Предисловие: "Вий" Н.В.Гоголя повествует читателям о том, что лукавый нечистивый ум русского человека способен выдумать такое чудище, которое одним взглядом разрушит стену, установленную даже самим Спасителем, Иисусом Христом, Всемогущим Господом.
Естественно, автор пишет не про языческих бесов, а про ужасающее ЗЛО, на которое способен народ России.
И это пророчество сбылось в 1917-ом году. Вий или Смиритель (по А.Блоку) пришел в Россию, чтобы разрушить до основания всё созданное прежде веками русской культуры ... Н.В.Гоголь. Повесть «Вий»
Размышляя о творчестве М.А.Булгакова, ненароком я задумался о скрытном сатирическом содержании повести Н.В.Гоголя «ВИЙ», широко известного благодаря кинематографу с 1967-го года в качестве первого советского триллера. Известно, что личность и творчество Н.В.Гоголя М.А.Булгаков особо выделял среди всех прочих, числя себя его учеником.
Казалось бы, на первый взгляд, обычная мистическая сказка, придуманная автором на основе украинского фольклора, преобразованная авторами художественной картины в фильм ужасов. Скажем дань языческому мышлению российского народа, по сей день верующему во всякие небылицы про ведьм, бесов, нечистую силу.
Но это только на первый взгляд. Для начала стоит заметить, что никакого «Вия» ни в украинском, ни в русском и даже во всём славянском фольклоре не существует. Это слово выдумано автором для этой повести, производным от слова «видеть», что большинство читателей направляет по ложному следу! Такой непритязательный приём, использованный Гоголем, путает большинство читателей, наивно представляющих Вия неким неизвестным им нечестивым персонажем древней мифологии.
Обладая опытом прочтения произведений М.А.Булгакова, мне дальше не составило труда обнаружить второе дно повествования, аккуратно скрытого за мистическими яркими образами чертей, ведьм и всей бесовщины.
Постепенно передо мной стала раскрываться потаённая идея автора, характеризующего в лице Хомы Брута всю российскую просвещённую интеллигенцию, занимающуюся науками (философией и религией в частности в повести), уповающей на воспитание высоконравственных идеалов у народа.
Представителем нового только зарождающегося сословия в России стал главный персонаж повести Н.В.Гоголя. Хома Брут, сын очевидно не богатых крестьян, добровольно поступивший в бурсаки в надежде посредством учёбы выбиться в люди. Позже я распишу, что за учебные заведения существовали при духовных семинариях под названием «бурса». Здесь же читателю следует понять, что в описываемый исторический период для бедных крестьян не было других образовательных профессиональных учреждений, поэтому молодые люди, склонные изменить жизнь с помощью знаний, шли в это просветительное общежитие , существовавшие при монастырях.
Нужда и бесправие вынуждают Хому Брута по требованию богатого помещика, следующего последней просьбы дочери, согласиться на отпевание её грехов.
Читатель сам должен догадаться, что его дочь при жизни отнюдь не была наивной и невинной, несмотря на свою ангельскую внешность, отчего и погибла, сжигаемая изнутри какими-то низменными страстями. Иначе с чего бы ночью в церковь на похороны к ней слеталась нечисть со всей округи?.. Да и нечисть ли вся эта бесчисленная ночная бесовщина?.. Дополнительные подробности о личности умершей Н.В.Гоголь разместил как бы ненароком в устных воспоминаниях её односельчан Дороша и Спирида о судьбе Микиты и Шепчихи, замученных какими-то непотребствами панночки. Называть прямо ночные забавы гостей панночки они явно опасаются, боясь гнева помещика, поэтому они лукаво приписывают их якобы вселившейся в её душу ведьме.
И, естественно, об этих её похабных гулянках не мог не знать всемогущий хозяин данного селения, сотник, тот самый помещик, который и нанял несчастного Хому Брута, при этом в самой повести о нём автор пишет: «Всё показывало, что хозяин дома любил повеселиться и двор часто оглашали пиршественные крики». Печальный сотник, убитый горем, характеризуется автором так: «…Что душа его была убита и разрушена вдруг, в одну минуту, и вся прежняя весёлость и шумная жизнь исчезли навеки». Всё вместе это означает, что ещё вчера он предавался загулам, ради которых в придачу к барабану и медным трубам даже пушки прикупил для хорошего фейерверка.
