Что может быть общего между картиной великого Леонардо да Винчи и Русской душой?! А это общее на поверхности: тайна!
Улыбка или усмешка Джоконды?! Чей образ скрывается за портретом: любовницы Джулиано Медичи? Или жены флорентийского купца? Или это сам мастер, Леонардо?
Мне вспомнилось, как один ребенок сказал, что Мона Лиза его преследует взглядом, что он боится эту женщину на портрете!
Не так ли и русская душа пристально смотрит сквозь столетия на все, что происходит в России и мире? И разгадать тайну этого взгляда никому не удается! И я не ставлю перед собой такую непосильную задачу, а только хочу обратить внимание на фотографию, которая предваряет мою миниатюру.
Так, как живет русский человек, я о мизерных зарплатах бюджетников и грошовых пенсиях просто молчу, что повторяться, когда, как в басне Крылова, «воз и ныне там»?! Но как умудряется россиянин, живущий в труднейших бытовых условиях , в домах с печным отоплением, похожих на сараи в депрессивных городских районах, среди гор мусора на тротуарах и отсутствия зеленых скверов и парков, набирая полные кроссовки воды во время ливней, или шагая просто босиком, задрав подол юбки, по ливневым потокам… Как он сохраняет свою душу, способную видеть красоту?
Мне вспомнился литературный герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси...», Ермил Гирин:
С ним случай был: картиночек
Он сыну накупил,
Развешал их по стеночкам
И сам не меньше мальчика
Любил на них глядеть.
Пришла немилость божия,
Деревня загорелася—
А было у Якимушки
За целый век накоплено
Целковых тридцать пять.
Скорей бы взять целковые,
А он сперва картиночки
Стал со стены срывать;
Жена его тем временем
С иконами возилася,
А тут изба и рухнула—
Так оплошал Яким!
Слились в комок целковики,
За тот комок дают ему
Одиннадцать рублей...
«Ой брат Яким! недешево
Картинки обошлись!
Зато и в избу новую
Повесил их небось?»
— Повесил — есть и новые,—
Сказал Яким — и смолк.
Он сыну накупил,
Развешал их по стеночкам
И сам не меньше мальчика
Любил на них глядеть.
Пришла немилость божия,
Деревня загорелася—
А было у Якимушки
За целый век накоплено
Целковых тридцать пять.
Скорей бы взять целковые,
А он сперва картиночки
Стал со стены срывать;
Жена его тем временем
С иконами возилася,
А тут изба и рухнула—
Так оплошал Яким!
Слились в комок целковики,
За тот комок дают ему
Одиннадцать рублей...
«Ой брат Яким! недешево
Картинки обошлись!
Зато и в избу новую
Повесил их небось?»
— Повесил — есть и новые,—
Сказал Яким — и смолк.
Ах! Вот она где загадка, тайна русской души! Ермил сохранил не целковые, а картинки, которые копил для сына , а жена «возилась с иконами»! Простой мужик, как говорит Некрасов, «от сохи», но как правильно воспитывает сына, приобщая к красоте! Какой духовный поступок совершает его жена, спасая самое сакральное- иконы!
И что-то изменилось с некрасовских времен в загадочной русской душе? И да и нет! Мы живем в тяжелых условиях, но пишем стихи, даже пытаемся создать новый гимн России:
Россия — страна для всеобщего братства
Свободных народов на все времена!
Свобода и совесть — России богатства,
Свободной страною она рождена!
(Автор Н.Пономаренко "Новый Гимн России")
Но и в то же время мы порой безразличны к красоте в воспитании своих детей, выводя их только в супермаркеты, а не на выставки художников. И видят наши дети фальшивую красоту на рекламных зондах и в глянцевых журналах.
Так в чем же загадка улыбки Джоконды? Она усмехается? Ей горько смотреть на Русскую душу? Или она что-то знает о ней, но молчит?
И каково состояние тех, кто спускается по лестнице к картине? Удивление, переходящее в иронию? И в конце концов равнодушие?
Прав Федор Тютчев: умом Россию не понять!