ДВА ПЛЮС ТРИ: О ЗЕМНОМ И БОЖЕСТВЕННОМ
(Тема для проповеди, нечто новогоднее)
Я - сатирик, по нужде. А вообще - всего понемногу. Ольга Валентиновна затронула тему неразрешимости бинарных оппозиций и сейчас думаю, как проще изложить здесь понятие тройственности отношений. Например, могу начать с того, что мне не нравится в песнях горячо любимого мной Булата Окуджавы - с постоянного присутствия в них бинарных оппозиций, что в конечном счёте приводит к поклонению Богородице, которая в результате выходит превыше Христа. Богородица в Новом Завете - это метафорическое воплощение Церкви. И тогда выходит, что мы начинаем молиться самим себе, своей способности плодиться и размножаться. Подобная эволюция взглядов характерна для большинства вполне интеллигентных и незаурядных русских людей. А начинается всё с бинарных оппозиций, с веры в то, что не нравилось самому Окуджаве в его собственных родителях: мол, задача художника служить и отобразить, а исправлением ситуации займутся соответствующие органы.
Представим себе, что Бог-отец и Дух-мать (Заметьте, что мать - это Дух, а не Богородица, не машина для выпечки детей и почувствуйте разницу. (Отсюда партеногенез - "непорочное зачание" – и т.д.) заспорили между собой по вопросу Всемирного Потопа. "Я породил это адамово семя, я его и убью!" - кричит во гневе Бог-отец задолго до Тараса Бульбы. "Но ведь среди них же есть малые дети и просто невинные, честные люди," - возражает Дух-мать. "Проголосуем?" - предлагает Бог-Отец. "Зачем?" - резонно возражает Дух-мать. - "Счёт всегда будет 1:1 и пенальти не помогут. "А про меня забыли?" - вмешивается Бог-сын. - "Я с мамочкой! Счёт 2:1 в нашу пользу. Что делаешь, папуля, делай скорее. Мы же с мамочкой имеем полное право предупредить Ноя." Увидав, что, вопреки Его воле, Ной-таки уцелел со всем зверьём, Бог-отец, неожиданно для самого себя, возрадовался и зажёг роскошную радугу во весь небосвод, а потом чистосердечно покаялся перед остальным Святым Семейством, сказав: Я БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ БУДУ устраивать всемирных потопов.
Аналогично данному заоблачному противостоянию, на более высокой ступени эволюции человечества появляется понятие тройственности отношений. Всем известны примеры животных, которые наблюдая за другими животными или за человеком, научаются делать немыслимые вещи: колоть орехи под колёсами машин, стрелять из калашникова, считать, писать и даже разговаривать. Но научаются они этому лишь ПОДРАЖАЯ чьим-то действиям. Например, ни одна обезьяна не может РАССКАЗАТЬ другой, как научиться считать до десяти.
Поборники бинарных оппозиций, вслед за Павлом Флоренским, уверяют нас, что человек ничего нового придумать не может, что он только копирует природу, что всё ходит по кругу, по Экклезиасту. (У Маркса - по спирали. Вставляющие себе спираль женщины ведают, что творят.) Но тогда всё житие Иисуса Христа не подвиг, а сползание по спирали.
Вот один человек, размахивая руками, объясняет что-то другому - намекая на то, в чём он сам безнадёжно плавает. И второй понятливо кивает головой. И посредником, в этом случае, между ними возникает Слово - то самое, которое "было в начале у Бога и было Бог Иисус Христос". Так возникает тройственность отношений. В Ветхом Завете было только "око за око". Вот зачем "подставь другую щёку" или "возлюби врага твоего". Примеров можно привести немало. Да хоть бы те же треугольники в математике и Гриша Перельман с его топологией пространства.
2011
| Помогли сайту Реклама Праздники |