Мемуарные зарисовки студента медицинского института
В просторной кафельной прозекторской было солнечно и прохладно.
Преподаватель анатомии Александр Иванович сидел за длинным оцинкованным столом, на котором
лежал набальзамированный формалином труп, и препарировал нервы лица: скальпелем делал ювелирные
надрезы на щеке, а вязальной спицей выделял ажурную густую паутину периферических веточек нервной
системы. Каждой веточке он давал латинское название, и мы, студенты, слушая, ужасались: разве мыслимо
это выучить наизусть? Украдкой, мы часто вопросительно поглядывали на крепко сомкнутые веки
лежащего - не вскрикнет ли он от боли? Александр Иванович успокаивал нас, мол, это не покойник,
не труп, а учебный материал, но к нему "надо относиться с почтением и не забывать, что в этой
оболочке душа человеческая обитала".
Формалин слезил нам глаза, его запах был каким-то колющим, масляным и казалось, что он никогда
не выдохнется и никогда не отстирается. Но несмотря на агрессивность формалина, мы плотно, впритык,
окружали холодный металлический стол с "учебным материалом", над которым работал наш анатом.
Манипулируя спицей, Александр Иванович, - роста небольшого, упитанный, с сиплым голосом,
в старомодных очках, в медицинской шапочке, - был похож на добрую бабушку, занятую вязанием.
Когда на его пальцах скапливался жир, вытирал их о полы своего хирургического халата. Препарировать
труп в тонких резиновых перчатках не любил, "они мешали осязать ход нервных стволов и кровеносных
сосудов"...
"Препарирование, - он гордился вслух, - подобно искусству!".
Как-то, во время зачёта, Александр Иванович попросил, кажется, Галю Сердюкову рассказать
о строении почки и вручил ей задубленный препарат, овальной формы и тёмно-серого цвета. Галя
без наших подсказок, - почти слово в слово, как в учебнике, - стала бойко отвечать, используя латинские
термины. Почку вертела на ладони и показывала мочевые канальцы и лоханку.
- Всё, - вздохнула она.
- "Мы болтали: она о чувствах, а я ногой", - ехидно сказал преподаватель. Эту известную
смешную фразу обычно говорил, когда слышал от нас глупости. - Сердюкова, вы , я вижу, - он странно
заулыбался, - совсем не разбираетесь в органах противоположного вам пола. А мы их проходили!..
В этих стенах вы не девИца, а студентка медицинского института! Ведь яичко у вас в руках,
мужское яичко! Какая это почка?! - распалялся он. - Откуда тут взялась лоханка? Кстати, правое или
левое яичко? - спросил уже возмущённо и громко.
Сердюкова брезгливо отбросила препарат и покраснела; мы хихикали...
Каждый новый набор студентов подвергался этой "коварной" шутке...
Той же Сердюковой, когда мы изучали мускулатуру конечностей, он дал миниатюрную кофейную
чашечку. Специально принёс её с блюдцем из дому.
- Вообразите, Галочка: вечером вы приятно отдыхаете в баре с молодым человеком, играет музыка;
друг /в данном случае друг это - я/ угощает вас кофе.
Вдохновенный Александр Иванович свою речь выразительно, как в пантомиме, иллюстрировал
жестами и гримасой: брал воображаемый горячий кофейник и, придерживая воображаемую крышку,
наклонял его над реальной чашкой, будто наливал кофе, будто ухаживал за Галочкой.
- А сейчас вы нам покажите, как вы будете пить?
Галочка пантомиму не поняла и не поняла вообще, что от неё хотят. Она перевернула посудинку
вверх дном и потрясла.
- Так пустая она же!
- Так, а я же, - стал раздражаться старик, - объяснял, что - представьте!.. Подними верхнюю
конечность! Ну!.. Поднеси чашку ко рту! Ну!
Та, боясь очередного подвоха, испуганно моргая, готовая с визгом отпрыгнуть от Александра
Ивановича, медленно приблизила её к губам.
- Замрите!.. Студенты, все смотрим сюда! Все обращаем внимание, как оттопыривается мизинец
у Галочки. Видите, как элегантно! Как грациозно!.. Только женщины так любят кокетливо выпячивать
мизинчик, когда держат сосудик для питья. А это они могут делать, благодаря отводящему мускулу.
Итак, запечатлеваем в памяти: "мУскулюс, - он продолжил на латыни, - абдУктор дИгити мИними".
Затем склонился над трупом и принялся копошиться в обнажённых, туго спутанных мышцах кисти,
нащупал "мускулюс абдуктор дигити миними" и потянул. Мизинец трупа вздрогнул и начал
оттопыриваться точь-в-точь кокетливо, как у Галочки...
Именно такие педагогические приёмы помогали нам, студентам, постичь трудную науку;
и запомнили мы анатомию человека на всю жизнь...
...Теперь анатом Александр Иванович, как ни печально, давно сам покойный.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Ох, сколько мы двоек хватали всей подгруппой...