Встретил я соседского Андрея. Пареньку лет двенадцать. Гордый, вдумчивый. В драмкружке занимается.
-Как дела, расскажи, как твоя актёрская карьера?- Спрашиваю.
Парень скромно хмыкает, руку типа в опере, отставляет и тоненьким голосом.
-Ну, какая там карьера, вы, Фёдор Михайлович, право преувеличиваете. Так детские шалости.- Двенадцатилетний пацанчик, значит объясняет.
Честно, я как то себя сразу не культурной особью почувствовал.
-Да ладно, папа твой успехами хвастался. С утра до вечера в своей театральной студии пропадаешь…-
-Фёдор Михайлович, пропадать не надо, надеюсь, мы не пропащие.- Ребенок у меня фразу выхватывает.
И интонация главное какая, будто лакеи ему кофей с утра не подали. Нет, прав папа Андрея, к искусству у мальчика способности имеются.
Это ж какая дрянь вырастет?
-А в какой пьесе ты сейчас занят?-
-Ну, прямо весь репертуар вам расскажи.- Андрей откинул чёлку. Сейчас репетируем пьесу, называется.
За забором. -
-Это что, про тюрьму? - Ужаснулся я.
-Да нет, про евреев.-
-А что они за забором делали?-
-Они там жили, эта пьеса про жизнь евреев в девятнадцатом веке. Как они там, в местечке, жили. Драматург был такой в девятнадцатом веке Эфрос. Сейчас он не заслуженно забыт, но наш руководитель вынул его труды…-
Тут я заинтересовался. Забытый писатель вынули труды… Что называется, это уже по месту.
Напомню я с сотоварищами литъискатели. Ищем забытые или малоизвестные литературные сюжеты и их авторов.
Напомню это не только вам, но и себе потому что уже давно не чего не ищем. После малоприятных событий, тусовки наши стали всё более редки, даже перезваниваться между собой стали меньше. Причина конечно не в перипетиях сюжета, а скорее в том, что не как не хотим себя затруднять. По сути литъискательство это наша фантазия, она имеет свойство заканчиваться.
Итак, незаслуженно забытый писатель Эфрос. Новый материал.
-Андрюша, а что за писатель Эфрос? Я слышал, но вспомнить не могу. -
-Федор Михайлович,- мальчик смерил меня пренебрежительным взглядом, вы же кажется музейный работник, а не писатель. Но всё, что я про него знаю, уже сказал. Жил в девятнадцатом веке, писал про евреев. Роль у меня в его пьесе не простая. Характер сложный, многогранный. -Двенадцатилетний лицедей опять откинул чёлку.
-А по чему вы стали про евреев пьесу ставить? -
-Объясняю, в районе будет проходить день толерантности. В рамках его планируется конкурс театральных детских студий. Нашей студи поручено отвечать за евреев. Руководительница Анастасия Иосифовна выбрала соответствующее произведение. Вы бы знали, какой она выдающийся человек…- Андрей опять не по-детски закатил глаза и бросился распинаться в комплементах своему художественному руководителю. Предположу, что взрослые артисты так же лижут своему начальству.
-А что за день толерантности такой? Какие еще спектакли к нему ставят другие скажем студии? -
-День толерантности…- Андрей замялся, чувствуется мальчик сам плохо понимал, что это. Ну вот мы скажем наша студия про евреев готовит. Соседняя про хохлов. Еще одна есть, но там руководитель очень слабый, она про чурок спектакль делает.
День толерантности — это день терпимости. Вот. - Андрей чувствуется был рад что вспомнил нужные слова.
-День — это хорошо. - Поддакнул я.
Получалось правда толерантность — это денек потерпеть… Долгосрочная значит перспектива. Интересно, а спектакль про гомосексуалистов не какому детскому театральному кружку поставить, не велели?
Ладно, похвалил я ещё раз юное дарование и пошёл дальше.
Прейдя домой, вспомнил о забытом литераторе, влез в инет, начал искать. Нашёл, имеется.
Так биография, литератор Эфрос А. М, вырос значит в набожной еврейской семье. Затем вырвался из пут местечка, крестился.
Рассказиков его выложено не много. Да и те убогие. Но особенно привлёк внимание один.
Сюжет следующий.
В некой местности появился гнусный еврей. Гадал людям, православным, на картах. И плату просил. Часто сбывалось. Не с проста, карты оказывается у нехристя не обычные были, а кожаные.
Вырезанные, как потом выяснилось, из человеческой кожи.
Один из клиентов задолжал, так потребовал картёжник, в качестве уплаты долга, кусок кожи срезать с бедолаги…
Заканчивалось всё правда хорошо и быстро. Пришли русские власти, полиция. Гада выпороли, так что с самого всю кожу сняли, и в острог сослали.
Вообще все рассказы автора отдавали редкостным, даже для тех времён, антисемитизмом. А этот вообще. Шекспировский Венецианский купец отдыхает.
А главное как они кожаные карты в руках держали, они же мягкие. Да, не любил крещёный еврей своих бывших единоверцев.
Кстати, власти литератору, судя по всему, за страхолюдные рассказики против любимых иудеев не плохо платили. Что называется еврей на царёвой службе.
Это как они собрались ко дню толерантности пьесы его ставить, да ещё детской труппой. Притом саму пьесу «За забором» в интернете я не нашёл. Эксклюзив, наверное.
По случаю решил звякнуть Михалычу. Коллеге по лит искательству. Рад был старик моему звонку. Думал, я про него забыл. Про автора выслушал, как-то между делом. Но при слове карты, как передёрнуло.
-Слушай, Федя, тут стали дела творится не чистые. Это кажись по твоей части. Я ведь Федя не слепой мы с тобой, складывается впечатление, коллеги. Только ты по нечистой силе. –
Напомню. Михалыч мент отставной. Почему меня в такой отдел зачислил?