Н.В.Гоголь сопровождает повесть тем, как, по сути, малоимущий бурсак Хома Брут сопротивляется идти отпевать дочку богатого пана за щедрую плату, что само по себе выглядит неправдоподобно. Вероятно, есть у Хомы конкретная причина, сопротивляющаяся прямой корысти, хотя, что за проблема семинаристу отпеть три ночи над покойницей в церкви? В те годы это весьма распространённое явление, позволявшее неплохо подрабатывать бедным учащимся. Что же говорить про то, насколько высока была конкуренция за выгодным покойником, которая процветает и сегодня между различными службами и организациями по оказанию ритуальных услуг с отпеванием в церквях?
История трёх молодых семинаристов, заблудших в провинции в хутор к ведьме, напоминают мне гулянки богатых помещиков в отдалённых хуторах, называемых заимками, где они вдалеке от людских глаз и молвы изощрялись в распутных и преступных развлечениях, часто используя детей крепостных крестьян ...
Разве не напоминают вам эта случайная прогулка учащихся семинаристов за город на хутор, часто публикующиеся в СМИ скандальные материалы о нашей современной "золотой" молодёжи? Да и не только нашей ...
Такая очевидная параллель, когда образованные, но бедные, студенты-отличники проводят время в среде отпрысков богатеев, которым они помогают сдавать экзамены во время сессии, чтобы позже иметь право совокупляться подобно им с их женщинами, участвуя в паскудных развратных оргиях ...
Так и тут Хома Брут к его несчастью был избран панночкой для какого-то мерзкого изуверского извращённого сексуального развлечения, в результате которого женщина довела Хому до иступлённого садизма, связанного с нанесением ей физических травм от чувства омерзения. Похотливая и обольстительная дочка помещика, осознав утром, что она умирает, от бессилия и ненависти сообщает своему всемогущему папаше имя своего фактического убийцы. Трудно упрекнуть в распутстве трёх молодых повес, по случаю забредших на ночлег в дом блудницы ... Она сама пустила их в свой дом ночью, избрала и использовала Хому в качестве собственного сексуального партнёра ... И ведь в рассказе сказано, что не его одного, так как разложив по разным помещениям всех своих гостей, она, очевидно, посещала каждого из них. Впрочем, старуха в повести не скрывала, что её двор полон гостями. При небольшой фантазии можно легко представить, каким увеселениям могли предаваться в таких потаенных местах богачи.
Но, возможно, так случилось, что именно Хома не стал раболепно исполнять все её желания, разозлившись от мерзостных фантазий развратной бабы, отказавшись исполнять всё то, что она захочет, в приступе гнева, нагнеся ей смертельные увечья ... Возможно именно за это он и поплатился ночными отпеваниями ...
Но сам длинный многозначительный рассказ их совместного ночного полёта отчётливо отображает сексуальные изощрённые утехи развращённой праздной молодёжи. Как ещё можно понимать повторение слов, говорящих о знакомых всем людям чувствах "он чувствовал какое-то томительное, неприятное, но вместе сладкое чувство...". Или отчего они катаются попеременно друг на друге, меняясь местами, и почему стонет " в изнеможении" панночка от избиений, а не орёт благим матом?..
Ослепительная красота панночки метафорически означает привлекательность праздной жизни богатых бездельников, соблазняющих в свои сообщества юные невинные души.
И вот, весь народ селения сотника предстаёт перед глазами читателя благостным днём и нечестивым ночью, страждущим запретных тайных наслаждений, смешиваясь с гостями своего помещика ...
Как горьки были мысли и размышления Н.В.Гоголя, когда он решил изобразить российский народ ночной нечистью, а себя и судьбу всей интеллигенции России в виде наёмного чтеца, вынужденного под угрозой насилия замаливать повсюду чужие грехи, в которых они сами принимают участие по принуждению ...
И как гениально точно и современно звучат слова этого рассказа в наше время!..
