Произведение «Некоторые культовые представления эпохи палеолита» (страница 1 из 11)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Оценка: 4.5
Баллы: 2
Читатели: 2337 +1
Дата:
Предисловие:
В статье показана способность разума человека (гоминида) палеолита (включая и
«нижний» его период) подняться до такого уровня сознания, дабы в соответствии со
сложившимися у него за тысячелетия культово-мифологическими представлениями
связывать свое бытие при жизни, а также и посмертную участь, с ролью высших сил
(т.е. религиозность возникла на заре человечества). Эпохе среднего палеолита (возможно, и несколько более ранним временам) Homo sapiens обязан и возникновению
концепции «Единый Бог», и разделению Его образа на ипостаси «Мать-Отец», а
также и, в частности, сакрализации некоторых чисел (количеств) и знаков (символов). Погребальная же практика неандертальцев (ритуалы ингумации) пережила и
их самих (к примеру, принесение цветов на могилу). Воззрения неандертальцев на
конструктивные особенности (в т.ч. и форму) сооружаемых ими святилищ обрели
статус традиционных и широко использовались в эпоху мезолита (святилища Гебекли Тепе), да и много позднее  

Некоторые культовые представления эпохи палеолита

 
 
                                             Зильберман Михаил Израйлевич
                         "Некоторые культовые представления эпохи палеолита"

 

В статье показана способность разума человека (гоминида) палеолита (включая и "нижний" его период) подняться до такого уровня сознания, дабы в соответствии со сложившимися у него за тысячелетия культово-мифологическими представлениями связывать своё бытиё при жизни, а также и посмертную участь, с ролью высших сил (т.е. религиозность возникла на заре человечества). Эпохе среднего палеолита (возможно, и несколько более ранним временам) Homo sapiens обязан и возникновению концепции "Единый Бог", и разделению Его образа на ипостаси "Мать-Отец", а также и, в частности, сакрализации некоторых чисел (количеств) и знаков (символов). Погребальная же практика неандертальцев (ритуалы ингумации) пережила и их самих (к примеру, принесение цветов на могилу). Воззрения неандертальцев на конструктивные особенности (в т.ч. и форму) сооружаемых ими святилищ обрели статус традиционных и широко использовались в эпоху мезолита (святилища Гёбекли Тепе), да и много позднее.

Ключевые слова: палеолит; гоминид; религия; святилище; археологическая культура; кроманьонец; сакральная символика; богиня-мать; погребение; концепция возрождения; пещера Брюникель; Гёбекли Тепе; колонна.

 

 

                                                                         Как изумруд, скрыто под спудом

                                                                         разумное слово. Находишь его между тем

                                              у рабыни, что мелет зерно (надпись на статуэтке Осириса).

 

Вопрос о способности человека палеолита мыслить не только о насущных потребностях сиюминутного выживания (в рамках позывов инстинкта), но и, абстрагируясь, "фантазируя", связывать своё бытиё с ролью неких высших сил, определяющих ход природных явлений; смогло ли дос­тигнуть (развиться) сознание (разум) неандертальца такого интеллектуального уровня, дабы у него могли возникнуть какие-либо религиозные воззрения, повлекшие за собой определённые культовые действа, - остаётся спор­ным и поныне, нес­мотря на то, что уже (давно пора) «следует признать, что у неандертальцев, в период их расцвета, были до­вольно строгие [упорядоченные] и стабильные формы общественной жизни» (Φ. Кликс «Пробуждаю­щееся мышление. У истоков человече­ского интеллекта». 1982).

Можно предполагать, что психология человека палеолита вполне соответствовала постулату К.Г. Юнга («Психология религии»): «нет ничего в рассудке, чего ранее не было в чувствах». «Определив религиозный опыт как зaхвaчен­ность внешней силой, К.Г. Юнг интерпретирует по­нятие бессознательного как религиозное (его влияние… «есть бaзовый религиозный феномен»). Согласно ему, бессознательное не может быть просто частью  повседневного (обыденного) индивидуального сознания, но является неконтро­лируемой, врывающейся (неожиданно) в наше сознание некой внешней силой (Э. Фромм «Психоaнaлиз и религия». 1950). "Основой всякой религии... является... противостояние «Всецело Иному» (Р. Отто, Т. Якобсен), -  тому, что лежит вне границ обычного опыта".