-А в чем, - говорю, сюжет? -
-Сюжет странный. Померла в нашем доме одна бабка, осталась от неё однушка. Бабка при жизни одинокая была. А тут наследник нарисовался.-
-Ну и что, у тебя доля в наследстве была? -
-Нет, не в этом дело.
Въехал он в однушку которая ему от бабки досталась и начались у нас приключения. Сначала всё тихо было. Не хулиганит не наркоман. С виду вообще не приметный, мышь серая, одет аккуратно. Вежливый. Правда, морда противная. Помнишь, карта такая есть, на ней шут изображен.
-Джокер что ли.-
-Вот. Я сам не картёжник, ты знаешь. Шахматист, правда то же не легче, но чего старое поминать.
Джокер всегда на картах такой противный шут, вот и у меня ассоциации с этим типом. Дальше потянулись в его квартиру какие-то люди. Один за одним. Всех возрастов социальных групп и национальностей. Потом кто-то из соседей узнал, что мужик этот на картах гадает. А это всё его клиенты.-
-Ну, так что плохого.- Не понял я.
-Стали пакости в окрестностях творится. Трое из окон выпали, это считай в одном квартале. Двое повесилось. Один от передозировки…
Вроде ни чего общего, а ты мою чуйку знаешь. Объяснить не могу, но как то, это с джокером-наследником связанно.
При том, ребята знакомые поведали, что у многих из жертв находили при себе карты. А чаще одну. -
-А масти какие? -
-Сам заинтересовался, но вроде все разные. -
Рассказ Михалыча, при всей абсурдности, мне ерундой не показался.
-Слушай, а не наведаться ли нам к этому загадочному гадальцу? - Предложил Михалыч.
Меня понимаешь он видел и срисовал. Может ты к нему сунешься? -
-Знаешь, -говорю мне не много не до того. Мало ли кто на что народ разводит. -
Михалыч на том конце провода промолчал, чувствуется обиделся.
Сам я признаюсь не когда картежником не был. Я всегда, когда в подкидного играл, не мог запомнить какие карты вышли какие пришли. Поэтому проигрывал постоянно, а если постоянно проигрывать любой азарт уйдет.
-Тебя даже обманывать скучно. - Один шулер говорил.
Через два часа опять звонок. Михалыч. Нудил, нудил.
-Федя ну может сходишь, посмотришь. Ты парень тертый, если что я рядом…
Деньги тебе дам. -
Что ж его так заклинило. Может тому гадальцу Джокеру просто в очко проигрался старый мент?
Этот вопрос я задал на прямую. Михалыч вздохнул и раскололся, примерно все так и было.
Только давно и не с этим гадальщиком. В стародавние времена сцапал Михалыч какого-то шулера. На чем и как рассказывать не стал. Шулер якобы в обмен за удобные для него расклады предложил следаку погадать. Чуть ли не желания посредством карточных пасьянсов исполнить. Молодой тогда, перспективой следователь Михалыч, сначала обалдел. От такой наглости. Потом ради интереса согласился.
Урка, однако обнаглев окончательно, попросил кое какие действия для обеспечения гарантий. Такой наглости от преступного элемента мой друг уже не стерпел и заставил раскинуть карты просто так.
Джокер, того оказывается погоняло то же Джокер было. Кровь вытер, с достоинством. Вообще держался очень достойно и начал гадать…
Как он там карты кидал Михалыч не помнил. Запомнил только, что все предначертанное сбылось.
После оных событий Михалыча понизили в должности, избили в подъезде. Неизвестные. Жена ушла. Карьера пошла на нет.
Во всех бедах Михалыч однозначно винил Джокера.
-А что ж ты его потом не нашел? - Поинтересовался я.
-Как в воду канул. От нас забрали. Дальше не слуху не духу. Видать хорошие были у шельмеца покровители.
Не обычный был. С виду сиделец сидельцем. Синева перстней, а фразы заворачивал. Как сейчас помню, вещал.
-Что такое карты? -Говорит. Картинки. Каждая картинка что то символизирует. Возникает вопрос, кто и как придумал эти символы. Или кто и как их сложил. Вопрос конечно хороший, а кто письменность придумал. Есть буква, иероглифы. А что на карте изображено? Да, пожалуй, та же буква, огласовка нашего желания.
Вот карты — это огласовка нашего желания отсюда и азарт. Картами пишется наша судьба…
У каждой карты, которая в игре, как и у человека своя судьба, порой она может ходить без веления игрока. Вспомним Пиковую даму.-
-Он даже по немецкий какую-то лабудень цитировал. Вот с какими необычными типами приходилось сталкиваться.
Федя, может все-таки глянешь. Что там за молодой Джокер появился. -
Ну надо сказать раззадорил мой интерес своими рассказами. Ладно попробуем.
-А как я к нему, под каким видом. -
-Да все просто, я выяснил. Он объявление дал в газету. Позвонишь, скажешь по объявлению. -
Прибыл. Квартира напоминала скорее офис. Не богатый, а так стандартно прилизанный. Легкий ремонтик. Ни каких тебе черепов на стенках и скальпов бабы яги.
Предо мной сидел средних лет мужчина. Ни чего примечательного, безликий. Лицо обычное. Застиранное, можно сказать.
-Очень приятно, здравствуйте. - Расшаркался я.
- Здравствуйте, садитесь. - Голос у мужика весьма располагающий. Ну давайте прейдём к вопросу.
На что хотите погадать? На желание, на причину, на человека.-
Честно говоря, я запутался. На всякий случай брякнул, что хочу на
| Помогли сайту Реклама Праздники |