение государства путем социальной революции. Отношение к революции еще один пункт, по которому их взгляды совпадают. Тема социальной революции – одна из наиболее важных в философии анархизма. По Кропоткину революция есть эпоха прогресса, она является неизбежным элементом эволюции, задающим новый вектор развития, революция призвана уничтожить государство и принести ему на смену местное самоуправление. Но помимо социальной функции революция по Кропоткину, несомненно, несет и этическое содержание: «Зарождаясь в уме отдельного человека, идея справедливости должна стать социальной идеей, вдохновляющей революцию… Революция… дает возможность справедливости, неясно сознанной раньше, проявиться во всей чистоте и полноте своей основной мысли»[18]. Подобные призывы Каддафи широко известны. Его формулировки, правда, куда более расплывчаты и зачастую примитивны, однако справедливая, этическая направленность революционных преобразований так же бесспорна. Например, он считает, что «революция — это коренное изменение, которое осуществляется непосредственно массами с целью разрушения несправедливых общественных, экономических и политических отношений и установления вместо них справедливых гуманных отношений»[19].
После свершения социальной революции, в ситуации, когда «с государством должно погибнуть все, что называется юридическим  правом, всякое устройство сверху вниз путем законодательства  и правительства»[20], особое место занимает вопрос закона в новом обществе. По Кропоткину «закон государства всегда имел… целью лишить широкие массы народа большей части плодов его труда в пользу некоторых привилегированных»[21]. И Каддафи, разумеется, считает, что «неправомерно и недемократично поручать выработку Закона общества комитету или парламенту. Столь же неправомерно и недемократично допустить, чтобы Закон общества изменялся отдельными лицами, комитетами или парламентами»[22]. Он пишет, что «закон диктаторских орудий подменил собой естественный закон. Закон, созданный человеком, заменил естественный закон, критерии сместились»[23]. Считая это неверным, Каддафи приходит к выводу, что «единственно правильным законом любого общества являются обычай и религия или и то, и другое вместе»[24], ведь «обычай есть выражение естественной жизни народов»[25]. Во взглядах на религию мнения Каддафи и Кропоткина безусловно разнятся (даже если принять во внимание серьезные расхождения воззрений ливийского лидера с традиционными исламскими догмами и неоднозначное отношение русского философа к религиозным общинам),однако обычай как закон общества (наряду, правда, со свободными соглашениями) весьма импонировал Кропоткину: «Мы представляем себе общество в виде

Реклама
Обсуждение
     00:40 08.04.2021
М-да... И опять-таки скажу, Коля, что ты - молодец! Мыслишь глубоко и обстоятельно! Я не считаю Каддафи правильным парнем, но блага, которые он народу давал, были ВПЕЧАТЛЯЮЩИМИ. Тем не менее, если его так массово любили, то никакое внешнее подстрекательство против него не сработало бы. Но падает только там, где гнило... Только подтолкнуть и хряснуло!
     20:36 07.09.2018
Спасибо Николай Николаевич. Я,конечно, кое-что знал о теории Каддафи и особенно анархо-коммунизма графа Кропоткина, но не так профессионально и в сравнении.
     15:09 25.02.2018 (1)
«Чем человек несчастнее, тем больше он боится изменить свое положение из страха стать еще несчастнее».
Ну, это меня не касается – я человек счастливый.
Николай, как я понял, ты тоже счастливый. Ты ведь не боишься изменить своё положение.
А кто же тогда эти несчастные? Николай, назови хоть одну фамилию несчастного человека. Или эти несчастные опять лишь в твоём воображении?
     15:18 25.02.2018 (1)
Несчастный человек это Путин! Сейчас на экран пытаются выставить его двойников пока у Вовы дрыщ, но смех и только!!!
Двойник не доработан!!! Нашпыряли актёра цилюлитом и ботоксом а про голос забыли, типа за хворого сойдёт!!!
     15:40 25.02.2018 (1)
Опять, Коля, ты какую-то херню несёшь. Я по нормальному хотел поговорить. А ты Путина приплёл.
     15:51 25.02.2018
А вы считаете это нормальным что бы я вам писал имена  и фамилии?
Если хотите поговорить в русле диалога то задавайте адекватные вопросы
     08:36 01.11.2017 (2)
-1
Все  доходы  страны делились  между ее жителями. Защита  страны  стояла  на  последнем  месте. Люди жили счастливо  и богато. Обвинили Каддафи,  что  у него  есть оружие  массового  поражения. И  нет  уже  Ливии,  нет счастливо живущих людей несколько  племен борются за  власть  уничтожая друг друга. Тоже  самое  произошло в Ираке,  оружия  там  не нашли. Бедно живёт Северная  Корея доходы  страны не делят  среди  всех поровну. Но  у них есть  оружие массового поражения. И на  них никто не нападает. Так  кому хуже,Ираку и  Ливии, где война   продолжается  несколько  лет и неизвестно  сколько будет продолжаться. Или  Северной Корее, которые  потянув поясочки стоят на  страже своей страны, не пуская   к себе демократов. И  у них  нет коррупции.
     15:17 23.11.2017
В портупее всё тупеет и тупеет. Нет коррупции в Северной Корее ... Она есть везде. "Власти КНДР казнили главу генштаба Корейской народной армии Ли Ён Гиля.  "http://www.tvc.ru/news/show/id/86328
     08:49 01.11.2017 (1)
1
Вы рассуждаете поверхностно, забывая о главном. Народе.
Давайте возьмём к примеру нашу страну. Страна очень богатая! Ядерное оружие тоже есть. Но почему народ живёт в нищете?
Прикрываем воровство власти внешней угрозой?
Все страны по типу правления являются колониями Ротшильдов или Рокфеллеров. Ливия была исключением. Поэтому она представляла угрозу и тому и другому.
Северная Корея на данный момент является дубиной в руках Ротшельдов. Вы действительно думаете что они сделали технический прорыв, и сами создали ядерное оружие? Эту дубину им вручили что бы угрожать Рокфеллерам.
Сейчас Россия стоит на пороге народовластия и процветания. Перешагнёт она этот рубеж или нет покажет История!
     11:28 08.11.2017
-1
Судя по революции в Волгограде то ваша Россия его уже перешагнула. Что там революционный комитет - комитетит? Лозунги пишутся? У меня  осталось несколько кумачей, типа: "Все на борьбу с неграмотностью!" Могу продать по сходной цене.
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков
Реклама