Часть 1. Портрет художника
О, живопись!
Ты спутница страданья!
Художник вечно просит подаянья
у музы, худсоюза и жены,
когда мольберт он тащит,
словно латы,
а на штанах топорщатся заплаты,
но в этом вовсе нет его вины.
А знаете вы, сколько стоит рама?
А холст,
а грунт,
а также пилорама, для изваяния распятия Христа?
Художник приобрел ее на рынке
И к школе детям не купил ботинки,
и снова начинает жизнь с листа.
Ему отрезан свет по неуплате.
Он зябнет в старом женином халате.
Он лижет кисточку, и белый холст скребет.
А на душе скребут не кошки, нет, - медведи!
А в батарею бьют нахальные соседи,
и теща назло арии поет.
Жена его улыбкой не встречает.
И нет жены. Но он не замечает.
Он божьим гласом боговдохновлен.
Он краскам мира сердце отворяет.
Размешивает, цедит, разбавляет,
и в красоту вселенной он влюблен.
Он ищет тайну полосы лазури
в середине надвигающейся бури,
и узкой, и разящей, как стилет.
И он картину радуги лишает,
когда использовать вначале он решает
на саже блаумбарский фиолет.
Потом по-черному, по сочному, густому,
не видимому, но и не пустому,
ультрамарин наносит по холсту.
И возникает нечто голубое,
пропитанное солнцем и любовью
- Художник похищает красоту!
Не так ли жизнь.
За мелочным расчетом,
за суетой, отбросив покрова,
Подарок то ли Бога, то ли черта,
- на сером, на обыденном, на черном,
вдруг властно проступает синева...
Часть 2. Советы художнику
Не будем праздно проповедовать, но лишь полезно присоветовать, - глаза художнику открыть. Чтоб он, творя зимой ли, летом ли, зеленым или фиолетовым, не смог бы свой талант зарыть.
Когда по смыслу иль нечаянно, с ума большого, иль с отчаянья, начнет от праздности дурить - бранить труды, образование и думать, что его призвание и смысл пред вечностью – творить, мы возразим ему уверенно, весомо и не злонамеренно, не тратя лишние слова: не эфемерное призвание, но труд, талант, образование - вот праоснова мастерства!
Чтобы жене не надоесть, Художник должен меньше есть. Чтоб усладить жену и тещу писать он должен, что попроще. Поменьше рюмке воздавать, и продавать, и продавать... Собачку, девушку уродину, портрет, пейзаж, а также Родину; Еврейский проклятый вопрос, любовь к природе всенародную, любовь народа всепогодную, когда на оную есть спрос.
Чтобы пейзаж был продаваемым - пейзаж быть должен подаваемым.
Пейзаж быть должен узнаваемым, как с пионерами отряд. Хотим мы даму видеть пышную. Малевич не заменит Шишкина, и не заменит зад квадрат.
А если задницу квадратную, в расчете на любовь бесплатную, как на бесспорную подать, Художник мажет черной кистию, то пусть себя не тешит мыслию - ему картину не продать!
Друзья! Рисуйте даму смуглую. А грудку - девичью и круглую,чтоб сразу и не увидать.А также можно даму белую. А грудь большую и дебелую.И с вами будет благодать!
Часть 3 Признание художника
Чтобы картине продаваться,
художник должен торговаться.
Художник должен отдаваться
на растерзание купца.
Не юной девушки отрада,
оплата - вот его награда
и увенчание Творца.
Что проку в бедных педагогах,
в пижонах, мрачных демагогах,
в искусствоведах записных,
в прыщавых барышнях со скрипкой,
в друзьях с двусмысленной улыбкой
и в генералах запасных?!
Доколе слушать их сужденья?
Хулы, хвалы из угожденья.
За рюмку водки. Что с того!
Зачем так много о пенатах?
В карманах пусто у пернатых
- Они не купят ничего!
Но сколь же мил нам обыватель,
приятный, полный покупатель,
что нас бранить не устает.
Когда с завидною отрыжкой
он ходит с записною книжкой
и вдруг, бумажник достает!
Он тверд.
Остротами не блещет.
Сердце художника трепещет.
Разлуку в нем трубит труба
И вот, картина продается!
Творец, рыдая, расстается.
С творением!
Но такова судьба!
***
Эпилог
Вот так и я своих творений,
летучих рифм, стихотворений
рассеял по свету.
И душу я спасал!
А все меня не по уму встречают,
И барышни нахально замечают,
что это, кажется, все,
«Пушкин написал».
|