«Иссакиевский собор Санкт-Петербург» | |
Предисловие: Ершалаимская тьма (или советская власть) и два самых известных в Российской Империи храма:
1.Иссакиевский собор в Санкт-Петербурге.
2.Храм Христа Спасителя в Москве. Всмотритесь и вслушайтесь - с Вами говорит М.А.Булгаков
Глава 2.
В саду было тихо. Но, выйдя из-под колоннады на заливаемую солнцем верхнюю площадь сада с пальмами на чудовищных слоновых ногах, площадь, с которой перед прокуратором развернулся весь ненавистный ему Ершалаим с висячими мостами, крепостями и, самое главное, с не поддающейся никакому описанию глыбой мрамора с золотою драконовой чешуею вместо крыши – храмом Ершалаимским
(Исаакиевский собор, у любого россиянина архитектурный шедевр Монферрана вызывает чувство гордости за свою Отчизну),
- острым слухом уловил прокуратор далеко и внизу, там, где каменная стена отделяла нижние террасы дворцового сада от городской площади, низкое ворчание, над которыми взмывали по временам слабенькие, тонкие не то стоны, не то крики.
Глава 25.
«Она уже навалилась своим брюхом на Лысый Череп, где палачи поспешно кололи казнимых она навалилась на храм в Ершалаиме, сползла дымными потоками с холма его и залила Нижний Город
(по всей России растекается из Санкт-Петербурга советская власть).
Она вливалась в окошки и гнала с кривых улиц людей в дома. Она не спешила отдавать свою влагу и отдавала только свет
(тьма пожирает свет, выхватывая вспышками молнии архитектурные реликвии Российской империи).
Лишь только дымное черное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покровом».
Необходимое дополнение.
Словом «чешуя» (золотое покрытие куполов православных храмов России) объединяет М.А.Булгаков образы двух самых известных храмов Российской Империи: Исаакиевский собор в главе 2 и Храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова) здесь в главе 25. Автор сознательно путает символы России, рассчитывая на знание читателями, какой храм напоминает своим покрытием дракона, а какой был разрушен 5 декабря 1931-го года двумя подрывами.
Продолжим.
«Но он угасал во мгновение, и храм погружался в тёмную бездну. Несколько раз он вырастал из неё и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы»
(физически разрушается храм прежней веры, бессмысленное изничтожение Храма Христа Спасителя описывает автор; именно от этих действий в главе 2 открещивается Иешуа, сравнивая себя с слабоумным).
Другие трепетные мерцания вызывали из бездны противостоящий храму на западном холме дворец Ирода Великого, и страшные безглазые золотые статуи взлетали к черному небу, простирая к нему руки. Но опять прятался небесный огонь, и тяжелые удары грома загоняли золотых идолов во тьму.
Послесловие: Почему читатели романа не замечают прямой аналогии между описанием знаменитых на всю Россию храмов?!! |