Знаменитый Мирча Элиаде, философ-религиовед, глубоко верующий человек («История веры и религи­озных идей» Т I. 2002), полагал, что «если рассматривать палеоантропов как полноценных лю­дей, то надо допустить, что [и] у них был набор своих верований и своих обрядов, поскольку... опыт священного входит в саму структуру сознания... Сегодня все уже в принципе согласились, что у палеоантропов была религия... [однако] оха­рактеризовать ее содержание на практике трудно или вообще невозможно». Крупнейший специалист в области истории религий XX столетия священник Э.О. Джеймс убеждён, что «доступные к настоящему времени данные позволяют с большой долей уверенно­сти утверждать, что в широком смысле слова религия в тех или иных своих проявлениях явля­ется столь же древней, как и само человечество» (Е.О. James «Prehistoric Religion». Historia Religionum. 1969). Эт­нолог В. Кабо («Крест и круг». 2002), к примеру, вообще убеждён, что «религия возникает вместе с первыми проблесками человеческой мысли», интеллекта. Но тогда правомерно ли во­обще говорить о каком-либо дорелигиозном периоде развития человече­ства, коль скоро первобытное мышление изначально (с первого проблеска разума) занимает сверхъестественное (отличное от обычного, будничного - профанного)?

Так, тщательный анализ стоянок синантропов (Homo erectus) позволил ряду видных ученых, таких как Карл Нарр и Иоганн Марингер, даже задаться вопросом о религиозности китайских питекантропов (Homo erectus первыми освоили огонь и активно им пользовались для обогрева, приготовления пищи, защиты от хищников и для охоты на диких животных).

Несомненно, что в осмыслении окружающего мира древним человеком, его умозаключениях, важнейшую роль играли конкретные (наглядные) причинно-след­ственные связи, а также и аналогии (наблюдаемые в явлениях природы, а также возникающие при практической деятельности человека). Представляется очевидным, что желание понять и объяснить мир (по определению Исидора Севильского "мир (mundus) есть то, что состоит из неба, земли и моря, окруженных созвездиями"), явления природы, окру­жающую среду, осознать своё место в мироздании, а затем и как-то влиять на события, противостоять им ради выживания, возникло с первыми проблесками разума, и в конечном итоге оформилось как рели­гия.

В настоящее время принято полагать гейдельбергского человека (Homo heidel­bergensis или Pithecanthropus heidelbergensis), широко распространённого в Африке и в Евразии, и пользовавшегося ору­диями ашельской культуры, - последним общим предком современ­ных людей и не­андерталь­цев. Археологические исследования свидетельствуют, что возраст наиболее древних из обнаружен­ных в Евразии останков неандертальцев сос­тавляет 362-310 тыс. лет (карьер Сигриста, Баден-Вюртемберг, Гер­мания). При этом отмечается, что и останки древнего человека, найденные на юге Сибири, - генети­чески похожи на останки неандертальцев, обнаруженные в Западной Европе и южнее (черепа, найденные в Чжоу-Коу-Тяне), - датируются 400-300 тыс. лет до н.э.. Возраст общего предка анатомически современных людей (возраст гипотетической «митохонд­ри­альной Евы», - матери-прародительницы), рассчитанный исходя из значений дивергенции мтДНК, со­ставляет 171,5 ± 50 тыс. лет (ж-л «Theoretical Population Biology»); по другим данным (Watson  et al., 1997) - 111-148 тыс. лет. Анализ многочисленных образцов ДНК постоянно удостоверяет тот факт, что мужская Y-хромосома была получена человеком от одного «Адама», появившегося в интервале 600-140 тыс. лет тому назад.

Вместе с тем (с прискорбием) констатируется (105.), что в конце среднего палеолита неандертальские погребения становятся ред­кими, а к 35-33 тыс. лет до н.э. и вовсе исчезают (и только в районе Гибралтара неандертальцы оби­тали до поры 28 тыс. лет до н.э.). Люди современного типа в эпоху верхнего палеолита повсеместно замещают неан­дерталь­цев (везде, во всех регионах, где найдены останки последних).