Три героя повести звучно и разоблачительно названы явно вымышленными со специальным значением именами, что в будущем найдёт отражение и в творчестве М.А.Булгакова:
1.Ритор Тиберий Горобецъ – вероятно, отпрыск аристократов с хорошо подвешенным лукавым языком, которого друзья часто использовали «депутатом» (каково пророческое звучание этого слова в современном мире?) или представителем друзей для контактов с властью в бурсе. И владение риторикой и заимствованное императорское имя, по мнению Н.В.Гоголя должны указать непростое происхождение Горобца. Он обещал стать хорошим воином, так как любил подраться, несмотря на свою молодость в повести об этом сказано, что он часто приходил в бурсу с «большими шишками на лбу». Можно предположить, читая Н.В.Гоголя, что только юный возраст не позволял ему пить «горелку» и курить люльку. Стоит заметить, что в истории сохранилось много знаменитых людей с именем Тиберий, начиная с Тиберия Клавдия Нерона - римского императора 42 до н.э. - 37 до н.э., позже имя этого императора использует М.А.Булгаков, возможно подражая Н.В.Гоголю или используя многозначительность этого исторического образа.
2.Богослов Халява – скорее всего, Н.В.Гоголь подразумевал в нём еврейского болтуна проповедника, любителя поживиться дармовщиной, который так и не смог выучиться на философа, пристроившись при церкви звонарём. От распространённого обозначения мошенников, и слова «халява», которое происходит от еврейского молока, разносимого даром по пятницам беднякам. Главной чертой персонажа повести Н.В.Гоголя является его вороватость, даже у старухи на хуторе он умудряется «подтибрить с воза карася». Автор опишет: «Всё, что не лежало, бывало, возле него, он непременно украдёт».
3.Философ Хома Брут - единственный из них троих семинарист, именуемый звучным научным именем «философ», которого автор характеризует тем, что «он часто пробовал крупного гороха», то есть подвергался наказаниям. Очевидно, этот факт должен показать читателям, что Хому было некому защитить и нечем откупиться, поэтому он относился к экзекуциям с «философским равнодушием». Его прозвище происходит от имени Марка Юния Брута римского сенатора и друга императора Гая Юлия Цезаря, непосредственного организатора убийства Цезаря. Н.В.Гоголь, используя нарицательное имя убийцы Цезаря, наверняка подразумевал, что его персонаж представляет общество, из числа которых растут цареубийцы. Слово Хома - обозначает в буддизме ритуал, в котором первостепенное значение имеет предание жертвы священному огню.
В дополнение отмечу то, что старуха даже укладывает спать трёх как бы случайных оболтусов строго по сословному ранжиру принятому при самодержавии: отпрыска аристократов Тиберия в хате, богослова еврея Халяву в келье, смышленого простолюдина потенциального просвещённого русского интеллигента - в хлеву ...
Post Skriptum.
И в качестве совершенно необходимого примечания, так как недопустимо относится к знаменитым в СССР «Очеркам бурсы» Н.Г.Помяловского, как к чему-то совершенно достоверному, без соответствующей критики. Ибо именно эти невежественные заметки давно стали определять отношение читателей к учебному заведению под названием БУРСА.
Примечание.
Бурса - как исторический образец отношения власть предержащих правителей в России к образованию и просвещению со времён самодержавия до сегодняшних
|
...я и сам запутался кто и кому... ответствует. Начну сначала (а прежние коммы можно и удалить, как хотите)
...тема Вашей эсссее весьма к стати сайта, на мой взгляд.
Я, конечно, бы мальца поспорил относительно доводов всяких имён и их толкований в теме, но - это не суть...
...суть в том, что это хлебушек всяких исследователей и толкователей старины глубокой, - пусть их страдою и останется.
Фабула Вашего поста - контекст мне близки и коммы некоторые.
Гоголь, конечно же, был сатириком и только:
– Послушай, dominus Хома! - этой фр. достаточно..!! для дискуссии и развития... (ноне тоже все - господа - крестьян нет))
В сказке Вий - автор чудил над тупостью и сутью христианина-человека - и ноне почудить было бы весьма кстати. И что отрадно - все герои налицо: никуды не провалились!
И Булгаков -- сатирик... не порнограф.
...и даже, пропади всё пропадом, Пушкин с его Попом и толоконным Лбом. Ну или Г. с ШАнелью своей - сатира-то ведь ни только по отношению к обчесту возможна, но и по отношению к личностному индивида.
...и пошл род Инютиных - это из Иванова (Вечный зов) Однако всё это уже типа Достоевский. Это иная сказка.
Са-ти-ра - вот пружина общежития мира и движитель любого автора. И если этого нямая в душе афтара - крышка.
Жутчайшее IMHO.