Итак (главное), можно ли «рассматривать палеоантропов как полноценных людей»?

Очевидно, что сопоставление интеллектуальных способностей различ­ных гоминид может быть осуществлено, в частности, на основе использования такого важного показателя, как средний объем их мозга. Так, у современ­ного человека он составляет (в среднем) 1400 куб. см; мозг неандертальца (объём 1300-1600 куб. см) по величине не уступал человеческому, - мозгу кроманьонца («антропологи больше не спорят о наличии у неандертальца признаков понимания и интеллекта» (Φ. Клике. 1982)); в че­репной коробке Homo heidelbergensis также находился довольно большой мозг - 1100-1400 куб. см; объем мозга синан­тропа достигал 1075 куб. см, а объем мозга Homo erectus - 880 куб. см, у «человека умелого» из Олдувая - 725 куб. см  и у Homo habilis - 640 куб. см. Важно то, что со временем изменялся не только объем черепа гоминид, но и его строение (качество нейронов коры головного мозга). Зафиксировано и раз­витие именно тех фрагментов черепной коробки, которые связаны с местом располо­жения речевого центра мозга. Так, при исследовании останков неан­дер­тальцев были сделаны слепки с внутренней полости их черепов, что позво­лило отчетливо выявить заметное развитие отдельных долей мозга, связанных с размещением центров высшей психической деятельности (Всемирная история. Энциклопедия. т I. 1956 г.). Сложилось мнение (В.Ф. Зыбковец, Ф. Кликс и т.д.), что не только кроманьонцы и неандер­тальцы, но и даже синантропы и питекантропы обладали развитым интеллектом, мыслили «ло­гично» (строили умозаключения), т.е. были разум­ными существами. Палеолингвистика свидетельствует, что «стано­вится все более и более вероятным, что разговорный язык был уже хорошо развит по крайней мере сто тысяч лет назад; возможно он существовал и когда… каменные орудия создавались мас­тером нижнего палеолита («Аббе­вилльская культура… в Западной Европе». «Cambridge Ancient History». Vol1. Pt.1. P.130). Вместе с тем, у гоминида рука и кисть с противопоставленным большим паль­цем, приобретают почти со­временный вид.

Несомненно, что объективно об уровне интеллектуальных способностей (силе разума) кого-либо из го­минид можно судить, и оценивая (в сравнении) плоды (результаты) его целена­правленной деятель­ности. К примеру, места «олдувай­ских» стоянок («олдувайская» («галеч­ная») археологическая культура Homo habilis, возникла ок. 2,7 млн лет назад), по мнению Льюиса Лики, уже «были тщательно вы­браны». Позднее же (А. Гофер, Р. Баркай, Р. Шимельмиц "Journal of Human Evolution"), обжитое пространство пещеры Кесем (Ханаан) уже было разделено на функциональные зоны: её обитатели скла­дировали загнанную добычу в одном месте, шкуры обрабаты­вали в другом, пищу готовили в третьем, повседневно используя огонь, а спали - в четвёртом. Отметим, что сравнительно недавно в пещере Кесем (близ Рош-Айна) найдены остатки зубов человека, жившего 400 тыс. лет назад ("УКРОП" со ссылкой на newrezume.org).

[justify]Существенно и то, что даже на начальном этапе изготовления орудий (а примитивные каменные инструменты появи­лись ок. 2,6 млн. лет назад, - стоянки Кооби-Фора в Кении и Гона в Эфиопии) встречается «не одно ка­кое-то орудие, а многоцелевой набор, спо­собный облегчить и сделать более успешной деятель­ность людей в различных хозяйственных сферах». Бы­тует суждение, что изготов­ление примитивных каменных инструментов распространилось в Переднюю Азию и Европу из Африки. Так, возраст топоров, обнаруженных на территории Ханаана (Израиль), со­ставлял 1,2 млн.- 800 тыс. лет. Древнейшие в Европе орудия труда найдены в Испании - 900 тыс. лет. Ар­хеологические работы, проведенные в Китае,

Реклама
Реклама